РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2024 г. г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Меньшиковой О.В.
при помощнике судьи Нагиевой К.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №63RS0030-01-2023-004211-30 (производство 2а-108/2024) по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области к ФИО2 о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №23 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с Родионова Ю.А. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество за 2017 г. и пени по ним.
Заявленные требования мотивированы тем, что Родионов Ю.А. является налогоплательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в связи с наличием объектов налогообложения, в 2017 г.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 55502028 от 23.08.2018 г., в котором транспортный налог рассчитан исходя из мощности автомобиля, который находился в собственности налогоплательщика, налог на имущество рассчитан исходя от кадастровой стоимости имущества, находящегося в собственности. Указанное налоговое уведомление было получено ответчиком. В связи с неуплатой налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.
В нарушение ст.45 НК РФ, должник не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога и сбора своевременно, в связи с чем, истец в соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес ответчика направил требование об уплате налога № 9377 от 29.01.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам в сумме 6122 руб., пени 87,90 руб. в срок до 12.03.2019 г.
17.06.2019 г. и.о. мирового судьи судебного участка № 14 Кировского судебного района г.Самары вынесен судебный приказ № 2а-1671/2019, которым с Родионова Ю.А. взыскана задолженность по налогам и пени.
Определением от 26.06.2023 года вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с возражениями административного ответчика.
Поскольку административный ответчик добровольно не исполнил обязанность по уплате недоимки по налогу и пени, истец просит взыскать с Родионова Ю.А. задолженность по налогу на имущество, транспортному налогу за 2017 г. и пени по ним в общей сумме 6209,90 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Административный ответчик Родионов Ю.А. в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещался заблаговременно и надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ИФНС по Кировскому району г. Самары в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 399 НК РФ).
Согласно ст.ст. 399, 400, 401 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно ч.1 ст. 403 НК РФ если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 48 НК РФ (в редакции на дату выставления требования от 31.01.2019 г.) установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Аналогичная норма содержится также в ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела Родионов Ю.А. в 2017 г. являлся собственником:
-автомобиля ГАЗ 31105, гос.номер ... 2006 г. выпуска;
-квартиры по адресу: ...., дата регистрации права собственности 17.04.2012 г.
Судом установлено, что налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 55502028 от 23.08.2018 г., в котором транспортный налог рассчитан исходя из мощности автомобиля, который находился в собственности налогоплательщика, налог на имущество рассчитан исходя от кадастровой стоимости имущества, находящегося в собственности.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 ч.1 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В связи с неуплатой в установленный срок вышеназванных налогов, в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога № 9377 от 29.01.2019 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам в сумме 6122 руб., пени 87,90 руб. в срок до 12.03.2019 г., которое до настоящего времени не исполнено.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Как установлено судом, по входящему в предмет настоящего административного иска требованию № 9377 от 29.01.2019 г. налоговый орган установил срок уплаты до 12.03.2019 г., сумма превышает 3 000 рублей, таким образом, срок подачи заявления о взыскании налога и пени по указанным требованиям истекает 12.09.2019 г. (12.03.2019 г. + 6 месяцев).
17.06.2019 г., то есть в пределах установленного ст. 48 НК РФ, налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа.
17.06.2019 г. и.о. мирового судьи судебного участка № 14 Кировского судебного района г.Самары вынесен судебный приказ № 2а-1671/2019, однако согласно определение от 26.06.2023 г. он был отменен, поскольку ответчик представил возражения относительно его исполнения.
27.09.2023 г., в пределах установленного срока с момента отмены судебного приказа, МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском.
Налоговым органом правильно исчислена сумма налога, подлежащая уплате Родионовым Ю.А. указанный расчет судом проверен и признан верным, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
В соответствии с пп.1 п.3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора.
При отсутствии сведений о погашении недоимки иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина от уплаты, которой административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявлению взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, сумма государственной пошлины, рассчитанная на основании ст. 333.19 НК РФ, в размере 400 руб., подлежит взысканию в доход федерального бюджета с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 23 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 (..., .... ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 23 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6382082839 ░░░░ 1216300026183) ░░░░░░░░░░░░░:
- ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░: ░░░░░ ░░ 2017 ░. ░ ░░░░░░░ 4303 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 61,78 ░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░ № 9377 ░░ 29.01.2019 ░.);
- ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░ ░░ 2017 ░. ░ ░░░░░░░ 1819 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 26,12 ░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░ №9377 ░░ 29.01.2019 ░.), ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 6209,90 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 (..., ....) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.04.2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░