УИД 04RS0019-01-2024-000325-85
Дело № 2а-217/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Турунтаево 08 мая 2024 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Михалевой Е.В.,
при секретаре Гордеевой Ю.Н.,
с участием представителя административного истца Семис-оол И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение о признании незаконным бездействия в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории поселения, обязании Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение создать на территории поселения маневренный жилищный фонд,
установил:
обращаясь в суд с указанным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Татауровское» сельское поселение (далее МО «Татауровское» СП), выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории МО «Татауровское» СП; обязать Администрацию МО «Татауровское» СП создать на территории МО «Татауровское» СП маневренный жилищный фонд в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования мотивирует тем, что в результате проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства установлено, что вопреки нормам действующего жилищного законодательства маневренный фонд на территории МО «Татауровское» СП отсутствует, что может повлечь нарушение жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными, в виду отсутствия возможности их расселения. Вопреки правовым положениям жилищного законодательства Администрацией поселения надлежащих мер в рамках предоставленной законом компетенции по формированию на территории муниципального образования маневренного жилищного фонда не предпринимается, что создает угрозу нарушения прав граждан на жилые помещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также иных обстоятельств, предусмотренных положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Семис-оол И.С. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Татауровское» СП – глава поселения Воротникова Л.Р. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В своих возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика указала, что с иском не согласна, требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не содержат ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие Администрацию к созданию маневренного фонда, и не содержат указаний на обстоятельства, создающие угрозу нарушения жилищных прав граждан, просила прекратить производство по делу. Пояснила, что согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Устава МО «Татауровское» СП к вопросам местного значения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Указанные положения носят общий характер и не содержат указания на конкретные способы их исполнения. Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения жилищных прав. Отсутствие маневренного фонда не создает угрозы нарушения прав граждан. В настоящее время на территории МО «Татауровское» СП аварийными и подлежащими сносу признаны 2 многоквартирных дома. Две семьи переселены по договору социального найма и по договору поднайма, у остальных имеется свое дополнительное жилье. Маневренный фонд – это состоящая на балансе муниципалитетов недвижимость для временного проживания людей. Процедура создания маневренного фонда нигде не прописана. Как правило, маневренный фонд пополняется исходя из финансовых и других возможностей, а не реальных потребностей населенных пунктов, за счет строительства социального жилья на региональные и федеральные средства, переходящих на баланс администраций или выморочного имущества. Кроме того, на федеральном уровне не предусмотрена нормативная база, регулирующая порядок, устанавливающий перевод свободных жилых помещений специализированного фонда в жилые помещения маневренного фонда в случае выявления обстоятельств, предусмотренных ст. 95 ЖК РФ в качестве оснований для предоставления и использования соответствующих жилых помещений. Полномочия по созданию маневренного фонда и его содержание влечет за собой дополнительное финансирование, что в реальности поддержки не имеет. В МО «Татауровское» СП маневренный фонд отсутствует, жилых помещений для присвоения статуса специализированного на территории поселения не имеется, строительство жилых домов на территории поселения в целях создания маневренного жилищного фонда не ведется в связи с отсутствием в бюджете поселения денежных средств на указанные цели. Высвобождение жилых помещений, ранее предоставленных гражданам на основании договоров социального найма, практически не осуществляется. В поселении не ожидается увеличения количества граждан, претендующих на предоставление жилья, не планируется реализация масштабной программы капитального ремонта МКД с отселением жильцов. В исковом заявлении не указано, как именно бездействие администрации привело к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц. Кроме того, не указано, в каком объеме должен быть создан маневренный фонд. Ранее прокурор обращался в суд с иском о признании незаконным бездействия Администрации поселения и обязании издать распоряжение с указанием о сроках отселения из аварийного МКД по адресу: <адрес>. В ходе судебного разбирательства Администрация устранила нарушения, т.е. издала распоряжение о сроках отселения граждан из аварийного МКД.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав возражения на административное исковое заявление, представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии по ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В силу ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Как следует из положений ч. 2 ст. 19, п. 1, 4, 9 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, который включает осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, к которому относятся, в том числе жилые помещения маневренного фонда.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Статьей 95 ЖК РФ установлено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма (п. 1); граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными (п. 2); граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п. 3); граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 3.1); иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством (п. 4).
В соответствии с п.п. 4, 7 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв.м. жилой площади на 1 человека.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения, отнесено к вопросам местного значения поселения.
Законом Республики Бурятия от 07.12.2004 № 896-III «Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия» (принят Народным Хуралом Республики Бурятия 25.11.2004) предусмотрено, что на основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения поселений, предусмотренные пунктами 4 (за исключением вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения), 6, 13 (за исключением вопроса охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения), 15, 18, 22, 33.1, 33.2, 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона.
Из указанных норм права следует, что создание маневренного жилищного фонда с целью обеспечения жилищных прав граждан является обязанностью органов местного самоуправления сельского поселения, применительно к рассматриваемому спору – к компетенции Администрации МО «Татауровское» СП, и не являются переданными полномочиями.
Из материалов административного дела следует, что результате проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства установлено, что вопреки нормам действующего жилищного законодательства маневренный фонд на территории МО «Татауровское» СП отсутствует, что может повлечь нарушение жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными, в виду отсутствия возможности их расселения. Вопреки правовым положениям жилищного законодательства Администрацией поселения надлежащих мер в рамках предоставленной законом компетенции по формированию на территории муниципального образования не предпринимается, что создает угрозу нарушения прав граждан на жилые помещения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также иных обстоятельств, предусмотренных положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что маневренный жилищный фонд на территории МО «Татауровское» СП до настоящего времени не создан.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории сельского поселения создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте, при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 ЖК РФ.
Суд считает, что бездействием административного ответчика нарушаются интересы неопределенного круга лиц, поскольку указанная ситуация создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории МО «Татауровское» СП и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 ЖК РФ.
Доводы ответчика о том, что в настоящее время в МО «Татауровское» СП не ожидается увеличения количества граждан, претендующих на предоставление жилья, не планируется реализация масштабной программы капитального ремонта многоквартирных домов с отселением жильцов, а также о том, что в настоящее время Администрацией издано распоряжение с указанием о сроках отселения собственников жилья многоквартирного дома, признанного аварийным, не могут быть признаны основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в данном случае необходимо принимать во внимание возможность наступления иных чрезвычайных обстоятельств.
При таком положении, принимая во внимание, что на момент рассмотрения административного дела сведений об устранении нарушений не представлено, суд находит обоснованными требования административного истца о признании незаконным бездействия Администрации МП «Татауровское» СП, выразившегося в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда на территории поселения и о возложении на административного ответчика обязанности создать указанный фонд, установив для ее исполнения срок, необходимый и достаточный для устранения нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 0323059932) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 0316183368) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░