Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1352/2023 ~ М-881/2023 от 22.03.2023

УИД 22RS0015-01-2023-001230-26

Дело № 2а-1352/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 25 мая 2023 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи:                     Турлиу К.Н.,

при секретаре                             Бояркиной Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степановой Елены Владимировны к Администрации Первомайского района Алтайского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края, председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края Дудареву Александру Викторовичу, о признании незаконным решения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Степанова Е.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Первомайского района Алтайского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района в котором просит признать незаконным решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении его в собственность бесплатно, возложить на администрацию Первомайского района Алтайского края обязанность утвердить схему расположения земельного участка и предоставить его в собственность бесплатно.

В обоснование иска указано, что ДАТА Степанова Е.В. обратилась в администрацию Первомайского района Алтайского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении его в собственность. ДАТА администрацией дан ответ, об отказе в предоставлении земельного участка в связи с тем, что в соответствии с актом осмотра земельного участка на его территории расположены вспомогательные объекты жилой застройки, являющиеся частной собственностью. Вместе с тем, по сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, согласно правилам застройки и землепользования Санниковского сельсовета указанный земельный участок является вновь образованным из земель неразграниченной государственной собственности с кадастровым номером НОМЕР и свободен от прав третьих лиц. На соседнем испрашиваемому земельном участке, расположенном по адресу: АДРЕС, находится жилой дом и задние гаража, примыкающее к соседнему участку по АДРЕС, других объектов недвижимости на данном земельном участке не выявлено. Доказательств того, что на участке находится капитальное строение не представлено. Теплица из сотового поликарбоната не являются объектом недвижимости и объектом гражданских прав. С учетом изложенного, административный истец полагает что, оспоренный отказ противоречит требованиям закона и нарушает его права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечен: председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края Дударев А.В., в качестве заинтересованных лиц Тарасов А.В., Тарасова О.Г.

Административный истец Степанова Е.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Заинтересованные лица Тарасов А.В. и Тарасова О.Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, поскольку на земельном участке, в отношении которого заявлены требования административного истца, располагаются принадлежащие им объекты капитального строительства – углубленный на уровень грунта бетонный бассейн, надворные постройки, и кирпичный забор, за бассейном посажены деревья. В настоящее время изготовлен проект межевания территории, расположенной по адресу: АДРЕС, который утвержден администрацией Первомайского района ДАТА, согласно которому параметры земельного участка, принадлежащего им изменяются, путем увеличения его площади, по фактически занятым границам.

Административные ответчики и их представители в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено общее правило применительно к рассмотрению административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в соответствии с которым суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление, по общему правилу, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Оспариваемое решение принято ДАТА. Административное исковое заявление направлено в суд ДАТА, т.е. в пределах установленного законом срока.

В судебном заседании установлено, что Степанова Е.В., как лицо имеющее право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства ДАТА (штамп о поступлении) обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: АДРЕС, примыкает со стороны к земельному участку НОМЕР. К заявлению приложены копия паспорта, схема расположения, выписка из ЕГРН.

Письмом администрации Первомайского района Алтайского края от ДАТА НОМЕР Степановой Е.В. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка по адресу: АДРЕС, примыкает со стороны к земельному участку НОМЕР, для жилищного строительства, а также утверждении схемы расположения названного земельного участка площадью 1350 кв.м., основания отказа: пп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации – земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. 1-13, 14.1-19, 22 и 23 ст. 36.16 Земельного кодекса Российской Федерации; пп. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации – на указанном в заявлении о предоставлении земельном участке расположены здание, строение, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащее гражданам или юридическим лицам.

Из акта обследования земельного участка от ДАТА, подписанного председателем комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям, начальником отдела архитектуры и градостроительства – главным архитектором администрации Первомайского района следует, что земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС, примыкает со стороны к земельному участку НОМЕР, частично огорожен в составе землепользования по АДРЕС, занят объектами жилой застройки. Далее содержится вывод о том, что использование земельного участка для жилищного строительства невозможно в связи с наличием на его территории строений, являющихся частной собственностью.

Согласно выписке из ЕГРН от ДАТА № НОМЕР, земельный участок, кадастровый НОМЕР, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: АДРЕС, принадлежит на праве аренды Тарасову А.В., Тарасовой О.Г., в пределах указанного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером: НОМЕР.

Согласно выписке из ЕГРН от ДАТА № НОМЕР по адресу: АДРЕС расположен жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый НОМЕР, принадлежащий на праве общей совместной собственности Тарасовой О.Г., Тарасову А.В.

Из сведений публичной кадастровой карты, объяснений свидетеля Свидетель №1, следует, что на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР расположен жилой дом (НОМЕР), на западной границе указанного земельного участка и за ее пределами расположены кирпичный забор, строения на фундаменте. Из пояснений заинтересованных лиц следует, что указанные строения принадлежат Тарасову А.В., Тарасовой О.Г. Тарасовым дополнительно пояснили, что на испрашиваемой территории находится углубленный на уровень грунта бетонный бассейн, который при обследовании в холодное время года просто не было видно.

Постановлением администрации Санниковского сельсовета Первомайского района Алтайского края от ДАТА НОМЕР утвержден проект межевания территории, расположенной по адресу: АДРЕС. Согласно проекту межевания, предусматривается перераспределение земельного участка НОМЕР с землями государственной собственности, с прекращением существования исходного земельного участка и образованием нового земельного участка. Проектируемая территория расположена на земельном участке по АДРЕС. Устанавливается красная линия АДРЕС в границах территории. Площадь проектируемой территории – <данные изъяты> кв.м.

Доказательств принятия решений о сносе самовольной постройки в судебное заседание не представлено.

Конституция Российской Федерации (статья 36 часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется в случае и в порядке, предусмотренных органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

Основания для отказа в предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка без торгов предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ.

В силу пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 55.32 ГрК РФ снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, в принудительном порядке осуществляется, в том числе на основании решения суда, принимаемого в соответствии со статьей 222 ГК РФ.

В силу пункта 1 части 11 статьи 55.32 ГрК РФ лица, указанные в части 6 данной статьи, обязаны осуществить снос самовольной постройки в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, установленный указанным решением.

Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Согласно подп. 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Согласно разъяснениям, данным в п. 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, на испрашиваемом земельном участке расположен объект капитального строения (бассейн), представляющий собой бетонное сооружение.

Таким образом, на испрашиваемом земельном участке находятся объекты капитального строительства, принадлежащий Тарасовым, что является препятствием для предоставления земельного участка в силу императивной нормы пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. В этом смысле отсутствие государственной регистрации права на объект недвижимого имущества в ЕГРН, не имеет юридического значения и не влияет на законность оспариваемого решения.

Оценив представленные доказательства, с учетом названных положений закона, разъяснений данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21, суд приходит к выводу о законности оспариваемого отказа, поскольку на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, право собственности на которые за заявителями не установлено. В рамках административной процедуры предоставления земельного участка орган местного самоуправления не вправе был решать вопросы принадлежности и права собственности на постройки. Решения о сносе самовольной пристройки не принималось. Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости, отказать в удовлетворении административного иска, поскольку оспариваемое решение Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации Первомайского района Алтайского края об отказе в предоставлении земельного участка принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства, регулирующие спорные правоотношения, прав и законных интересов административного истца на предоставление земельного участка в собственность бесплатно не нарушает.

Таким образом, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                             ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.05.2023.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                             ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1352/2023 ~ М-881/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Степанова Елена Владимировна
Ответчики
Дударев А.В. -председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района
Администрация Первомайского района Алтайского края
Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района
Другие
Тарасова Ольга Геннадьевна
Тарасов Алексей Владимирович
Суд
Новоалтайский городской суд Алтайского края
Судья
Турлиу Константин Николаевич
Дело на сайте суда
novaltaisky--alt.sudrf.ru
22.03.2023Регистрация административного искового заявления
22.03.2023Передача материалов судье
24.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
24.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2023Судебное заседание
10.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2023Дело оформлено
19.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее