Дело №а-5454/2023
УИД: 22RS0№-73
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2023 года ....
Центральный районный суд .... края в составе
судьи Ваншейд А.К.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к ФКУ Следственный изолятор № УФИО2 по ...., ФИО2, юрисконсульту ФКУ Следственный изолятор № УФИО2 по .... ФИО1 о признании действий, ответа незаконными, взыскании денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с административным иском к юрисконсульту ФКУ Следственный изолятор № УФИО2 по .... (далее также ФКУ СИЗО-1) ФИО1, в котором указал, что обращался с заявлением в юридический отдел ФКУ СИЗО-1, в котором просил ознакомить его с нормативно-правовыми актами: Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, чем реализовать право на получение бесплатной юридической помощи, в соответствии с п. 5.9 приказа Минюста ФИО2 № "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" и право на получение информации, в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано. Полагает, что ответ от ДД.ММ.ГГГГ, данный на его заявление не мотивирован, не обоснован, не соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Указывает, что ответ от ДД.ММ.ГГГГ и действия ФКУ СИЗО-1 нарушают его права на получение юридической помощи, на доступ к правосудию.
На основании изложенного просит признать действия ФКУ СИЗО-1 не соответствующими Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Приказу Минюста ФИО2 № "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы", ФЗ № "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; признать незаконным ответ от ДД.ММ.ГГГГ; присудить ему компенсацию в размере 300 000 руб. за нарушение условий содержания.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ Следственный изолятор № УФИО2 по ...., ФИО2, начальник ФКУ Следственный изолятор № УФИО2 по .... ФИО8
Административный истец ФИО5 в судебном заседании участвовал посредством видеоконференц-связи, на удовлетворении требований настаивал по доводам, изложенным в административном иске, пояснил, что оспариваемый отказ нарушил его права на получение бесплатной юридической помощи и получение информации.
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1, ФИО2 Н.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддерживая доводы письменных возражений.
Административные ответчики юрисконсульт ФКУ СИЗО-1 ФИО1, начальник ФКУ СИЗО-1 ФИО8 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В административном иске ФИО5 оспаривает ответ от ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление подано истцом ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем срок на обращение в суд за защитой нарушенного права не пропущен.
Установлено, что ФИО5 на момент возникновения спорных правоотношений содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 в связи с рассмотрением в отношении него уголовного дела № (ранее 1-1/2021), по которому Железнодорожным районным судом .... в отношении него вынесен обвинительный приговор, который вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, на момент вынесения оспариваемого ответа приговор вступившим в законную силу не являлся.
Таким образом, к спорным правоотношениям при рассмотрении настоящего административного иска подлежат применению положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее также Федеральный закон № 103-ФЗ) и Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Министерства юстиции ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 106 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы представители администрации СИЗО ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы в письменном и (или) в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам). Подозреваемые и обвиняемые также могут направить предложения, заявление и жалобу с использованием устанавливаемых в местах, определяемых администрацией СИЗО, информационных терминалов (при их наличии и технической возможности).
Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации СИЗО, регистрируются в журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО, с чем под расписку ознакамливается заявитель, и докладываются начальнику СИЗО или лицу, его замещающему, который обеспечивает их рассмотрение и направление ответов. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации СИЗО должен быть дан не позднее десяти суток со дня регистрации такой жалобы в журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО, о чем делается отметка в указанном журнале (п.п. 109, 110 Правил).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился с заявлением, адресованным в юридический отдел ФКУ СИЗО-1, в котором с целью реализации права на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, с учетом права на получение бесплатной юридической помощи, просил разъяснить порядок подачи заявления в суд об оспаривании норм УК РФ, вызвав его на беседу для оказании консультации; ознакомить с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, поправками к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, внесенными с февраля 2022 до июля 2023.
Заявление ФИО5 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за номером 531 в журнале № т.2 учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в корпусном отделении №.
На указанное обращение ФИО5 дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ № б/н за подписью юрисконсульта юридической группы ФКУ СИЗО-1 УФИО2 по .... ФИО1, в котором разъяснен порядок подачи заявления об оспаривании нормативных правовых актов (в данном случае норм Уголовного кодекса Российской Федерации). Также разъяснено, что действующим законодательством предусмотрено право лиц, находящихся в следственном изоляторе, пользоваться литературой из библиотеки учреждения. Однако указанные в заявлении нормативно-правовые акты в библиотеке СИЗО-1 отсутствуют. Разъяснено право на получение необходимой литературы, документов правового характера путем оформления подписки как за счет собственных средств, так и за счет средств родственников.
Пунктом 13 ст. 17 Федерального закона № 103-ФЗ предусмотрено право подозреваемых и обвиняемых пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми.
Аналогичные положения содержатся в п.п. 5.14, 204 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
В обращении ФИО5 просил ознакомить его с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, поправками к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, внесенными с февраля 2022 года до июля 2023 года.
Указанное ходатайство могло быть реализовано путем предоставления административному истцу соответствующих нормативных правовых актов из библиотеки СИЗО-1 (при их наличии).
Вместе с тем в ответе административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно указано на невозможность предоставления запрашиваемых нормативно-правовых документов в связи с их отсутствием в библиотеке ФКУ СИЗО-1. При этом ФИО5 разъяснено, что он вправе получить необходимую литературу правового характера путем оформления подписки либо приобретения через администрацию СИЗО-1 в торговой сети как за счет собственных средств, так и за счет средств родственников.
Факт отсутствия испрашиваемых законов подтверждается справками воспитателя ОВР ФКУ СИЗО-1 ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что в библиотеке учреждения отсутствуют Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в том числе с поправками, внесенными с февраля 2022 года до июля 2023 года.
При этом, как следует из справки главного бухгалтера СИЗО -1 ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, лимиты бюджетных обязательств на приобретение книг в библиотеку ФКУ СИЗО-1 в 2023 году не выделялись.
Указанное свидетельствует о невозможности исполнения заявления ФИО5 в части предоставления для ознакомления указанных в заявлении нормативно-правовых актов по объективным причинам.
В части просьбы о разъяснении порядка подачи заявления в суд об оспаривании норм УК РФ в оспариваемом ответе истцу даны подробные разъяснения положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующих порядок оспаривания нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции.
Между тем, данный порядок не применяется в отношении федеральных законов, к которым относится Уголовный кодекс Российской Федерации, проверка федеральных законов осуществляется только Конституционным Судом Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации.
Однако в указанной части оспариваемой ответ не нарушает права административного истца, поскольку является письмом информационного содержания, которое негативных последствий для ФИО5 не порождает, каких-либо обязанностей не возлагает, препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов не создает.
Соответственно, ошибочное разъяснение порядка обращения в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, а не обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе не влечет признание данного ответа незаконным. Указанный ответ не препятствовал обращению истца за судебной защитой, в том числе в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим заявлением. Также административный истец не был лишен возможности обратиться за профессиональной юридической помощью к адвокату.
Доводы административного истца о неисполнении сотрудниками ФКУ СИЗО-1 обязанности по предоставлению ему бесплатной юридической помощи, в том числе путем дачи устной консультации, на основании п.5.29 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы отклоняются судом по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 324-ФЗ бесплатная юридическая помощь оказывается в виде: 1) правового консультирования в устной и письменной форме; 2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 324-ФЗ закреплены категории граждан, имеющие право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
В соответствии с п. 5.29 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и с соблюдением требований статьи 18 Федерального закона № 103-ФЗ, а также настоящих Правил (для малоимущих граждан; инвалидов I и II групп; ветеранов Великой Отечественной войны, Героев Российской Федерации, ФИО3, ФИО4, Героев Труда Российской Федерации; детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законных представителей и представителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; несовершеннолетних, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве); граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и других категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, указанных в статье 20 Федерального закона о бесплатной юридической помощи).
Административный истец не относится ни к одной из категорий граждан, в отношении которых вышеуказанными нормами закона предусмотрено право на получение бесплатной юридической помощи. Статус малоимущего, на который ссылается административный истец, в установленном законом порядке не подтвержден.
Таким образом, у административного ответчика ФКУ СИЗО-1 отсутствовала безусловная обязанность по предоставлению административному истцу бесплатной юридической помощи в порядке, предусмотренном п.5.29 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
При этом его обращение рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", уполномоченным должностным лицом, в установленный законом срок, нарушений в действиях сотрудников ФКУ СИЗО-1, как и нарушений прав административного истца не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий сотрудников ФКУ СИЗО-1 и ответа от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
В части требования о взыскании денежной компенсации в связи с нарушением условий содержания под стражей административный иск также не подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В данном случае каких-либо нарушений в действиях административных ответчиков не установлено, в связи с чем оснований для взыскания денежной компенсации не имеется.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований ФИО5 в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░5 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ....░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.12.2023