Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1978/2023 ~ М-1209/2023 от 04.04.2023

                                2а-1978/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2023 года город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Коротковой О.И.,

рассмотрев в здании суда в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области к Лаврусевичу Сергею Александровичу о взыскании задолженности уплате налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее- УФНС России по г. Орлу) обратилось в суд с административным иском к Лаврусевичу Сергею Александровичу о взыскании задолженности по уплате налогов и пени.

В обоснование административного иска указала, что административный ответчик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку в его собственности имеется объект налогообложения- квартира.

Налоговый орган, на основании статей 399- 406 Налогового кодекса РФ (далее- НК РФ) исчислил в отношении объекта недвижимости налог на имущество физических лиц: транспортный налог за 2016 год Шевроле Нива №***, земельный налог за 2014 год, 2016 год. расположенный по адресу: <...>, <...> <...>, <...>, <...> С. Сабурово СНТ Ветеран», <...>, <...> <...>, <...>, <...>, в размере 3 874 руб.

Однако административный ответчик в установленный срок налоги не оплатил.

В соответствии со статьями 69-70 НК РФ административному ответчику по почте заказным письмом было направлено требование № 91657 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателя) по состоянию на 30.11.2015 года. По указанному требованию Лаврусевич С. А. предлагалось оплатить пени по транспортному налогу за 2014 г. в размере 132 руб. 31 коп.; оплатить пени по налогу на имущество за 2014 г. в размере 6 руб. 50 коп.; оплатить земельный налог за 2014 г. в размере 1 196 руб. 50 коп. и оплатить пени по земельному налогу за 2014 г. в размере 12 руб. 84 коп. Требование № 91657 должно было быть исполнено налогоплательщиком в срок до 25.01.2016 г., однако не исполнено до сих пор.

21.11.2017 Лаврусевичу С.А. по почте заказным письмом было направлено требование № 22530 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не шляющихся индивидуальными предпринимателя) по состоянию на 14.11.2017 года. По казанному требованию Лаврусевич С.А. предлагалось оплатить пени по транспортному налогу за 2015 г. в размере 49 руб. 61 коп.; оплатить пени по транспортному налогу за 2014 в размере 3 руб. 31 коп.; оплатить пени по налогу на имущество за 2015 г. в размере 2 руб. 61 коп.; оплатить пени по земельному налогу за 2015 г. в размере 100 руб. 33 коп. Требование № 22530 должно было быть исполнено налогоплательщиком в срок до 25.12.2017 г., однако не исполнено до сих пор.

10.02.2018 года Лаврусевичу С.А. по почте заказным письмом было направлено требование № 11778 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не шляющихся индивидуальными предпринимателя) по состоянию на 06.02.2018 года. По казанному требованию Лаврусевич С.А. предлагалось оплатить транспортный налог за 2016 г. в размере 592 руб. 00 коп.; оплатить пени по транспортному налогу за 2016 г. в | размере 16 руб. 25 коп.; оплатить налог на имущество за 2016 г. в размере 16руб. 00 коп.; оплатить земельный налог за 2016 г. в размере 1916 руб. 00 коп. и оплатить пени по земельному налогу за 2016 г. в размере 33 руб. 18 коп. Требование № 11778 должно было быть исполнено налогоплательщиком в срок до 20.03.2018 г., однако не исполнено до сих пор.

До указанного времени административным ответчиком задолженность по налогам и пени не оплачена.

Ранее административным истцом подавалось заявление о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по уплате недоимки. Мировым судьей судебного участка №3 Советского района г. Орла был вынесен судебный приказ №2А-1170/2018 о взыскании в пользу ИФНС по г. Орлу с должника Лаврусевича С.А. задолженности за несвоевременную уплату транспортного, земельного и имущественного налога. Определением Мирового судьи судебного участка №3 Советского района г. Орла от 25.06.2018г. судебный приказ отменен по заявлению Лаврусевича С.А.

03 апреля 2023 г. в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано в связи с чем административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

На основании изложенного УФНС России по г. Орлу просит суд взыскать с административного ответчика Лаврусевича С.А. задолженность по имущественным налогам и пени в размере 3 874,26 руб.

На основании определения суда от 27 февраля 2023 г. административное исковое заявление УФНС России по г. Орлу к Лаврусевичу С.А. рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Суд, исследовав материалы административного дела, считает административные исковые требования УФНС России по г. Орлу не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Пунктом 1 статьи 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность, уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Согласно статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Согласно пункту 1 статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество - жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (абзац первый пункта 1 статьи 402 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 408 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса.

Пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (части 1, 2 статьи 52 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В пункте 7 статьи 58 НК РФ установлено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

Из материалов административного дела следует, что административный ответчик Лаврусевич С.А. является собственником транспортного средства Шевроле Нива, гос номер №***, модель №***, 2003 г. выпуска, земельный участок по адресу: <...>, кадастровый №***, земельный участок по адресу: <...> <...>, с/<...>, кадастровый №***, земельный участок по адресу: Орловская об., <...>, кадастровый №***, земельный участок по адресу: <...>, <...>, кадастровый №***, земельный участок по адресу: <...>, СТ Ромашка, кадастровый №***, земельный участок по адресу: <...>, <...> кадастровый №***, земельный участок по адресу: Орловская обл, <...>, <...>, кадастровый №***, земельный участок по адресу: <...>, кадастровый №***, земельный участок по адресу: <...>, кадастровый №***, земельный участок по адресу: <...>, кадастровый №***, жилой дом по адресу: <...>, жилой дом <...>, кадастровый №***, жилой дом по адресу: <...>, кадастровый №***.

Налоговым органом, на основании указанных норм исчислены налоги на имущество, принадлежащее административному ответчику за 2014-2016 год в размере 3874,26 руб.

    О необходимости оплатить налоги с Лаврусевича С.А. было направлено уведомление №156967398 от 12.10.2017г с указанием срока уплаты до 01.12.2017г. Доказательства направления налогового уведомления административным истцом не представлены.

До указанного в уведомлении срока административный ответчик налог на имущество физических лиц не оплатил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (пункт 3).

Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Исходя из указанных правовых норм, налоговый орган начислил Лаврусевичу С.А. пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц.

Административному ответчику налоговым органом направлено требование

№ 91657 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателя) по состоянию на 30.11.2015 года. По указанному требованию Лаврусевич С. А. предлагалось оплатить пени по транспортному налогу за 2014 г. в размере 132 руб. 31 коп.; оплатить пени по налогу на имущество за 2014 г. в размере 6 руб. 50 коп.; оплатить земельный налог за 2014 г. в размере 1 196 руб. 50 коп. и оплатить пени по земельному налогу за 2014 г. в размере 12 руб. 84 коп. Требование № 91657 должно было быть исполнено налогоплательщиком в срок до 25.01.2016 г., однако не исполнено до сих пор.

Однако до настоящего времени указанное налоговое требование не исполнено административным ответчиком, налог и пени не оплачены.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно пункту 2 этой же статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Из материалов дела усматривается, что налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 3 Советского район в г. Орла с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по уплате недоимки. Мировым судьей судебного участка №3 Советского района г. Орла был вынесен судебный приказ №2А-1170/2018 о взыскании в пользу ИФНС по г. Орлу с должника Лаврусевича С.А. задолженности за несвоевременную уплату транспортного, земельного и имущественного налога. Определением Мирового судьи судебного участка №3 Советского района г. Орла от 25.06.2018г. судебный приказ отменен по заявлению Лаврусевича С.А.

В суд с рассматриваемым административным иском административный истец обратился 04 апреля 2023 г. в котором просит восстановить процессуальный срок на его подачу.

В абзаце 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

В обоснование заявленного ходатайства о восстановлении пропущенного административным истцом срока на обращение в суд с заявленными административными исковыми требованиями, налоговый орган сослался на организационно-штатных мероприятий в налоговом органе.

Вместе с тем, к уважительным причинам пропуска установленного срока на обращение в суд с требованием о взыскании относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях следования установленного порядка обжалования.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем им должны быть обеспечена возможность своевременного обращения в суд с исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Следовательно, законных оснований для восстановления срока на обращение в суд с рассматриваемым иском, по заявленным административным истцом доводам, не имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.

Согласно разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в пункте 26 Постановления Пленума от 27.12.2016 № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Поскольку на дату обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о взыскании недоимки с Лаврусевича С.А. административный истец утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пеней в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и отсутствуют доказательств уважительности причин пропуска срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 310 ░░░ ░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1978/2023 ~ М-1209/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УФНС России по Орловской области
Ответчики
Лаврусевич Сергей Александрович
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Короткова Оксана Ивановна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация административного искового заявления
05.04.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2023Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
01.06.2023Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
15.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2023Дело оформлено
20.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее