Дело № 2а -995/2024
УИД 21RS0006-01-2024-001314-987
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Никифорова С.В.,
при секретаре судебного заседания Энюховой М.Н.,
с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Лушникова И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к административному ответчику Васильеву Е.В. о прекращении действия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами и обязании сдать водительское удостоверение,
у с т а н о в и л :
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к административному ответчику Васильеву Е.В. о прекращении действия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами с возложением на него обязанности сдать водительское удостоверение. Исковые требования мотивированы тем, что ответчик Васильев Е.В. имеет удостоверение на право управления транспортными средствами категорий «А, А1, В, В1, С, С1, М» серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ однако с ДД.ММ.ГГГГ он состоит на диспансерном наблюдении у врача-психиатра-нарколога с диагнозом: «Психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением опиоидов. Пагубное употребление (F11.1)». Данное заболевание включено в Перечень противопоказаний к управлению транспортными средствами и является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами, поскольку имеющиеся обстоятельства представляют непосредственную угрозу для безопасности дорожного движения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации, создается опасность причинения их жизни и здоровью, в связи с чем право Васильева Е.В. на управление транспортными средствами подлежит прекращению.
В судебном заседании прокурор Лушников И.Н. административные исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Административный ответчик Васильев Е.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом. При этом конверт с судебным извещением, направленный по указанному адресу, возвращен в суд с отметкой «истек срок хранения», что в силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации является надлежащим извещением.
Заинтересованные лица – УГИБДД МВД по Чувашской Республике и БУ ЧР «Канашский ММЦ» Минздрава Чувашии явку своих представителей в суд не обеспечили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
При этом БУ ЧР «Канашский ММЦ» Минздрава Чуваши дело просило рассмотреть без участия своего представителя.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Канашского районного суда Чувашской Республики в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся административного ответчика и представителей третьих лиц, выслушав прокурора, изучив представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении (статьи 1 и 3).
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством комплекса мер, включая проведение мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения, которое заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (ст.ст. 5 и 23).
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (пункты 1 и 2 статьи 24).
В соответствии со статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами, в том числе является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, федеральным законодательством возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, перечень которых устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации (пункты 1, 4 статьи 23.1 Федерального закона N 196-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, пункт 7 которого предусматривает, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по Международной классификации болезней (МКБ-10) F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), являются противопоказаниями для управления транспортным средством.
Согласно МКБ-10 "Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) Код МКБ F12.1 означает "Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением каннабиоидов. Пагубное употребление".
Исходя из положений пункта 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия при наличии подтвержденной стойкой ремиссии.
Приведенное регулирование направлено на ограничение участия лиц, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства. Из этого же исходят и Правила дорожного движения Российской Федерации, которые прямо запрещают водителю управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения (пункт 2.7). Гарантией достижения указанной цели является пункт 1 статьи 28 Закона о безопасности дорожного движения, который допускает прекращение действия права на управление транспортными средствами при выявлении у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. При этом названным законоположением не исключается, что заболевание, включенное в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, будет выявлено в ином, помимо обязательного медицинского освидетельствования, порядке.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 февраля 2020 года N 521-О, на основании таких сведений прокурор, обращаясь в суд в порядке, установленном статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, уполномочен поставить перед судом вопрос о прекращении действия права на управление транспортными средствами на основании любых сведений о здоровье водителя транспортного средства.
В ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения Канашской межрайонной прокуратурой установлены факты управления транспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания на данный вид деятельности.
Так, из материалов дела следует, что Васильеву Е.В. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение серии №, что подтверждается копией карточки операций с ВУ (л.д. <данные изъяты>).
Вместе с тем, Васильев Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном наблюдении в наркологическом кабинете БУ ЧР «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии с диагнозом: Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением опиоидов. Пагубное употребление. Код МКБ 10 пересмотра - F11.1. (л.д. <данные изъяты>
Таким образом, судом установлено, что Васильев Е.В. на момент рассмотрения дела имеет диагноз «Пагубное употребление наркотических веществ (каннабиноидов)» (F 12.1), который относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности для окружающих, что ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц – участников дорожного движения, и состояние его здоровья препятствует безопасному управлению транспортными средствами, в установленном порядке Васильевым Е.В. выставленный ему диагноз не оспаривался, недействительным не признан, с диспансерного учете не снят (л.д. <данные изъяты>).
Васильев Е.В. доказательств, бесспорно свидетельствующих об отсутствии у него медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, в суд не представил.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора о прекращении действия права административного ответчика на управление транспортными средствами в связи с состоянием его здоровья, препятствующем безопасному управлению транспортными средствами, подлежат удовлетворению, так как в деле имеются достаточные данные о наличии заболевания, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами.
Сведений о сдаче водительского удостоверения Васильевым Е.В. в материалах дела не имеется. С учетом того, что водительское удостоверение на право управления транспортными средствами выдано РЭО ОГИБДД Отдела МВД России по г. Канашу, суд считает необходимым обязать Васильева Е.В. сдать водительское удостоверение именно в этот орган по вступлении решения суда в законную силу.
Учитывая данное обстоятельство, по вступлении решения суда в законную силу следует направить его в РЭО ОГИБДД Отдела МВД России по <данные изъяты> для внесения в базу ГИБДД информации о прекращении действия права Васильева Е.В. на управление транспортными средствами.
При этом судом принимается во внимание, что в силу п. 3 ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года N 1191 «Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения права управления транспортными средствами» в случае если у ответчика отпадут основания прекращения права управления транспортными средствами, указанное право восстанавливается путем возврата водительского удостоверения.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Прокурор не является стороной в рассматриваемом споре, а представляет собой специальный субъект процесса, освобождённый от уплаты государственной пошлины. И, поскольку административный иск подлежит удовлетворению, с административного ответчика Васильева Е.В. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей (предмет иска - спор неимущественного характера для физических лиц) в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 28 ░░ «░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 14.11.2014 №1191.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.