Дело № 2а-171/2023
УИД 75RS0009-01-2023-000252-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2023 года с. Газимурский Завод
Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Ефимикова Р.И.,
при секретаре Патриной А.И.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Газимуро-Заводского района Бочкова Д.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Батаканское» муниципального района «Газимуро-Заводский район» о признании бездействия незаконным и понуждению к действию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Газимуро-Заводского района обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в деятельности администрации сельского поселения «Батаканское», в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что в с. Закаменная отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения и скважины противопожарного водоснабжения. Игнорирование должностными лицами администрации сельского поселения «Батаканское» обязательных требований противопожарного законодательства и непринятие мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций нарушает права неопределенного круга лиц на защиту окружающей среды от негативного воздействия и создает угрозу жизни и здоровью жителей населенного пункта. В связи с чем, административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Батаканское» по обеспечению населенного пункта с. Закаменная требуемым запасом воды для целей пожаротушения, обязать администрацию сельского поселения «Батаканское» в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить населенный пункт с. Закаменная требуемым запасом воды для целей пожаротушения путем обустройства источниками противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора района Бочков Д.А. административный иск поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика - и.о. главы сельского поселения «Батаканское» Стадникова О.А. в судебное заседание не явилась, административные исковые требования признала в полном объеме, просила дело рассмотреть без участия представителя, о чем представила письменное заявление.
Заинтересованные лица - ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, администрация муниципального района «Газимуро-Заводский район» о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представили.
Суд, заслушав административного истца, исследовав представленные материалы дела, считает необходимым требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст. 14 КАС РФ административное правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, отнесено к вопросам местного значения поселений.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы.
Согласно ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (ч. 1); к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (ч. 2); территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения. (ч. 3); Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов (ч. 4); допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров. (ч. 5).
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима, согласно которых, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утвержден «Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности»» (далее - Свод правил), в соответствии с общими правилами которого в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения. Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы.
Согласно п. 4 ч. 1. ст. 8 Устава сельского поселения «Батаканское» муниципального района «Газимуро-Заводский район» Забайкальского края, принятого решением Совета сельского поселения «Батаканское» 02 августа 2018 года № 15 (далее Устав) к вопросам местного значения сельского поселения относятся в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Из Устава сельского поселения «Батаканское» усматривается, что в границах поселения находится населенный пункт: село Закаменная.
По информации начальника 17 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по забайкальскому краю для более оперативного тушения пожаров, закачки водой пожарных автомобилей на случай возникновения пожаров, требуется установка скважин противопожарного водоснабжения в с. Закаменная. (л.д. 7)
В с. Закаменная источники наружного противопожарного водоснабжения, а также скважины противопожарного водоснабжения отсутствуют, что подтверждается ответом и.о. главы сельского поселения «Батаканское» О.А. Стадниковой. (л.д. 8)
Из ответа И.о. главы муниципального района «Газимуро-Заводский район» Макушевой Н.Б. следует, что на территории с. Закаменная проживает 59 человек. (л.д. 9-10).
С учетом приведенного правового регулирования в области пожарной безопасности и установленных по делу обстоятельств, суд, исходит из наличия предусмотренной законом обязанности органа местного самоуправления по обеспечению мер пожарной безопасности посредством обеспечения села Закаменная источниками наружного противопожарного водоснабжения, и установленного факта неисполнения данной обязанности администрацией сельского поселения, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами, и является основанием для признания указанного бездействия незаконным с возложением обязанности по устранению выявленных нарушений.
Суд находит достаточным установить двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда для обеспечения населенного пункта с. Закаменная требуемым запасом воды для целей пожаротушения путем обустройства источниками противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Данный срок устанавливается с учетом необходимости скорейшего устранения нарушений требований пожарной безопасности, с целью исключения пожаров в весенне-летний, летне-осенний период, характеризующийся пожароопасными ситуациями в лесах, граничащих с населенными пунктами.
Учитывая, что административные исковые требования направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В силу положений ч. 1 и 2 ст. 157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком, его представителем. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. Если по данной категории административных дел не допускается признание административного иска, суд поясняет это административному ответчику. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска.
Согласно ч. 3 ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Суд, исходя из положений ч. 3 ст. 157 КАС РФ, считает возможным решить вопрос о принятии административного иска административным ответчиком и указать в решении суда только на признание административного иска и принятия его судом.
Административный ответчик административные исковые требования признал в полном объеме, письменное заявление о признании административного иска приобщено к материалам административного дела, последствия признания административного иска, предусмотренные ст.157 КАС РФ, ему разъяснены и понятны.
Суд принимает признание административного иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2023 ░░░░.