№ 2а-134/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 июня 2023 года город Дюртюли                        

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Загртдиновой Г.М.,

с участием прокурора Нугаевой Э.Ф.,

представителя администрации сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан Багаува А.А.,

при секретаре Галиуллине Б.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Илишевского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан об устранении нарушений лесного законодательства,

установил:

прокурор Илишевского района Республики Башкортостан обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, в котором (с учетом заявления в порядке ч. 1 ст. 46 КАС РФ) просит признать незаконным бездействие ответчиков, связанное с ненадлежащим исполнением требований лесного законодательства и обязать администрацию муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан поставить на кадастровый учет лесной участок в границах кадастрового квартала №, расположенный на территории Итеевского сельсовета. В обоснование указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства, в ходе которой установлено, что лесной массив в границах кадастрового квартала № не относится к государственному лесному фонду, соответствующее право не зарегистрировано, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности не приняты.

Определением суда принят отказ прокурора Илишевского района Республики Башкортостан от административных исковых требований к администрации сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан.

В судебном заседании представитель административного истца ст.помощник Дюртюлинского межрайонного прокурора Нугаева Э.Ф., действующая по доверенности, административный иск поддержала.

В отзывах на административный иск представитель администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан Нурыев В.Р. полагает административный иск не подлежащим удовлетворению, представитель заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Кашапова Р.Р. указывает, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки.

Представитель администрации сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан Багаув А.А. не возражал удовлетворению иска.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

На основании положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд определил провести разбирательство в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей истца и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

На основании и во исполнение Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (часть 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что на территории Итеевского сельсовета муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан в границах кадастрового квартала №, расположен лесной массив общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно сведениям ЕГРН в государственном фонде данных относительно земельного участка в границах кадастрового квартала № на территории Итеевского сельсовета муниципального района Илишевский район РБ не имеется. Границы земельного участка не определены, земельный участок на государственный кадастровый учет не поставлен.

Из ответа Министерства лесного хозяйства РБ следует, что лесополосы в кадастровом квартале № не относятся к государственному лесному фонду.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Государственная инвентаризация лесов, осуществляемая в соответствии со статьей 90 Лесного кодекса Российской Федерации, проводится в отношении уже учтенных лесов, относящихся к государственному лесному фонду, в целях обеспечения эффективного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе информационного обеспечения управления в области государственного лесного контроля и надзора посредством своевременного выявления негативных воздействий на леса и нарушений лесного законодательства.

В то же время статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (пункт 1 часть 1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).

Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.

В соответствии со статьей 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе осуществление муниципального лесного контроля.

Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ст. 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.

В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Пунктом 36 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения муниципального района относится организация выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ лесничеств.

Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления, в границах которого расположены занятые лесами земельные участки.

Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (статья 67, часть 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации) и землеустройству (пункт 3 статьи 69, статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве").

Отсутствие на кадастровом учете лесного участка свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией муниципального района обязанности по владению, пользованию муниципальным имуществом.

Исходя из того, что в силу норм действующего законодательства, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления, суд приходит выводу об обоснованности исковых требований прокурора о возложении на администрацию муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан обязанности провести мероприятия по кадастровому учету в отношении лесного участка на территории Итеевского сельсовета муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, в границах кадастрового квартала 02:27:090301, не относящегося к государственному лесному фонду.

Поскольку в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то обязанность по проведению мероприятий по постановке земельного участка, занятого лесом, находящегося на межселенной территории, на кадастровый учет должны быть исполнена администрацией муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, а не администрацией сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан.

Учитывая, что земельные участки, расположенные в границах муниципального образования и покрытые лесом, на кадастровый учет не поставлены, данное обстоятельство может привести к невозможности рационального использования таких лесов, их охраны и защиты, осуществлению надлежащего муниципального лесного контроля, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе, связанных с лесными пожарами, нерациональному использованию лесных ресурсов, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Таким образом, административный иск прокурора Илишевского района Республики Башкортостан подлежит удовлетворению.

По смыслу ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая характер работ и баланс интересов сторон, суд устанавливает срок для исполнения решения - в течение года со дня вступления его в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 09.06.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-134/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Илишевского района РБ
Ответчики
Администрацию сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан
Администрация МР Илишевский район РБ
Другие
Дюртюлинская межрайонная прокуратура РБ
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан
Суд
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Загртдинова Г.М.
Дело на сайте суда
diurtiulinsky--bkr.sudrf.ru
10.01.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
10.01.2023Передача материалов судье
16.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2023Подготовка дела (собеседование)
13.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.03.2023Судебное заседание
07.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
09.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2023Дело оформлено
18.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее