Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-170/2023 ~ М-141/2023 от 18.05.2023

Дело № 2а-170/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Большерецк Камчатского края                                       27 сентября 2023 года

Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Архиповича А.А., при секретаре Махмадиевой З.Р.,

с участием административного истца помощника прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Сарагашева А.С.,

представителя ответчика Слободенюка М.С.,

представителя заинтересованного лица Леоненко Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края, в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Спецтранс» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Усть-Большерецкого района обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Спецтранс» (далее также – АО «Спецтранс»), в обоснование которого указывает, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что на территории Озерновского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района обнаружена несанкционированная свалка, на земельном участке с координатами № 510 29,570/ широта, Е 1560 31,366/ долгота, на котором находится место сбора ТКО (далее - твердые коммунальные отходы) и мусора, в том числе производственной деятельности, образованных в результате жизнедеятельности поселков Озерновский, Шумный, Паужетка и села Запорожье. На территории Камчатского края региональным оператором по сбору и утилизации ТКО и мусора приказом Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 19.12.2016 №738 определено муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецтранс». 22 января 2018 года МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецтранс» реорганизовано в ГУП «Спецтранс». Дополнительным соглашением от 11.11.2019 №4 в качестве одной из технологических зон, где предприятие осуществляет свою деятельность определен Усть-Большерецкий муниципальный район Камчатского края. С целью устранения нарушений прокуратурой района 27 октября 2022 года в ГУП «Спецтранс» внесено представление, по результатам которого мер к ликвидации ТКО не принято, что является нарушением требований природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и об отходах производства и потребления, поскольку вследствие указанных нарушений ущемляются права неопределенного круга лиц на санитарно - эпидемиологическое благополучие, на благоприятную и безопасную окружающую среду.

24 мая 2023 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица ГУП «Спецтранс» путем реорганизации в форме преобразования, в результате чего образовано юридическое лицо – АО «Спецтранс», которое является правопреемником в отношении полномочий, прав и обязанностей и вопросов деятельности ГУП «Спецтранс».

В связи с чем, с учётом уточнений просил признать незаконным бездействие АО «Спецтранс», выразившееся в непринятии мер по организации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки и обязать АО «Спецтранс» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в п. Озерновский (географические координаты № 510 29,570/ широта, Е 1560 31,366/ долгота).

В судебном заседании, помощник прокурора Усть - Большерецкого района Сарагашев А.С., заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Слободенюк М.С. административный иск не признал, указав, что согласно информации главы администрации Озерновского городского поселения от 27.09.2022 № 355, земельный участок, на котором размещены отходы был предоставлен в аренду ИП Краевская Л.М., в связи с чем, эксплуатантом данного участка является не Администрация, а индивидуальный предприниматель, который несет бремя его содержания. Кроме того, указывает на то, что свалка в пгт. Озерновский Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края не включена в перечень объектов размещения ТКО на территории Камчатского края. Иные объекты размещения ТКО на территории пгт. Озерновский, с. Запорожье, п. Шумный и п. Паужетка отсутствуют. Администрация Усть-Большерецкого муниципального района за получением субсидии на строительство (реконструкцию) муниципальных объектов размещения, переработки и обезвреживания отходов в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Камчатского края от 20.11.2017 №488-П «О государственной Программе Камчатского края «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае» не обращалась. Полагают, что для начала осуществления услуги по обращению с ТКО необходимо создание в пгт. Озерновский объекта размещения или обезвреживания отходов. Указывают, что органом местного самоуправления не определены варианты размещения отходов на земельном участке площадью не менее 7 га в пгт. Озерновский, категория разрешенного использования и расстояние от которого до жилой застройки, водных объектов, ООПТ, 6-ой авиационной подзоны будут соответствовать действующему законодательству РФ.

В судебном заседании 31.07.23 представитель заинтересованного лица глава администрации Озерновского городского поселения Петров В.В. пояснил, что поскольку свалка несанкционированная, они заключили договор с ИП «Краевская» на сбор, вывоз и складирование ТКО на полигоне вблизи п. Озерновский, выделили землю в аренду под ведение ее деятельности.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Усть-Большерецкого муниципального района Леоненко Ю.П., оставила решение по иску на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В представленных пояснениях от 18.08.2023 сообщила, что является индивидуальным предпринимателем. Согласно договора аренды транспортного средства от 16.08.2016 б/н, заключенного на основании распоряжения администрации Озерновского городского поселения от 11.08.2016 №214, арендует транспортное средство – специализированный автомобиль марки АМЕ 49319 КО-440-У (мусоровоз), находящееся в муниципальной собственности Озерновского городского поселения с целью оказания услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО), образующихся в результате жизнедеятельности населения, деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей Озерновского городского поселения, согласно схеме размещения мусоросборных площадок. Согласно постановления администрации Озерновского городского поселения от 20.08.2016 №79 был выделен земельный участок размером 50м х 50 м для складирования твердых коммунальных отходов и мусора с территории п. Озерновский в целях предупреждения неблагоприятных последствий, в результате которых возможно нанесение вреда здоровью населения и недопущения нарушения санитарно-гигиенических норм содержания территорий в п. Озерновский. В настоящее время ФИО1 осуществляет свою деятельность на основании лицензии от 24.10.2018 №(41)-6539-Т на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. По результатам конкурса вывоз мусора осуществляется на земельный участок с кадастровым номером № по договору аренды земельного участка от 10.03.2021 №3. В виду отдаленности п. Озерновский возможность вывозить мусор в специализированные для переработки мусора заводы отсутствует.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Указанное положение Конституции РФ конкретизировано в Федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст. 11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Положениями ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, возмещении вреда окружающей среде, запрещении хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

В силу ст. 1 ФЗ № 7-ФЗ охрана окружающей среды это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статьей 8 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – ФЗ № 52-ФЗ) предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Исходя из содержания ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенный постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, под несанкционированными свалками отходов понимаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (п. 4.13).

В силу ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, при проведении проверки прокуратурой Усть-Большерецкого района установлено, что ГУП «Спецтранс» не обеспечило проведение мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Озерновского городского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края.

Указанные обстоятельства подтверждаются Актами осмотра от 27.09.2022, 07.06.2023 (л.д.14, 38).

Согласно информации от 27.09.2022 № директора ГУП «Спецтранс» Воробьева С.П. приказом Агентства по обращению с отходами Камчатского края от 31.08.2020 №59 утверждена Территориальная схема обращения с отходами в Камчатском крае. В соответствии с Территориальной схемой для Озерновского городского поселения и Запорожского сельского поселения предлагается строительство нового полигона ТКО в пгт. Озерновский. Действующую несанкционированную свалку рекультивировать. До реализации проектных решений предлагается включить действующие объекты размещения отходов в с. Усть-Большерецк и в пгт. Озерновский в перечень объектов размещения ТКО на территории Камчатского края, не имеющих проектной документации и введенных в эксплуатацию до 01.01.2019. На сегодняшний день свалка в пгт. Озерновский Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края не включена в перечень объектов размещения ТКО на территории Камчатского края. Иные объекты размещения ТКО на территории пгт. Озерновский, с. Запорожье, п. Шумный и п. Паужетка отсутствуют. Администрация Усть-Большерецкого муниципального района за получением субсидии на строительство (реконструкцию) муниципальных объектов размещения, переработки и обезвреживания отходов в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Камчатского края от 20.11.2017 №488-П не обращалась. Для начала осуществления услуги по обращению с ТКО необходимо создание в пгт. Озерновский объекта размещения или обезвреживания отходов (л.д.10-11).

Из сообщения № 355 от 27.09.2022 г. главы администрации Озерновского городского поселения Озерновского городского поселения Петрова В.В. следует, что до настоящего времени ГУП «Спецтранс» деятельности на территории Озерновского городского поселения и прилегающих населенных пунктах не начинало. Сбором и вывозом ТКО занимается ИП ФИО1, имеющая соответствующую лицензию. У администрации Озерновского городского поселения отсутствуют как финансовые, так и технические возможности на вывоз его на специализированные полигоны, тем более на организацию мусора утилизации (л.д.13).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок: кадастровый № передан в аренду ФИО1 с 07.04.2021. Срок аренды устанавливается на 10 лет (10.03.2021 до 09.03.2031), земли для размещения площадок для сбора мусора.

Кроме того, судом установлено, что с целью устранения нарушений прокуратурой района 27.10.2022 в ГУП «Спецтранс» внесено представление (л.д.18-21).

По результатам рассмотрения представления прокуратуры Усть-Большерецкого района ГУП «Спецтранс» предоставило информацию от 25.11.2022, согласно которой представителями ГУП «Спецтранс» несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов не выявлялись. Кроме того, соответствующее исследование на определение класса опасности отходов (I-V) или не относящихся к ТКО специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО по Камчатскому краю не проводились. На основании чего ГУП «Спецтранс» считает доводы представления несостоятельными и необоснованными (л.д.22).

Согласно приказа Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 19.12.2016 №738 МУП Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецтранс» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края (л.д.23).

24.05.2023 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица ГУП «Спецтранс» путем реорганизации в форме преобразования, в результате чего образовано юридическое лицо – акционерное общество «Спецтранс», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 61-62).

Постановлением администрации Озерновского городского поселения от 20.08.2016 №79 был выделен земельный участок размером 50м х 50 м для складирования твердых коммунальных отходов и мусора с территории п. Озерновский.

Постановлением администрации Озерновского городского поселения от 29.09.2016 №80 определена специализированная организация по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора с территории п. Озерновский – ИП ФИО1

Постановлением администрации Озерновского городского поселения от 10.03.2021 № с ФИО1 заключен договор аренды земельного участка для размещения площадок для сбора мусора, сроком на 10 лет.

На основании лицензии от 24.10.2018 № №-Т ФИО1 имеет право осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Таким образом, судом установлено, что на момент предъявления прокурором настоящего административного иска АО «Спецтранс» не были приняты меры по организации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в п. Озерновский (географические координаты №,570/ широта, Е 1560 31,366/ долгота).

Вместе с тем, постановлением администрации Озерновского городского поселения от 20.08.2016 № был выделен земельный участок размером 50м х 50 м для складирования твердых коммунальных отходов и мусора с территории п. Озерновский.

Постановлением администрации Озерновского городского поселения от 29.09.2016 № определена специализированная организация по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора с территории п. Озерновский – ИП ФИО1

10.03.2021 по итогам проведенного открытого аукциона администрация Озерновского городского поселения заключила договор аренды земельного участка для размещения площадок для сбора мусора, сроком на 10 лет с ФИО1, которая осуществляет свою деятельность на основании лицензии от 24.10.2018 №(41)-6539-Т.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами, именно ИП ФИО1 является эксплуатантом и несет бремя содержания земельного участка с координатами №,570/ широта, Е 1560 31,366/ долгота, на котором находится место сбора ТКО и мусора, в том числе производственной деятельности, образованных в результате жизнедеятельности поселков Озерновский, Шумный, Паужетка и села Запорожье.

Кроме того, как усматривается из материалов дела свалка в пгт. Озерновский Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края не включена в перечень объектов размещения ТКО на территории Камчатского края. Иные объекты размещения ТКО на территории пгт. Озерновский, с. Запорожье, п. Шумный и п. Паужетка отсутствуют.

Материалами дела не подтверждено, что администрация Усть-Большерецкого муниципального района обращалась за получением субсидии на строительство (реконструкцию) муниципальных объектов размещения, переработки и обезвреживания отходов в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Камчатского края от 20.11.2017 №488-П «О государственной Программе Камчатского края «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае».

Также административным истцом не представлены доказательства, что на несанкционированной свалке размещены отходы относящихся к ТКО. Соответствующее заключение по результатам исследования для определения видов отходов, проведенное специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО по Камчатскому краю не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора о признании бездействия АО «Спецтранс» незаконным, возложении обязанности.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №,570/ ░░░░░░, ░ 1560 31,366/ ░░░░░░░), ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                                               ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-170/2023 ~ М-141/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
зам. Прокурора Усть-Большерецкого района Дудко К.В.
Ответчики
АО "Спецтранс"
Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Спецтранс"
Другие
Администрация Озерновского ГП
ИП "Краевская"
Администрация Усть-Большерецкого СП
Суд
Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края
Судья
Архипович Артем Александрович
Дело на сайте суда
ust-bolsherecky--kam.sudrf.ru
18.05.2023Регистрация административного искового заявления
19.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее