РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>,
<адрес>
Ногинский городской суд <адрес> в составе судьи Грибковой Т. В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Семеновой Т. В. о взыскании задолженности по платежам в бюджет,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> (до ДД.ММ.ГГГГ – инспекция Федеральной налоговой службы по городу <адрес>; далее – МИФНС России № по <адрес>) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Семеновой Т. В. задолженность по платежам в бюджет 8 494,51 рубля.
В обоснование предъявленных требований административный истец ссылался на регистрацию административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, образование у налогоплательщика задолженности ввиду неисполнения в установленные сроки обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет в размере пени по транспортному налогу за 2014 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 3,69 рубля; пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 12,44 рублей, за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 13,69 рублей, за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 4,76 рубля, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 4,81 рубля; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 3 643,53 рубля, за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 214,62 рублей, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1 859,69 рублей, за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 356,51 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год 429,64 рублей, за 2019 год за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1 319,42 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 56,37 рублей, за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 377,20 рублей, за 2021 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 51,49 рубль; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 71,75 рубль, за 2021 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 74,09 рубля. Однако направленные налоговым органом в адрес налогоплательщика требования об уплате задолженности добровольно не исполнены, а вынесенный в отношении должника судебный приказ о ее взыскании – отменен.
Данное административное исковое заявление ДД.ММ.ГГГГ принято к производству суда, возбуждено административное дело №а-5315/22, сторонам установлен срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований – до ДД.ММ.ГГГГ, дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции – до ДД.ММ.ГГГГ.
В установленные судом сроки доказательства и возражения относительно предъявленных требований, дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции – сторонами не представлены.
Проверив доводы административного истца в обоснование предъявленных требований, исследовав материалы административного дела и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, – суд приходит к следующим выводам.
Обязанность платить налоги закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации и распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Таким образом, налог является необходимым условием существования государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Налоговым законодательством данный принцип конкретизирован – указано на обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги (подпункт 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации; далее – НК РФ), и дополнительно разделен на составные части – обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками – физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с чем, непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается подлежащая уплате сумма налога, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
Право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы предусмотрено подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ – в случаях и порядке, которые установлены НК РФ (на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 31 НК РФ – в том числе, в судебном порядке).
В соответствии с положениями статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (пункт 1).
Заявление может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если срок был пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 той же статьи административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Применительно к требованиям части 3 статьи 62, части 6 статьи 289 КАС РФ, при рассмотрении административного дела судом установлено, что Семенова Т. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, – и состоит на учете в качестве налогоплательщика в МИФНС России № по <адрес> (ИНН 503103949671).
Административный ответчик владела следующими объектами налогообложения, в отношении которых административным истцом исчислен налог: транспортным средством – автомобилем марки Skoda Felicia LX, государственный регистрационный знак К041УТ150, мощностью 58,00 л.с., в течение 3 месяцев 2014 года; имуществом – квартирой с кадастровым номером 50:16:0301004:4806 (ОКТМО 46639101; <адрес>) в течение 12 месяцев 2016, 2017 годов (кадастровая стоимость 176 890,00 рублей), 12 месяцев 2018 года (кадастровая стоимость 206 807,00 рублей), 12 месяцев 2019 года (кадастровая стоимость 423 839,00 рублей).
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ (объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Налоговым периодом признается календарный год (статья 360 НК РФ).
По правилам статьи 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам. В силу пункта 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Налоговые ставки по транспортному налогу в <адрес> установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О транспортном налоге в <адрес>».
Согласно положениям статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).
По правилам статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с данной главой.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками (пункт 2).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей 403 НК РФ.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих предусмотренных пунктом 2 статьи 406 НК РФ, в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 той же статьи.
Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом; уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления; налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 409 НК РФ).
ИФНС России по городу <адрес> направлены в адрес Семеновой Т. В. налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, с сообщением о необходимости уплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшими налоговыми периодами, транспортный налог за 2014 год 101,50 рубль; налог на имущество физических лиц за 2016 год 71,00 рубль, за 2017 год 78,00 рублей, за 2018 год 86,00 рублей, за 2019 год 87,00 рублей.
Также установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик был зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (далее – ИП) и, по утверждению административного истца, при осуществлении предпринимательской деятельности применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы.
В силу пункта 1 статьи 34612 НК РФ налогоплательщиками единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие
на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установлением главой 262 НК РФ.
Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов, выбор которого осуществляется самим налогоплательщиком, и может изменяться ежегодно с начала налогового периода с уведомлением об этом налогового органа до 31 декабря года, предшествующего тому, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения (пункты 1, 2 статьи 34614 НК РФ). В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения признается календарный год (пункт 1 статьи 34619 НК РФ).
По правилам пункта 7 статьи 34621 НК РФ налог, подлежащий уплате
по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 34623 НК РФ.
Согласно требованиям абзаца второго пункта 1 статьи 34623 НК РФ
по итогам налогового периода налогоплательщики индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в налоговый орган месту жительства индивидуального предпринимателя
не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
(за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 данной статьи).
Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктами 2 и 3 той же статьи – налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее
25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 34613 НК РФ, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась упрощенная система налогообложения; налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании пункта 4 статьи 34613 НК РФ он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, в силу статьи 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов установлен статьей 432 НК РФ.
Согласно требованиям пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 432 НК РФ, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном НК РФ, недоимку по страховым взносам.
По правилам пункта 5 статьи 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
По утверждению административного истца, в нарушение требований пункта 1 статьи 45, пункта 7 статьи 34621, пунктов 2, 5 статьи 432 НК РФ обязанность по уплате налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, страховых взносов за 2018, 2019, 2020, 2021 годы – не исполнена административным ответчиком в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ (пункт 2 статьи 57 НК РФ).
В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено указанной статьей и главами 25 и 261 НК РФ. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
Требованием № налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате налога на имущество физических лиц за 2018, 2019 годы, страховых взносов за 2021 год, числящейся за ней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоимке 2 211,55 рублей, начисленных пени 83,10 рубля.
Требованием № налоговый орган сообщил налогоплательщику о неисполнении обязанности по своевременной уплате транспортного налога за 2014 год; налога на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018, 2019; налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2017, 2018, 2019, 2020 годы; страховых взносов за 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы, начисленных в связи с этим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пени в сумме 10 187,14 рублей, потребовав уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Направление налоговых уведомлений и требований налогового органа подтверждается соответствующими выкопировками из личного кабинета налогоплательщика.
Определением мирового судьи судебного участка № Ногинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Семеновой Т. В. налоговой задолженности в сумме 12 308,67 рублей.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № по <адрес> обратилась в Ногинский городской суд <адрес> с данным административным исковым заявлением.
По утверждению налогового органа, с налогоплательщика взысканы принудительно в рамках исполнительного производства задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018, 2019 годы – ДД.ММ.ГГГГ; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019, 2020, 2021 годы – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020, 2021 годы – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Однако требований о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год, налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы, налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, равно как и сведений об уплате налогов, предпринятых мерах по их принудительному взысканию, а также расчета пени по транспортному налогу за 2014 год, указания периода начисления пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год – административное исковое заявление и приложенные к нему документы не содержат.
Тогда как в силу пункта 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии с положениями пунктов 1, 5 статьи 75 НК РФ начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет; пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. По правилам пункта 6 статьи 75 НК РФ принудительное взыскание пеней производится в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке.
Таким образом, система мер, обеспечивающих исполнение налогоплательщиком конституционной обязанности платить налоги, к числу которых отнесено начисление пени – предусмотрена налоговым законодательством в целях обеспечения исполнения указанной обязанности. Пени необходимо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, которая исполняется одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица, по общему правилу, возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
При этом в силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно требованиям части 6 той же статьи суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций выясняет, соблюден ли срок обращения в суд и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ), что означает принятие судом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63 КАС РФ).
В рассматриваемом случае необходимые доказательства и сведения имеются у налогового органа, на который в силу части 4 статьи 289 КАС РФ возложена обязанность доказывания наличия задолженности (с обоснованием рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы) и оснований для ее взыскания с налогоплательщика.
Вопреки приведенным требованиям процессуального закона, таких документов административным истцом в полном объеме не представлено, также как дополнительных сведений и пояснений со стороны последнего, которым явка в суд представителя не обеспечена.
Учитывая приведенные требования нормативных правовых актов, позицию Конституционного Суда Российской Федерации, и принимая во внимание установленные по административному делу обстоятельства, предъявленная административным истцом к взысканию сумма пени по транспортному налогу за 2014 год, налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы, налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2017, 2018, 2019, 2020 годы, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год – не является способом обеспечения исполнения административным ответчиком обязанности по уплате взносов.
Изложенные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что административный иск в части требований о взыскании пени по транспортному налогу за 2014 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 3,69 рубля; пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 12,44 рублей, за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 13,69 рублей; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 3 643,53 рубля, за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 214,62 рублей, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1 859,69 рублей, за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 356,51 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2018 год 429,64 рублей – предъявлен необоснованно, в связи с чем, – удовлетворению не подлежит.
Между тем, в ходе судебного разбирательства сведений о погашении образовавшейся задолженности по уплате пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 4,76 рубля, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 4,81 рубля; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 1 319,42 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 56,37 рублей, за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 377,20 рублей, за 2021 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 51,49 рубль; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 71,75 рубль, за 2021 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 74,09 рубля – суду не представлено, а правильность осуществленного административным истцом расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы – административным ответчиком не оспаривались.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении предъявленных налоговым органом требований в указанной части и взыскании с налогоплательщика имеющейся у него задолженности по платежам в бюджет в заявленном размере, которая подлежит взысканию в судебном порядке, в том числе, с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде 400,00 рублей (4% от 1 960,70 руб. = 78,43 руб.) – в соответствии со статьей 114 КАС РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 33319 НК РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2018 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 4 ░░░░░ 76 ░░░░░░, ░░ 2019 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 4 ░░░░░ 81 ░░░░░░░; ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 1 319 ░░░░░░ 42 ░░░░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 56 ░░░░░░ 37 ░░░░░░, ░░ 2020 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 377 ░░░░░░ 20 ░░░░░░, ░░ 2021 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 51 ░░░░░ 49 ░░░░░░; ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 71 ░░░░░ 75 ░░░░░░, ░░ 2021 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 74 ░░░░░ 09 ░░░░░░; ░░░░░ – 1 960 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 70 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 3 ░░░░░ 69 ░░░░░░; ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2016 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 12 ░░░░░░ 44 ░░░░░░░, ░░ 2017 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 13 ░░░░░░ 69 ░░░░░░; ░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ 2017 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 3 643 ░░░░░ 53 ░░░░░░░, ░░ 2018 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 214 ░░░░░░ 62 ░░░░░░░, ░░ 2019 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 1 859 ░░░░░░ 69 ░░░░░░, ░░ 2020 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ 356 ░░░░░░ 51 ░░░░░░░; ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ 429 ░░░░░░ 64 ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░