РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2022 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н., при секретаре Тимошенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-3676/22 по иску Вахрамова О. Г. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании решения незаконным и обязании произвести действия,
установил:
Вахрамов О.Г. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что административный истец обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов, на основании того, что истец является собственником нежилого здания и земельного участка под ним, расположенных по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имуществом г.о. Самара Вахрамову О.Г. было возвращено заявление и пакет документов, в связи с тем, что по информации Департамента в границах испрашиваемого земельного участка отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие истцу, следовательно, основания, предусмотренные ст. 39.20 ЗК РФ отсутствуют. Просит, с учетом уточнений, признать незаконным решение Департамента управления имуществом г.о. Самара об отказе в рассмотрении заявления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 7 381 кв.м., без проведения торгов, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать административного ответчика рассмотреть заявление о предоставлении в собственность административного истца земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 7 381 кв.м., без проведения торгов по существу.
Представитель административного истца по доверенности Першина Е.В. в судебном заседании требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат: здание, площадью 1 954,8 кв.м., (кадастровый №), а также земельный участок под нежилое здание площадью 1 431 кв.м. (кадастровый №), расположенные по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Вахрамов О.Г. обратился в адрес Главы г.о. Самара с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка площадью 7 381 м2 по адресу: <адрес>, как территория прилегающая к зданию.
ДД.ММ.ГГГГ заявление административного истца передано на рассмотрение в Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент управления имуществом г.о. Самара возвратил Вахрамову О.Г. пакет документов, указав, что основания, предусмотренные ст. 39.20 ЗК РФ, для предоставления земельного участка отсутствуют, так как в границах испрашиваемого земельного участка не имеется объектов недвижимости, которые принадлежат истцу на праве собственности. Истцу рекомендовано обратиться в Департамент градостроительства г.о. Самара.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учёта земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п.1, 2 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
- фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина), наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано, в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
- реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
- кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
- основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 ЗК РФ оснований;
- вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
- цель использования земельного участка;
- реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
- реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В соответствии с п.3 ст.39.15 ЗК РФ в течение 10 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует изложенным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к нему не приложены указанные выше документы. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п.6 ст.39.15 ЗК РФ в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
В соответствии с п.7 ст.39.15 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п.8 ст.39.20 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Таким образом, по поступившему заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов ответчик был вправе принять одно из следующих четырех решений:
- о возвращении заявления заявителю по формальным основаниям;
- о приостановлении срока рассмотрения заявления до принятия решения по ранее поданному другим лицом заявлению;
- о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделен полномочиями по возвращению в течение срока, установленного ЗК РФ, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также решить вопрос о его возвращении заявителю при наличии предусмотренных законом оснований.
Следовательно, оспариваемые действия ответчика является заведомо незаконным. Ответчик не вправе уклониться от принятия решения по существу заявления административного истца.
Судом установлено, что поступившее на рассмотрение ответчика заявление удовлетворяет требованиям п.1 ст.39.15 ЗК РФ. К заявлению приложены документы, предусмотренные п.2 ст.39.15 ЗК РФ. Следовательно, у ответчика не имелось оснований для возвращения заявления.
В качестве основания возвращения документов Вахрамову О.Г. административный ответчик указывает на отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Однако указанная позиция административного ответчика опровергается следующими доказательствами.
В соответствии со свидетельством о праве постоянного пользования от ДД.ММ.ГГГГ № Учебно-производственному комбинату № предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 0,7381 га.
Впоследствии на основании договора купли-продажи объекта нежилого фонда №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом продал Култыбаевой С.Н. нежилое здание площадью 1 954, 80 кв.м. и земельный участок площадью 1 431, 20 кв.м., на котором оно расположено, по адресу: <адрес>. Затем на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указанные объекты недвижимости были приобретены Вахрамовым О.Г.
В соответствии с ответом Управления Росреестра по <адрес> и материалами межевого дела (л.д. 20-52) ранее приобретенный Вахрамовым О.Г. земельный участок площадью 1 431 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, фактически входит в состав земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 7 381 кв.м. Согласно плана границ земельного участка, содержащегося в межевом деле 2005 г., и каталога координат, включая координаты здания, границ охранной зоны кабеля ЛЭП, акта установления и согласования границ земельного участка, а также схему отвода фактически занимаемого земельного участка от 1993 г. Из указанных документов следует, что земельный участок общей площадью 7 381 кв.м. изначально являлся полностью сформированным и подлежал постановке на кадастровый учет.
Помимо этого, согласно заключения кадастрового инженера Карамзина В.А. от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый земельный участок в составе земельного участка площадью 7 381 кв.м. (в примыкающей к нежилому зданию части составляет площадь 5 950 кв.м.) является необходимым и достаточным для совместного использования и эксплуатации нежилого здания.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 7 321 кв.м. используется как прилегающая территория к зданию. Указанный земельный участок огражден забором как единый земельный участок, а юридическое лицо, которому выделялся земельный участок – Учебно-производственный комбинат № прекратил свою деятельность.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика от Самара от ДД.ММ.ГГГГ № о возврате заявления и пакета документов по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования последнего о признании распоряжения незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.