Дело № 2а-56/2024 (2а-1346/2023)
УИД 51RS0009-01-2023-001577-33
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года город Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Каторовой И.В.
при секретаре Шальневой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Воронище А.С. к администрации муниципального образования Кандалакшский район
об оспаривании постановления администрации муниципального образования Кандалакшский район от 12 октября 2023 года <номер> и действий, выразившихся в отказе в переводе нежилого помещения в жилое,
заинтересованные лица общество с ограниченной ответственностью «ЕваСтрой-Проект», Управление Росреестра по Мурманской области, комитет имущественных отношений и территориально планирования администрации муниципального образования Кандалакшский район, Желтиков В.А.,
установил:
Воронище А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кандалакшский район (далее по тексту также Администрация) об оспаривании решения об отказе в переводе нежилого помещения в жилое.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником нежилого помещения <номер>, расположенного по адресу: <адрес>. В сентябре 2023 года обратился к ответчику о переводе указанного помещения в жилое, предоставив соответствующий проект.
Постановлением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 12 октября 2023 <номер> административному истцу отказано в переводе указанного в заявлении нежилого помещения в жилое, поскольку дом, в котором находится помещение <номер>, не является жилым.
Полагает обжалуемое постановление незаконным, поскольку оно не мотивировано и противоречит статьям 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы.
Административный истец с учетом уточненных требований просит признать незаконным постановление администрации муниципального образования Кандалакшский район от 12 октября 2023 года <номер> и их действия об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, а также обязать принять решение о переводе нежилого помещения <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое, взыскать судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
В судебном заседании административный истец Воронище А.С. и его представитель Ковалевский А.А. поддержали заявленные и уточненные требования по изложенным в административном иске основаниям, дополнительно указав на немотивированность оспариваемого постановления, а также на то обстоятельство, что межведомственная комиссия обследование спорного помещения не проводила.
Представитель административного ответчика, будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, предоставив возражения о несогласии с иском, указав на законность оспариваемого постановления.
Определениями суда от 28 ноября 2023 года и 18 декабря 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «ЕваСтрой-Проект», Управление Росреестра по Мурманской области, комитет имущественных отношений и территориально планирования администрации муниципального образования Кандалакшский район, Желтиков В.А.
Представитель заинтересованного лица ООО «ЕваСтрой-Проект» Кравченко Е.Н. согласился с позицией административного истца.
Заинтересованные лица Желтиков В.А., Управление Росреестра по Мурманской области, комитет имущественных отношений и территориально планирования администрации муниципального образования Кандалакшский район, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени судебного заседания, участия в рассмотрении дела не принимали.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу статей 150-152, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на земельном участке, принадлежащем Желтикову В.А., с кадастровым номером <номер>, площадью 3561 кв.м., расположено здание <номер> по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: для обслуживания здания мастерских школы (выписка из ЕГРН л.д.156-139).
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках от 05 декабря 2023 года № КУВИ-<номер> здание <номер>, расположенное на <адрес>, является нежилым, наименование: здание мастерских, год завершения строительства 1967 (л.д. 146-155).
В здании образовано 17 нежилых помещений и машино-места, каждому из которых присвоены кадастровые номера.
Воронище А.С. является собственником изолированного нежилого помещения <номер>, расположенного по адресу: <адрес> (выписки из ЕГРН л.д. 85-86).
14 сентября 2023 года административный истец подал в Администрацию заявление о переводе спорного нежилого помещения в жилое (для проживания), предоставив для получения муниципальной услуги к заявлению следующие документы: проект переустройства и перепланировки, технический план нежилого помещения (л.д. 103).
Согласно представленной с заявлением проектной документации, разработанной ООО «ЕваСтрой-Проект», при переводе нежилого помещения в жилое необходимо выполнение работ по переустройству и перепланировке помещений в целях создания условий для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи. Помещение после перепланировки будет включать жилые комнаты, кухню или кухню-столовую, ванную комнату или душевую, туалет, кладовую или встроенные шкафы, а также предусматривать системы отопления, вентиляцию, водоснабжение, канализацию, электроснабжение (л.д. 53-69).
12 октября 2023 года администрацией муниципального образования Кандалакшский район принято постановление <номер> об отказе в переводе нежилого помещения в жилое со ссылкой на несоблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения (т.1 л.д.126).
Уведомление об отказе в переводе нежилого помещения от 12 октября 2023 года Администрацией направлено Воронище А.С. с таким указанием оснований отказа как несоблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения, поскольку дом <номер> по ул. <адрес> не является жилым домом.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.
Применительно к рассмотрению дел об оспаривании решений (действий, бездействия) органов государственной власти процессуальный закон установил обязанность суда выяснять, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок его принятия и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (подпункты "б", "в" пункта 3 и пункт 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое, а также отказ в таком переводе установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 22 - 24).
Частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В силу пункта 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе нежилого помещения в жилое допускается, в том числе в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
При этом согласно части 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Следовательно, орган местного самоуправления во всех случаях, исходя из положений части 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязан дать оценку соответствию нежилого помещения требованиям, установленным для жилого помещения. Такая оценка в установленном порядке производится комиссией, созданной органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением (далее Положение).
Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Согласно пункту 8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда (пункт 7 Положения).
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает:
-прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения;
-определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) и другие действия (пункт 47 Положения).
В силу пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Исходя из данных правовых норм Положения, заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания подлежит рассмотрению комиссией в течение 30 календарных дней с момента его регистрации, по результатам рассмотрения заявления принимается решение, в том числе о проведении дополнительного обследования.
Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений жилищного фонда на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша создана постановлением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 15 марта 2021 года <номер>, которым также утверждено Положение о межведомственной комиссии.
Как следует из материалов административного дела, а также пояснений представителей администрации муниципального образования Кандалакшский район, заявление Воронище А.С. компетентным органом - межведомственной комиссией не рассматривалось. Доказательств тому, что оспариваемое постановление принято на основании заключения межведомственной комиссии, административным ответчиком не представлено. Из пояснений административного истца следует, что обследование межведомственной комиссией спорного помещения не проводилось.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений предоставляет, в том числе и заявление о переводе помещения.
Указанный перевод осуществляется органом местного самоуправления (ч.1 ст.23 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного и вопреки доводам Комитета имущественных отношений и территориального планирования самостоятельное обращение Воронище А.С. в межведомственною комиссию для рассмотрения спорного вопроса не требуется.
Администрацией оспариваемое решение должно было быть принято на основании заключения межведомственной комиссии.
Таким образом, постановление главы администрации муниципального образования Кандалакшский район от 12 октября 2023 года <номер> об отказе в переводе нежилого помещения в жилое было принято с нарушением порядка его принятия в нарушение требований части 4 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации - при отсутствии надлежащим образом принятого решения межведомственной комиссии.
Учитывая, что при принятии оспариваемого решения нарушен порядок его принятия, действия администрации при его принятии являются незаконными, также как и постановление администрации муниципального образования Кандалакшский район от 12 октября 2023 года <номер>, которое не подлежит применению. Следовательно, у администрации муниципального образования Кандалакшский район возникает обязанность повторного рассмотрения заявления административного истца Воронище А.С. от 13 сентября 2023 года.
При этом требование административного истца об обязании административного ответчика принять решение о переводе спорного нежилого помещения в жилое не подлежит удовлетворению, поскольку решение административным ответчиком принято в отсутствие соответствующего заключения межведомственной комиссии, к исключительной компетенции которой относится оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением (п.7 Положения). Ввиду изложенного, суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято.
По этим же основаниям суд не дает оценку обоснованности принятого Администрацией решения, в том числе по доводам административного истца и его представителя.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (часть 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку заявленные требования частично удовлетворены судом, с ответчика подлежат взысканию судебные расходы, понесенные истцом, в связи с уплатой им государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ <░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░ 5102006145) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ <░░░░░> «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 13 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░