Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-297/2024 ~ М-8/2024 от 09.01.2024

Дело №2а-297/2024

УИД: 23RS0052-01-2024-000008-73

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Тихорецк 04 марта 2024 года

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Семенова Е.А.,

секретаря судебного заседания Андрушко Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белгородской таможни к Коротких Андрею Петровичу о взыскании таможенных платежей и пени,

установил:

Белгородская таможня обратилась в суд с административным иском к Коротких Андрею Петровичу о взыскании таможенных платежей и пени. 12.06.2015 по пассажирской таможенной декларации №№ Коротких А.П. на таможенную территорию Евразийский экономический союз через таможенный пост <данные изъяты> ввез транспортное средство «<данные изъяты>» регистрационный номер №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN № В графе 3.3. «Сведения о транспортном средстве» пассажирской таможенной декларации он указал цель ввоза транспортного средства как «временный ввоз». Согласно вышеуказанной декларации Коротких А.П. был обязан вывезти автомобиль за пределы таможенной территории ЕАЭС до 12.09.2015 года, что не исполнил. У него возникла обязанность по уплате таможенных платежей.

ДД.ММ.ГГГГ Белгородской таможней вынесено уведомление №№ о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в размере 344262,24 рубля и пени в размере 152331,23 рубля, всего 496 593,47 рублей. В указанном требовании предложено оплатить имеющуюся задолженность по таможенным платежам, пени в добровольном порядке. Уведомление Белгородской таможни о неуплаченных таможенных платежах направлено соответствующим письмом от 27.01.2023 № 29-28/1094.

В соответствии с частью 11 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования. Согласно пункту 16 указанной статьи, требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.

Пунктом 17 статьи 152 указанного Федерального закона установлено, что при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные статьей 152 ТК ТС (действующей в период ввоза товара), таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 18 Федерального закона.

Задолженность в добровольном порядке не оплачена. На день обращения в суд с настоящим исковым заявлением размер пени составляет 344262,24 рублей.

09.05.2023 мировым судьей судебного участка №108 г. Тихорецка по заявлению Белгородской таможни был вынесен судебный приказ о взыскании с Коротких А.П. таможенных платежей и пени в общей сумме 688524,48 руб. Определением от 22.05.2023 судебный приказ был отменен по заявлению должника. Административный истец просит в судебном порядке восстановить срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, взыскать с Коротких А.П. таможенные платежи в размере 344262,24 рублей и пени в размере 344262,24 рублей – всего 688524,48 рублей.

Представитель административного истца Белгородской таможни в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Административный ответчик – Коротких А.П. в судебное заседание не явился, от представителя административного ответчика Бетеевой Л.И. поступили возражения на административное исковое заявление, в котором имеется ходатайство об отказе административному истцу в восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с иском.

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

Согласно части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

С 01.01.2018 вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС) признан утратившим силу. Однако пунктом 1 статьи 457 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование и (или) выпуск которых осуществлены без помещения под таможенные процедуры до вступления ТК ЕАЭС в силу и которые находятся под таможенным контролем на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, с даты вступления в силу ТК ЕАЭС подлежат соблюдению условия, установленные для использования таких категорий товаров, предусмотренные ТК ЕАЭС.

В судебном заседании установлено, что 12.06.2015 Коротких А.П. при пересечении таможенной границы Таможенного союза в целях совершения таможенных операций в отношении транспортного средства «<данные изъяты>» регистрационный номер №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, VIN № подал на таможенный пост <данные изъяты> пассажирскую таможенную декларацию. Пунктом 3.3 Декларации установлена таможенная стоимость в размере 100000 рублей. Срок временного ввоза транспортного средства согласно декларации до 12.09.2015 года.

По результатам проведения таможенного контроля, а также на основании вынесенного по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования решения от ДД.ММ.ГГГГ года № №, установлен факт невывоза Коротких А.П. вышеназванного транспортного средства с таможенной территории Таможенного союза.

ДД.ММ.ГГГГ Белгородской таможней вынесено уведомление №№ о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в размере 344262,24 рубля и пени в размере 152331,23 рубля, всего 496 593,47 рублей. В указанном требовании предложено оплатить имеющуюся задолженность по таможенным платежам, пени в добровольном порядке. Уведомление Белгородской таможни о неуплаченных таможенных платежах направлено соответствующим письмом от 27.01.2023 № 29-28/1094.

Правоотношения, связанные с совершением должником таможенных операций при ввозе транспортного средства на таможенную территорию Евразийского экономического союза, возникновением у должника обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенного транспортного средства, совершением ответчиком действий (бездействия), влекущих наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов, возникли в период действия ТК ТС и до вступления в силу ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского кономического союза, действующего с 1 января 2018 года (далее - ТК ЕАЭС), в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 ТК ЕАЭС.

Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС в случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с не вывозом с таможенной территории Союза, день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находится на таможенной территории Союза, считается сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении таких транспортных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года, действовавшего во время возникновения рассматриваемых правоотношений, транспортные средства для личного пользования, временно ввезенные с освобождением от уплаты таможенных платежей, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза только физическими лицами, осуществившими их ввоз.

В соответствии со статьей 14 указанного Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения (пункт 4).

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается (помимо иных оснований) у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 5).

Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующим суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории Таможенного союза (пункт 7).

В соответствии с частью 3 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», действовавшей во время возникновения рассматриваемых правоотношений, до принятия мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Закона.

Согласно части 5 статьи 152 вышеуказанного Закона требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Требование административным истцом в соответствии с данным Законом ответчику не выставлялось.

Исходя из положений пункта 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в указанный период, сроком уплаты таможенных платежей в отношении не вывезенного транспортного средства является 12 сентября 2015 года - день истечения срока, в течение которого транспортное средство могло временно находится на таможенной территории Таможенного Союза. Аналогичное регулирование установлено с 1 января 2018 года пунктом 5, подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

На момент истечения срока уплаты таможенных платежей правоотношения по поводу их взыскания были урегулированы положениями Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 названного закона принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Аналогичный трехлетний срок для взыскания таможенных платежей установлен и частью 8 статьи 71 действующего Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд. Приведенное толкование ранее было дано в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства».

09.05.2023 мировым судьей судебного участка №108 г. Тихорецка по заявлению Белгородской таможни был вынесен судебный приказ о взыскании с Коротких А.П. таможенных платежей и пени в общей сумме 688524,48 руб. Определением от 22.05.2023 судебный приказ был отменен по заявлению должника.

С настоящим иском в суд административный истец обратился 08.12.2023.

Трехлетний срок обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании таможенных платежей административным истцом пропущен, поскольку срок временного ввоза транспортного средства истек 12.09.2015, с заявлением о выдаче судебного приказа таможенный орган обратился 03.03.2023, то есть уже за пределами трехлетнего срока.

Пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».

В таможенном праве имеют место сходные сроки контроля (п. 7 ст. 310 ТК ЕАЭС, подп.1 п.8 ст.71 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В пункте 25 Постановления Пленума ВС РФ от 26 ноября 1019 г. № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» разъяснено, что новое решение в сфере таможенного дела может быть принято в отношении декларанта взамен отмененного решения лишь в порядке проведения таможенного контроля и в соответствующие сроки (ч.2 ст.263 Закона о таможенном регулировании).

Как следует из пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС, таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса. После наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7-15 статьи 14 настоящего Кодекса, таможенный контроль может проводиться до истечения 3 лет со дня наступления таких обстоятельств.

В силу части 5, части 6. пп.1 части 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (действующего с 04.08.2018 года), взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.

Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган.

Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются: если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не I направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

В настоящее время Таможенным кодексом Евразийского экономического союза также предусмотрен трехлетний срок давности проведения таможенного контроля (ст. 99).

Исходя из содержания вышеприведенных законоположений трехлетний пресекательный срок принудительного взыскания таможенных платежей включает не только срок на выставление требования (уведомления), но и срок обращения в суд за принудительным взысканием.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 года №7-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Таможенного кодекса Российской Федерации...» также указано на недопустимость применения конфискации товаров и транспортных средств (таможенной санкции) независимо от времени совершения или обнаружения таможенных правонарушений, и необходимость впредь до установления соответствующих ограничительных сроков, применять трехлетний срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.

Данные законоположения соотносятся с общим принципом недопустимости бессрочного принудительного взыскания таможенных платежей, и учитываются в рассматриваемом административном деле.

Таким образом, в данном случае фактические обстоятельства дела свидетельствуют о пропуске административным истцом предельного трехлетнего срока принудительного взыскания таможенных платежей.

Доводы административного истца о том, что срок обращения в суд пропущен по уважительной причине – в связи с тем, что требовалось уточнить учтенные данные должника, а именно, его место жительства или место нахождения имущества на территории Российской Федерации, суд считает необоснованными, поскольку указанные причины пропуска установленного законом срока для обращения в суд не являются исключительными, не препятствовали и не затрудняли своевременному совершению действий, направленных на взыскание задолженности по таможенным платежам.

Суду не представлено доказательств наличия препятствий для подачи административного иска с соблюдением процессуального срока.

Учитывая, что установление факта пропуска установленного законом срока для обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для вынесения решения об отказе в удовлетворении административного иска, исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.03.2024

░░░░░ ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-297/2024 ~ М-8/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Белгородская таможня
Ответчики
Коротких Андрей Петрович
Суд
Тихорецкий городской суд Краснодарского края
Судья
Семенов Евгений Анатольевич
Дело на сайте суда
tixoreck-gor--krd.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация административного искового заявления
09.01.2024Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Судебное заседание
12.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее