Дело № 2а-367/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Вытегра 01 августа 2022 года
Вытегорский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Скресанова Д.В.,
с участием заместителя прокурора Вытегорского района Наумовой И.В.,
при секретаре Дикаловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Вытегорского района к администрации сельского поселения Оштинское о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Согласно административного искового заявления прокуратурой Вытегорского района проведен мониторинг официальных сайтов - порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления Вытегорского района законодательства о предоставлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, в результате которого выявлены нарушения Федерального закона № 210-ФЗ, выразившееся в необеспечении ответчиком возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронном виде через сайт администрации. Постановлением администрации сельского поселения Оштинское от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления сельского поселения Оштинское. Согласно ответу администрации Оштинское сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на представление прокуратуры Вытегорского района от ДД.ММ.ГГГГ администрация примет к устранению выявленные нарушения закона. До настоящего времени данное нарушение не устранено. Не оказание муниципальных услуг в электронном виде создает административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в РФ административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг. Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Оштинское, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде и обязать администрацию сельского поселения Оштинское в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании заместитель прокурора Вытегорского района Наумова И.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации сельского поселения Оштинское не явился, уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по административному иску не имеют.
Руководствуясь ст. 226 КАС РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников производства по делу.
Проверив доводы административного иска и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно ч.2 ст.2 указанного закона муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
В соответствии со ст. 3 ФЗ № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг изложены в ст.4 Федерального закона № 210-ФЗ, одним из которых является 1 возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, в силу п.п. 1 и 2 ст.6 ФЗ №210-ФЗ, обязаны, в том числе, предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
При этом гражданам и иным установленным Федеральным законом № 210-ФЗ лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п.3 ст.5 названного Федерального закона).
Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ).
Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона №. 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются: предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг; получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги; взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч.4 ст.29 Федерального закона № 210-ФЗ переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами- графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В соответствии с этапом № 5 утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» до 01.01.2014 органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.
При этом, указанными Требованиями (п.2 Требований) предусмотрено, что предоставление услуг в электронном виде может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных й муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Сводный перечень, первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов российской Федерации и муниципальными учреждениями и сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями в рамках полномочий Российской Федерации переданных для осуществления органами государственной власти субъектов РФ, с описанием этапов перехода на предоставление услуг в электронном виде утверждены Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р.
Этим же распоряжением рекомендовано органам государственной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде, предусмотренных приложением № 1 и 1(1) руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно Приложения № 2 распоряжения Правительства РФ № 1993-р от 17.12.2009.
Как установлено судом, прокуратурой Вытегорского района проведен мониторинг официальных сайтов - порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления Вытегорского района законодательства о предоставлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, в результате которого выявлены нарушения Федерального закона № 210-ФЗ, выразившееся в необеспечении ответчиком возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронном виде через сайт администрации. Постановлением администрации сельского поселения Оштинское от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления сельского поселения Оштинское. Согласно данного реестра органами местного самоуправления с/п Оштинское предоставляются следующие услуги: выдача выписок из Реестра муниципального имущества; представление муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование без проведения торгов; информационное обеспечение заявителей на основании архивных документов, хранящихся в муниципальном архиве; присвоение или аннулирование адресов; предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников; заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения; заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; предоставление разрешений на осуществление земляных работ; предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности гражданам для индивидуального жилищного строительств, ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование; предоставление в собственность, в аренду, постоянное (бессрочное) пользовании, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов; предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в муниципальной собственности, на котором расположен объект незавершенного строительства; предварительное согласование предоставления земельных участков из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности; предоставление земельных участков из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ответу администрации Оштинское сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на представление прокуратуры Вытегорского района от ДД.ММ.ГГГГ администрация примет к устранению выявленные нарушения закона. До настоящего времени данное нарушение не устранено.
Не оказание муниципальных услуг в электронном виде создает административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе создает условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в РФ административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг. Отсутствие возможности получения услуги в электронной форме нарушает законные права граждан на получение государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства может повлечь нарушение прав граждан на предоставление государственных и муниципальных услуг.
Суд находит доводы заместителя прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.08.2022