№2а-3275/2023
10RS0011-01-2023-003365-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2023 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Конохова О.В. к Министерству имущественных и земельных отношений республики Карелия об оспаривании решения,
установил:
Конохов О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия по тем основаниям, что распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 26.12.2022 года № и № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» были утверждены схемы расположения земельных участков и истцу предварительно было согласовано предоставление земельных участков, расположенных в <данные изъяты>. Реализация указанных распоряжений обусловлена проведением работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, переводом участков из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», изменением вида разрешенного использования земельных участков с «запас» на «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках». Указанными распоряжениями истец уполномочен на совершение действий по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков, обращение о переводе участков из одной категории в другую, и об изменении вида разрешенного использования земельных участков. Истец полагает указанные выше распоряжения незаконными в части определения категории предоставляемых земельных участков «запас», и возложении на него обязанности осуществить действия по переводу участков из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», указывает, что генеральным планом и Правилами землепользования <данные изъяты> испрашиваемые земельные участки находятся в территориальной зоне сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании стороны участия не принимали, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ответчик направил суду возражения, из которых следует, что иск он не признает, оспариваемые решения полагает законными.
В силу положений статьи 10.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия №390-П от 02.11.2017, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец Конохов О.В. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями от 05.03.2022 г. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> кв.м., местоположением: <данные изъяты>, государственная собственность на который не разграничена, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, на основании подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
26.12.2022 года Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия вынесло распоряжения № и № «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», в соответствии с которыми административный ответчик утвердил схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> кв.м., местоположение: <данные изъяты>, вид разрешенного использования земельного участка, установленный классификатором видов разрешенного использования земельных участков – «запас» (код вида разрешенного использования земельного участка – <данные изъяты>). Категория земель - «земли запаса» (пункт 1), предварительно согласовал предоставление земельных участков. В пункте 3 распоряжений указано, что предоставление указанного земельного участка в аренду возможно в случае выполнения следующих условий: проведение работ по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, перевод участков из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения», изменение вида разрешенного использования земельных участков с «запас» на «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках». Указанными распоряжениями ответчик уполномочил истца на совершение действий по осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков, обращение о переводе участков из одной категории в другую, и об изменении вида разрешенного использования земельных участков.
По доводам иска ответчик необоснованно определил категорию предоставляемых земельных участков «запас», в связи с чем необоснованно возложил на истца обязанность осуществить действия по переводу участков из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного Кодекса РФ земли Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием
территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются
федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Часть 12 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" устанавливает, что земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки.
В соответствии Генеральным планом <данные изъяты>, утвержденным Решением XXVII сессии II созыва Совета Хаапалампинского сельского поселения от 16 ноября 2012 г. №8 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования Хаапалампинское сельское поселение, испрашиваемые земельные участки находятся в территориальной зоне сельскохозяйственного назначения.
Основания, по которым ответчик пришел к выводу об установлении в отношении формируемых земельных участков категории «запас», ответчиком суду не пояснены, доказательствами не подтверждены.
Таким образом, разрешая заявления истца о предварительном согласовании предоставления земельных участков, ответчик необоснованно определил их категорию «запас» и обусловил предоставление земельных участков переводом участков из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения» и изменением вида разрешенного использования земельных участков с «запас» на «для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках».
В остальной части оспариваемые решения соответствуют требованиям закона, в том числе по своей форме, вынесены полномочным должностным лицом.
Согласно статье 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска, судом установлена, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Способом восстановления нарушенных прав является понуждение административного ответчика внести изменения в распоряжения в части установления категории земель «земли запас» на категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и привести пункт три распоряжений в соответствие с указанной категорией земельных участков «земли запаса».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26.12.2022 ░░░░ № ░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 26.12.2022 ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 177 ░░░ ░░ 24.04.2023 ░░░░