УИД 91RS0012-01-2022-001981-71
Дело № 2а-1344/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 июня 2022 года город Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
Председательствующего Богданович Е.И.,
при секретаре Лебединской А.Э.,
с участием административного истца Зарицкого Василия Викторовича и его представителя Олейник Марины Юрьевны, действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика администрации города Керчи Республики Крым и заинтересованного лица - Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи Республики Крым - Рогожиной Виктории Александровны, представителя административного ответчика администрации города Керчи Республики Крым - Рыбачук Юлии Николаевны, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зарицкого Василия Викторовича к администрации города Керчи Республики Крым, заинтересованное лицо - Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи Республики Крым, о признании бездействия незаконным, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
В апреле 2022 года Зарицкий В.В обратился в Керченский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к администрации города Керчи Республики Крым о признании незаконным бездействия администрации города Керчи Республики Крым, выраженное в не рассмотрении заявления административного истца о передаче в собственность занимаемой им на основании договора найма квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, и о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Зарицкого В.В. о передаче в собственность вышеуказанного жилого помещения.
Заявленные требования мотивированы тем, что Зарицкий В.В. на основании договора социального найма является нанимателем жилого помещения - <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Зарицкий В.В. обратился в администрацию города Керчи Республики Крым с заявлением о передаче в собственность вышеуказанного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в адрес административного истца направлено сообщение о невозможности заключения договора передачи в собственность квартиры по причине наличия в предоставленном техническом паспорте на квартиру записи о самовольно перепланированной, переоборудованной площади и отсутствии разрешительных документов на проведение такого переоборудования.
Административный истец полагает, что вышеуказанный ответ, содержащий отказ в предоставлении ему муниципальной услуги противоречит положениям административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования», утверждённого постановлением администрации города Керчи Республики Крым № 3001/1-п от 30 сентября 2020 года, поскольку является немотивированным. Таким образом, по мнению Зарицкого В.В., административным ответчиком до настоящего времени его заявление о передаче в собственность жилого помещения не рассмотрено, что нарушает его права и законные интересы.
Протокольным определением Керченского городского уда Республики Крым от 19 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи Республики Крым.
В судебном заседании ФИО4 и его представитель Олейник М.Ю., действующая на основании доверенности, поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить в полном объеме. Пояснили суду, что ответ администрации горда Керчи Республики Крым от 14 февраля 2022 года об отказе в предоставлении муниципальной услуги не соответствует требованиям положениям административного регламента предоставления муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования», утверждённого постановлением администрации города Керчи Республики Крым № 3001/1-п от 30 сентября 2020 года, поскольку является не мотивированным и дан не по форме, утвержденной п. 6.1 указанного регламента. Полагали, что до настоящего времени заявление Зарицкого В.В. администрацией не рассмотрено, в связи с чем, просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации города Керчи Республики Крым и заинтересованного лица - Департамента коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи Республики Крым - Рогожина В.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, пояснила суду, что доводы административного истца основаны на неверном толковании сведений изложенных в ответе от 14 февраля 2022 года. Дополнительно пояснила, что заявление Зарицкого В.В. рассмотрено в установленный законом срок, содержит конкретное основание для отказа в предоставлении муниципальной услуги, а именно несоответствие предоставленных документов по содержанию, требованиям законодательства со ссылками на действующие нормативно-правовые акты. Само по себе не указание в письменном виде предложения «Уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда) муниципального образования» не является признаком бездеятельности органа местного самоуправления по рассмотрению обращения административного истца.
Представитель административного ответчика администрации города Керчи Республики Крым - Рыбачук Ю.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержала пояснения, данные представителем Рогожиной В.А.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из разъяснений указанных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Во исполнение вышеуказанных норм права, постановлением администрации города Керчи Республики Крым № 3001/1-п от 30 сентября 2020 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда) муниципального образования» (далее - Регламент), который определяет порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, сроки и последовательность действий по ее исполнению отделом учета, приватизации и распределения жилого фонда управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым (п. 1.1 Регламента).
В соответствии с п. 5.1 Регламента муниципальную услугу предоставляет администрация города Керчи Республики Крым. Структурное подразделение администрации, предоставляющее муниципальную услугу, - отдел учета, приватизации и распределения жилого фонда управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым.
Результатом предоставления муниципальной услуги является: договор передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация муниципального жилого фонда) (приложение N 3 к Административному регламенту); мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги (приложение N 4 к Административному регламенту) (п. 6.1).
Общий срок предоставления муниципальной услуги - 60 календарных дней (не более 2-х месяцев) со дня представления в Отдел документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (п. 7.1).
Пунктом 9.1 Регламента установлен перечень документов, обязательных к предоставлению заявителем, для получения муниципальной услуги, а именно:
- документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя), всех членов семьи заявителя;
- заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя, зарегистрированными в приватизируемом жилом помещении, за несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, заявление подписывают родители (усыновители), опекуны (приложение N 1 к Административному регламенту);
- заявления от совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, не желающих принимать участие в приватизации жилого помещения, о согласии на передачу его в собственность других членов семьи (приложения 5, 6, 7 к Административному регламенту) (при необходимости);
- документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;
- справка из управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению муниципальным жилищным фондом, - выписка из финансового лицевого счета жилого помещения (квартиры) о состоянии расчетов по коммунальным начислениям;
- разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет);
- согласие родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 лет до 18 лет);
- согласие органов опеки и попечительства - в случае отказа от включения несовершеннолетних в число участников общей собственности на приватизируемое жилое помещение;
- технический паспорт или техническая характеристика на приватизируемый объект;
- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, уполномоченного на подачу документов и получение результата оказания муниципальной услуги (в случае обращения представителя заявителя);
- справки о подтверждении неиспользованного права на приватизацию жилых помещений, выдаваемые по месту регистрации на территории Российской Федерации с 4 июля 1991 года, а на территории Республики Крым - с 21 марта 2014 года;
- согласие заявителей на обработку персональных данных (приложение N 8 к административному регламенту).
В соответствии с п. 13.2 Регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является:
- несоответствие представленных документов, по форме или содержанию, требованиям действующего законодательства;
- представление заявителем неполного пакета документов, предусмотренного пунктом 9.1 настоящего Административного регламента;
- в случае если заявителем и (или) членами его семьи право на приватизацию жилого помещения было использовано по месту регистрации на территории Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ, за исключением граждан, которые стали собственниками жилого помещения в порядке его приватизации в период своего несовершеннолетия;
- обращение за получением муниципальной услуги ненадлежащего лица;
- жилое помещение не подлежит приватизации в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации";
- в случае, если жилое помещение не является муниципальной собственностью.
ДД.ММ.ГГГГ Зарицкий В.В. обратился к и.о. начальника УЖКХ администрации города Керчи Республики Крым с заявлением о передаче в частную собственность занимаемого жилого помещения, состоящего из одной комнаты в отдельной квартире, находящейся по адресу: <адрес>, приложив к указанному заявлению копию договора социального найма, копию выписки из ЕГРН на физическое лицо, копию выписки из ЕГРН на квартиру, копию технического паспорта, копию лицевого счета, копию доверенности.
Указанное заявление с приложенными к нему документами принято главным специалистом отдела учёта, выявления, приватизации жилого фонда ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ с присвоением регистрационного номера №
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО4 Департаментом коммунального хозяйства и капитального строительства администрации <адрес> Республики Крым направлен ответ № на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно тексту которого административному истцу отказано в заключении договора передачи в собственность испрашиваемого жилого помещения по причине наличия в предоставленном Зарицким В.В. техническом паспорте на объект недвижимости, <адрес>, изготовленным Крымским республиканским предприятием «Керченское городское бюро регистрации и технической инвентаризации» от 21 сентября 2009 года записи о самовольно перепланированной или переоборудованной площади квартиры и отсутствия разрешительной документации на проведение указанных работ, со ссылкой на положения статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Административный истец в обоснование своих требований ссылается на то, что вышеуказанный ответ администрации города Керчи Республики Крым не содержит ссылки на конкретный подпункт пункта 13.2 Регламента (Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги), а также несоблюдение административным ответчиком формы отказа в предоставлении муниципальной услуги, утвержденной п. 6.21 Регламента.
Изучив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку права Зарицкого В.В. действиями административного ответчика по рассмотрению обращения от ДД.ММ.ГГГГ, не нарушены.
Так, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги послужило наличие сведений в техническом паспорте на жилое помещение - <адрес>, в <адрес> Республики Крым, сведений о самовольно перепланированной или переоборудованной площади жилого помещения в отсутствие разрешительной документации на проведение, что в контексте положений ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, свидетельствует о несоответствии представленных документов, по форме или содержанию, требованиям действующего законодательства.
Ответ от 14 февраля 2022 года, направленный в адрес Зарицкого В.В., содержит мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги с расширенным толкованием причин такого отказа, а также со ссылкой на действующие нормы права. Обращение Зарицкого В.В. рассмотрено в установленный п. 7.1 Регламента срок, ответ на него, в соответствии с Положением о Департаменте коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Керчи Республики Крым, подписан уполномоченным должностным лицом. Отсутствие в вышеуказанном ответе его названия в соответствии с п. 6.1 Регламента, а именно «Уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда) муниципального образования»» каким-либо образом права административного истца не нарушает, не свидетельствует о бездействии административного ответчика при рассмотрении обращения Зарицкого В.В. от 16 декабря 2021 года, и, как следствие, не может быть принято судом в качестве основания для удовлетворения заявленных требований.
Также суд отмечает, что вопрос правомерности проведения Зарицким В.В. переоборудования и перепланировки вышеуказанного жилого помещения уже был предметом судебного спора, по результатам которого судами первой, апелляционной и кассационной инстанции приняты решения об отсутствии оснований для сохранения жилого помещения в реконструированном виде и признания за Зарицким В.В. права собственности на него.
При этом, ссылки представителя административного истца на то, что в настоящее время Зарицкий В.В. не может каким-либо образом реализовать свое право на передачу испрашиваемого жилого помещения в собственность по причине отсутствия согласия всех сособственников жилых помещений, а именно администрации города Керчи Республики Крым, на проведение перепланировки и переоборудования указанной квартиры, судом не принимаются во внимание, поскольку данные обстоятельства к предмету спора не относятся.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Зарицким В.В. требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░