УИД: 56RS0018-01-2023-009553-44
Дело № 2а-8589/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 декабря 2023 года г.Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Линьковой В.В.,
при секретаре Бангояне Д.А.,
с участием представителя административного истца Шипилова П.Г.,
административного ответчика судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Ленинского района г. Оренбурга Базарбаевой Ю.С.,
заинтересованного лица – Седой Н.П.,
её представителя по доверенности Сулимовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Ленинского района г.Оренбурга Базарбаевой Ю. С., временно исполняющему обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов Ленинского района г.Оренбурга Максютовой Г. Ф., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения, приостановлении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является должником по исполнительному производству N-ИП, возбужденному на основании исполнительного документа ФС N, выданного Ленинским районным судом г. Оренбурга о возложении обязанности в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу безвозмездно устранить строительные недостатки, допущенные при капитальном ремонте кровли МКД: произвести демонтаж водоизоляционного ковра и стяжки над квартирой 37 в месте расположения помещений № 4,5,6,7; просушить увлажненный утеплитель строительными фенами; устроить стяжку и водоизоляционный ковер в месте расположения помещений 4,5,6,7 квартиры № 37 МКД № 4 по проезду Майскому г. Оренбурга в соответствии с требованиями СП17.13330.2017 Кровли. актуализированная редакция СНиП ІІ -26-76. Взыскателем является Седая Н.П.
В рамках указанного исполнительного производства в связи с неисполнением требований исполнительного документа, 16 октября 2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а также постановление об установлении нового срока исполнения. Истец полагает постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным и необоснованным, поскольку с момента выполнения работ по устранению дефектов капитального ремонта по настоящее время от взыскателя в адрес должника не поступали сведения о наличии новых протечек в ..., исходя из чего можно сделать вывод о том, что дефекты капитального ремонта, приводящие к протечкам устранены в полном объеме. Просит суд признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Базарбаевой Ю.С. от 16 октября 2023 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлению нового срока исполнения в рамках исполнительного производства N-ИП; приостановить исполнительное производство N-ИП до момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена врио начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Ленинского района г. Оренбурга Максютова Г.Ф., ГУФССП России по Оренбургской области.
В судебное заседание административный ответчик и.о. начальника отдела-старшего судебного пристава ОСП Ленинского района г. Оренбурга Максютова Г.Ф., представитель административного ответчика ГУФССП по Оренбургской области не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть административное дело в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного истца Шипилов П.Г. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал, просил суд удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского района г.Оренбурга Базарбаева Ю.С. в судебном заседании возражала против административного искового заявления, просила суд отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, изложенным в отзыве.
Заинтересованное лицо Седая Н.П., её представитель по доверенности Сулимова Н.В. возражали против удовлетворения иска.
Выслушав представителя административного истца, объяснения административного ответчика, заинтересованное лицо, её представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьи 218 и статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положения части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон №229-ФЗ от 02 октября 2007 года, Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципе законности.
В соответствии с частями 1, 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2 указанной статьи).
Исполнительский сбор устанавливается в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона).
В силу требований Закона об исполнительном производстве для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 78 Постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, от 19 января 2017 года №1-П, Определения от 2 апреля 2015 года №654-О, от 27 февраля 2018 года №517-О, от 24 апреля 2018 года №1027-О).
Судом установлено, что на основании исполнительного документа ФС N, выданного Ленинским районным судом г.Оренбурга на основании решения суда от 17 марта 2022 года по гражданскому делу по иску Седой Н.П. на НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» возложена обязанность в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу безвозмездно устранить строительные недостатки, допущенные при капитальном ремонте кровли МКД, расположенного по адресу г. Оренбург пр. Майский, д.4: произвести демонтаж водоизоляционного ковра и стяжки в месте расположения помещения ... просушить увлажненный утеплитель с помощью строительных фенов; устроить стяжку и водоизоляционный ковер в месте расположения помещений 4,5,6,7 ... в соответствии с требованиями СП 17.13330.2017 Кровли. Актуализированная редакция СНиП ІІ-26-76.
16 августа 2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП Ленинского района г. Оренбурга возбуждено исполнительное производство N-ИП.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику был установлен пятидневный срок со дня получения копии постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и предотвратимых обстоятельств, то с него будет взыскан исполнительский сбор 50 000 рублей.
Как усматривается из материалов дела, копия постановления о возбуждении исполнительного производства N-ИП от 16 августа 2022 года получена НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» 29 августа 2022 года (ШПИ N).
В материалы исполнительного производства должником представлены акты имеется акт об обнаружении /отсутствии дефектов от 10 июня 2022 года, составленный с участием главного инженера ООО «Наири-О», где в ходе комиссионного осмотра замечаний, недостатков (дефектов) над кв. 37 не обнаружено, локально лежит новый слой кровли, протечек после проведений ремонта (после решения суда) не было. Также представлен акт от 23 сентября 2022 года, составленный специалистами НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области», подрядной организации ООО «Наири-О», представителя организации, осуществлявшей строительный контроль ИП Ермолаев, согласно которому новых протечек после устранения недостатков на основании решения суда по делу N не обнаружено, работы завершены в полном объеме.
Взыскателем в свою очередь представлены акты залития ... от 14 октября 2022 года, 27 сентября 2022 года, 19 сентября 2022 года, 28 июля 2022 года, 12 июля 2022 года.
27 сентября 2022 года судебным приставом-исполнителем Янкиной Р.М. составлен акт совершения исполнительных действий, исходя из которого по материалам исполнительного производства установлено, что по адресу г. ... Майский, ... после дождя присутствуют мокрые пятна на потолке.
27 декабря 2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП Ленинского района г. Оренбурга Базарбаевой Ю.С. вынесены постановления о назначении нового срока исполнения и постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 10 февраля 2023 года административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Базарабаевой Ю.С. от 27 декабря 2022 года о взыскании исполнительского сбора с некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области в рамках исполнительного производства N-ИП. На временно исполняющего обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов Ленинского района г.Оренбурга Максютову Г.Ф. возложена обязанность отменить постановление судебного пристава-исполнителя Базарабаевой (Жангазиной) Ю.С. от 27 декабря 2022 года о взыскании исполнительского сбора с некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области в рамках исполнительного производства N-ИП.
Постановлением заместителя руководителя ГУФССП России по Оренбургской области – заместителя главного судебного пристава Оренбургской области Харитоновой Е.Л. от 14 апреля 2023 года отменено постановление от 27 декабря 2022 года N судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в отношении должника некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области».
10 апреля 2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о привлечении специалиста АНО «Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза» Зоновой Т.А. для дачи заключения по вопросу исполнения решения суда в полном объеме согласно исполнительному документу.
Из заключения специалиста АНО «ОССЭ» Зоновой Т.А. следует: «Во время проведения осмотра объекта исследования было установлено, что работы по устранению строительных недостатков на кровле многоквартирного дома по адресу г. ... Майский, ... произведены, в составе, предусмотренном в резолютивной части решения Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 март 2022 года по иску Седой Н.П. к некоммерческой организации «Фонд модернизации ЖКХ оренбургской области» об обязании устранить недостатки. Однако из указанного решения также следует, что ремонт кровли должен быть выполнен в проекции помещений 4, 5, 6, 7 ..., Фактически ремонтный участок находится непосредственно над квартирой N ... по пр. майскому г. Оренбурга, но его площадь значительно меньше площадей помещений 4, 5, 6, 7 ... по пр-ду Майскому ...».
16 октября 2023 года судебным приставом-исполнителем ОСП Ленинского района г. Оренбурга Базарбаевой Ю.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.
Указанное постановление получено административным истцом 23 октября 2023 года.
Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения Федеральной службой судебных приставов, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (статья 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).
В суд с административным иском должник обратился 27 октября 2023 года, то есть в течение установленного в рабочих днях десятидневного срока.
С учетом положений части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, пункт 75 постановления Пленума N 50).
Одним из обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего административного искового заявления, является наличие в поведении должника в исполнительном производстве признака противоправности.
Следовательно, для правильного разрешения заявленных требований правовое значение имеет решение вопроса, приняла ли НО «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области» все зависящие от неё меры в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения соответствуют требованиям закона и не нарушают прав административного истца. Должник был надлежащим образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства, а также о назначенных судом сроках исполнения требования исполнительного документа.
Предусмотренные законом основания для совершения указанного исполнительного действия имелись: должник ознакомлен с постановлением о возбуждении исполнительного производства по требованиям неимущественного характера, согласно заключению эксперта площадь ремонтного участка значительно меньше площадей помещений 4, 5, 6, 7 ... по пр-ду Майскому ..., что говорит о неисполнении требований исполнительного документа в полном объеме.
К доводам административного истца о том, что в адрес должника от взыскателя не поступали сведения о наличии новых протечках, суд во внимание не принимает, поскольку предметом исполнения решения суда являлось не устранение протечек, а выполнение указанных в решении суда работ в проекции жилого помещения взыскателя.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого постановления требованиям закона и нарушение этими постановлениями, действиями прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного искового заявления не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2░-8589/2023 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░