№ 2а-183/2022
24RS0029-01-2022-000226-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2022 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
при секретаре Кетовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края к Отделу судебных приставов по Козульскому району ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава – исполнителя Отдела судебных приставов по Козульскому району ГУФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, требования мотивируя тем, что они не бездействуют, проводят мероприятия направленные на исполнение решения суда, так 18.02.2022г. администрация заключила договор с ООО «Фирма по разработке и реализации эффективных новаций «<...>» на предмет геодезической съёмки и расчету вероятного вреда, также администрация регулярно проводит осмотры дамбы и оценивает состояние готовности к пропуску паводковых вод. Кроме того, администрация Новочернореченского сельсовета является органом местного самоуправления и её финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, административный истец считает, что должник не совершал умышленных действий по намеренному уклонению от исполнения решения суда, однако по независящим от него обстоятельствам денежные средства выделены не были, вина в неисполнении решения суда со стороны администрации Новочернореченского сельсовета отсутствует, а в виду принятия исчерпывающих мер для исполнения возложенных на него обязанностей, реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие обстоятельств, которые, по мнению административного истца, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
В судебное заседание представитель истца администрации Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края не явился, извещен надлежаще и своевременно, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, исковые требования поддерживает в полном объёме.
Ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Козульскому району УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Исходя из положений части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 5, частей 11, 12 статьи 30, части 1 статьи 105, частей 1, 3, 6, 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Козульского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, постановлено возложить на администрацию Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края обязанность по проведению мероприятий по обеспечению безопасности и правил эксплуатации гидротехнического сооружения - дамба с дорогой на пруду реки «Татарка», назначение: нежилое, застроенная площадь 1410 кв.м., протяженность 235,0 м., инвентаризационный номер №, адрес объекта: <адрес>, со дня вступления решения суда в законную силу: провести мероприятия по расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии ГТС, разрабатываемый в соответствии с методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;
Создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
закрепить ГТС за ответственными лицами из числа эксплуатационного персонала для проведения постоянного и периодического контроля (осмотры, технические освидетельствования, обследования) технического состояния сооружения;
разработать правила эксплуатации ГТС;
провести комплекс мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС;
разработать проект мониторинга безопасности ГТС;
разработать график планово-предупредительных ремонтов на ГТС.
На основании указанного решения суда судом был выдан исполнительный лист №.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Козульскому району УФССП России по Красноярскому краю на основании исполнительного листа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №.
В настоящее время исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ не окончено, поскольку решение суда не исполнено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Козульскому району УФССП России по Красноярскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ с администрации Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 руб., об освобождении от уплаты которого заявлено административным истцом.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
Согласно ст.37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку. В случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.
Администрация Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края является органом местного самоуправления, и её финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Бюджет администрации Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края дотационный, поэтому помимо целевых средств невозможно, не выделении денежных средств на исполнение решения суда для администрации, как исполнительного органа, является непреодолимым обстоятельством, затрудняющим исполнение решения суда.
По смыслу перечисленных положений закона, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а как следует из вышеуказанных обстоятельств, несвоевременное исполнение требований исполнительного документа не обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника.
При таких обстоятельствах, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований ответственности администрации Новочернореченского сельсовета Козульского района Красноярского края за неисполнение обязательства, в связи с чем, должник может быть освобожден от взыскания исполнительского сбора и исковые требования необходимо удовлетворить.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░