УИД 47RS0014-01-2023-001320-57Дело № 2а-173/2024
г. Приозерск 11 января 2024 года
Решение
Именем Российской Федерации
Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Строгановой О.Г.,
при секретаре Шостенко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Приозерского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ромашкинского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия в области содержания автомобильных дорог незаконным, возложении обязанности обустроить тротуары, дорожную разметку,
УСТАНОВИЛ:
Приозерский городской прокурор обратился с данным иском к администрации Ромашкинского сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области, в котором с учетом уточнения административных исковых требований указывает, что балансодержателем автомобильной дороги общего пользования, проходящей по <адрес> в <адрес>, является административный ответчик. В результате проведенной прокурорской проверки выявлен ряд существенных нарушений и недостатков эксплуатационного содержания данной дороги, а именно в нарушении п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 на дороге с твердым покрытием, проходящей через населенный пункт, отсутствуют тротуары, а в нарушении п. 6.2.4 ГОСТ 52289-2019 отсутствует дорожная разметка 1.2 краевая линия. В этой связи прокурор просит признать бездействие администрации Ромашкинское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области незаконным, и обязать обустроить тротуары и дорожную разметку на указанной автодороге в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда (л.д. 17).
В судебном заседание старший помощник Приозерского городского прокурора Фомин И.А. доводы уточненного административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения дела. Согласно представленному отзыву на административный иск, административный ответчик заявленные к нему требования не признает в силу того, что <адрес> в <адрес> находится в границах <данные изъяты> Министерства обороны РФ, в связи с чем административный ответчик не распоряжается спорной автодорогой. Кроме того, на спорной автодороге имеются тротуары.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Приозерскому району Ленинградской области, о дате и времени рассмотрения административного дела уведомлен путем направления судебной повестки, которую получил, ранее представил суду ходатайство о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В этой связи, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя ОГИБДД ОМВД России по <адрес>.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования Приозерского городского прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно представленным материалам спорная автодорога находится в пределах населенного пункта поселка <адрес>, что административным ответчиком не оспаривается.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений, в том числе вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Областным законом Ленинградской области от 10.07.2014 N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" за сельскими поселениями Ленинградской области закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из п. 1 ч. 3 статьи 6 Устава Ромашкинского сельского поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области, дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения (л.д. 43-61).
В пункте 4 ч. 1 ст. II Положения об администрации Ромашкинского сельского поселения Приозрского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов МО Ромашкинское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области № 150 от 05.04.2023 указано, что к полномочиям администрации муниципального образования относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Ромашкинского сельского поселения (л.д. 37-42).
Таким образом, содержание автодороги, проходящей по <адрес> в <адрес>, относится к компетенции административного ответчика, даже в случае если спорная автодорога не включена в перечень дорог общего пользования местного значения поселения, поскольку находится в границах населенного пункта сельского поселения.
При этом суд принимает во внимание, что согласно сведениям, предоставленным ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений», автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес> в <адрес> на техническом и балансовом учете Учреждения не состоит (л.д.70)
Согласно Акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ио старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Приозерскому району Ленинградской области капитаном полиции ФИО3, выявлен факт отсутствия дорожной разметки 1.2 краевая линия на <адрес> в <адрес>, а также отсутствие тротуаров в нарушении ГОСТ (л.д. 9).
Отсутствие тротуаров и разметки на указанном в акте участке дороги подтверждается фото таблицей к акту осмотра (л.д. 10).
В соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Горизонтальная разметка 1.2 - обозначает край проезжей части или границы участков проезжей части, на которые въезд запрещен(ПДД РФ)
Согласно п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных городских дорогах, магистральных улицах, улицах и дорогах местного значения, а в сельских поселениях - на улицах и дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
Согласно абзацу 3 п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 горизонтальную разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.
Разметку 1.2 применяют для обозначения:- края проезжеи? части на участках дорог без бордюрного камня. В частности, допускается наносить разметку 1.2 на участках дорог вдоль бордюрного камня на расстоянии от него от 0,1 до 0,2 м при отсутствии на нем разметки 2.7. Разметку наносят на расстоянии от 0,1 до 0,2 м от кромки проезжеи? части без укрепленнои? полосы как со стороны обочины, так и со стороны разделительнои? полосы. При наличии укрепленнои? полосы разметку наносят по границе между проезжеи? частью и укрепленнои? полосои? (п. 6.2.4 ГОСТ Р 52289-2019).
Поскольку <адрес>, относящейся к Ромашкинскому сельскому поселению, то соответственно обязанность в обеспечении горизонтальной дорожной разметки у администрации поселения безусловно возникает в случае, если по данной автодороге организовано движение маршрутных транспортных средств, а в остальных случаях данная обязанность возникает только при условии когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.
Как следует из сведений, представленных прокурором по <адрес> проходит маршрут автобусов № и №, имеется остановка общественного транспорта у <адрес> (л.д. 71,72).
Наличие остановки общественного транспорта на <адрес> также видно на фотографии указанной автодороги, представленной представителем административного ответчика (л.д. 63).
В этой связи суд приходит к выводу, что нанесение горизонтальной разметки 1.2 на <адрес> в <адрес> является требованием вышеуказанного государственного стандарта и в силу положений п. 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 нанесение указанной в акте дорожной разметки является необходимым условием для обеспечения безопасности дорожного движения на данном участке автодороги.
Согласно ГОСТ 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.» стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городских и сельских поселений, устанавливает общие требования к ним и правила их применения.
Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не мене 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств.
В населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений (п.4.5.1.2).
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (п. 4.5.1.3).
Поскольку дорога, проходящая по <адрес> в <адрес>, имеет твердое дорожное покрытие, что видно на фотографии, являющейся приложением к акту от 28.07.2023 выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (л.д. 10), то наличие на ней тротуаров является обязательным требованием к данной категории дорог.
Бездействие административного ответчика в не принятии мер по приведению в соответствии государственными стандартами обустройства автомобильной дороги тротуарами и дорожной разметкой является незаконным и оказывает негативное влияние на безопасность дорожного движения, а также создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этой связи, доводы административного искового заявления о том, что административный ответчик осуществляет ненадлежащее содержание автомобильной дороги общего пользования местного значения нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения данного административного дела.
Фотоснимки спорной автодороги, представленные суду со стороны административного ответчик не подтверждают наличие тротуаров и разметки на <адрес> в <адрес> (л.д. 62-63).
При установлении срока в течении которого административный ответчик обязан устранить нарушения в области содержания дорог, суд учитывает характер и объем работ, которые необходимо провести, и считает, что срок, об установлении которого просит прокурор, является достаточным для осуществления всего комплекса мероприятий по нанесению дорожной разметки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.2 ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> <░░░░░> ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18.01.2024