Копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25GV0004-01-2019-000299-16
21 августа 2019 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Онищенко Ф.И., при секретаре судебного заседания Шкляревской О.С., с участием административного истца, представителя командира войсковой части № <...> Пащенко А.А., представителя начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» Акимовой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-194/2019 по административному исковому заявлению <...> Кириллова Александра Валерьевича о признании незаконным бездействия командира войсковой части № по выплате денежной компенсации за вещевое имущество за период нахождения в миссии Организации Объединенных Наций,
установил:
Кириллов обратился в военный суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит военный суд:
- признать незаконным бездействие командира войсковой части №;
- обязать командира войсковой части № обеспечить выплату денежной компенсации в размере стоимости предметов вещевого имущества личного пользования за неполученное вещевое имущество личного пользования, положенного по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, право на получение которого возникло в период его нахождения в служебной командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- взыскать с войсковой части № в его пользу 300 рублей, в счёт возмещения судебных расходов (государственной пошлины).
Обосновывая свои требования административный истец как в исковом заявлении, так и в суде указал, что в соответствии с приказом <...> № 12 от 17 января 2011 года он был направлен в миссию Организации Объединенных Наций (ООН) по проведению референдума в Западной Сахаре, в которой находился по ДД.ММ.ГГГГ. 24 июня 2019 года он обратился рапортом к командиру войсковой части № и просил обеспечить выплату денежной компенсации в размере стоимости предметов вещевого имущества личного пользования за неполученное вещевое имущество личного пользования, положенного по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, право на получение которого возникло в период его нахождения в служебной командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Западной Сахаре на основании п.п. «б п. 1 постановления Правительства РФ № 390 от 22 июня 2006 года. Однако 4 июля 2019 года должностное лицо отказало ему в удовлетворении этого рапорта. Такими действиями командира войсковой части № ущемляются его права, предусмотренные постановлением Правительства РФ.
Представители должностных лиц в суде указали, что законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку Кириллов в период нахождения военным наблюдателем при миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре в 2011-2012 годах не исполнял обязанностей по военно-техническому сотрудничеству. При этом представители должностных лиц указали что, административным истцом пропущен срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, на обращение в суд, в связи с чем просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав объяснения сторон и изучив материалы административного дела, военный суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, из исследованных в судебном заседании копии послужного списка офицера, выписки из приказа начальника <...> № 12 от 17 января 2011 года, выписки из приказа Министра обороны РФ № 893 от 29 апреля 2012 года, копии справки <...> № 173/3/3/1466 от 19 января 2012 года, выписки из приказа командира войсковой части № № 262 от 24 сентября 2018 года усматривается, что Кириллов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в составе миротворческой миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре в качестве военного наблюдателя, а с 21 сентября 2018 года был зачислен в списки личного состава войсковой части №, как назначенный на другую воинскую должность.
Право военнослужащих на обеспечение вещевым имуществом закреплено в ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы, военных сборов по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. При этом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. «б» п. 1 Правил получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 года № 390 (далее - Правила), военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи военного и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и убывающим в служебную командировку на срок не менее 1 года выплачивается компенсация.
Приложением № 1 к приказу Министра обороны РФ от 14 августа 2013 года № 555 «О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время» (действовавшим до 13 августа 2017 года) предусмотрена Норма снабжения № 23 вещевым имуществом военнослужащих, направляемых за границу в составе российских воинских миротворческих формирований (контингентов), в качестве российских военных наблюдателей ООН и военнослужащих, выполняющих задачи военного и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
При этом, в пункте 7 Примечания к данной Норме указано, что военнослужащим, проходящим военную службу в районах с жарким климатом, по настоящей норме выдаются только фуражка летняя полевая или панама, костюм (куртка, брюки и шорты) летний полевой, футболка, носки хлопчатобумажные плюшевого переплетения и ботинки с высокими берцами в облегченном варианте.
Как видно из пункта 8 Порядка вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 14 августа 2013 года № 555 (действовавшего на момент спорных правоотношений) запасы вещевого имущества создаются за счет переходящих запасов текущего обеспечения в размере годовой потребности в воинских частях, дислоцируемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорной местности, расположенной на высоте 1500 метров и выше над уровнем моря, за границей Российской Федерации, а также на кораблях, убывающих в автономное плавание на срок более 6 месяцев.
Пунктом 81 приложения № 1 к приказу Министра обороны РФ от 14 августа 2017 года № 500 «О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время» предусмотрено, что по норме снабжения № 28 обеспечиваются военнослужащие, направляемые за границу в составе российских воинских миротворческих формирований (контингентов) и в качестве российских военных наблюдателей Организации Объединенных Наций, а также военнослужащие, проходящие военную службу в районах с жарким климатом, Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
Как следует из пункта 2 Приложения № 2 к данному приказу запасы вещевого имущества и моющих материалов содержатся в размере годовой потребности в воинских частях, дислоцированных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорной местности, расположенной на высоте 1500 метров и выше над уровнем моря, за границей Российской Федерации, а также на кораблях, убывающих в автономное плавание на срок более 6 месяцев.
Статьёй 1 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» определено понятие военно-технического сотрудничества, согласно которому это деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.
Вместе с тем, как усматривается из ст. 1 гл. 1 Устава Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года, ООН преследует цели поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и т.д.
Федеральный закон от 23 июня 1995 года № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», определяя порядок предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала, устанавливает, что это касается участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, куда включается наблюдение и контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня и других враждебных действий, разъединение конфликтующих сторон, разоружение и расформирование их подразделений, производство инженерных и иных работ, содействие в решении проблемы беженцев, оказание медицинской, иной гуманитарной помощи, выполнение полицейских и других функций по обеспечению безопасности населения и соблюдению прав человека, а также ведение в соответствии с Уставом ООН международных принудительных действий.
Таким образом, направление военнослужащего в составе миссии ООН в качестве военного наблюдателя в распоряжение международного органа и в служебную командировку для выполнения задач военного и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, тождественными понятиями не являются, поскольку имеют различную правовую природу, цели и задачи.
Кроме того, вышеприведенным Законом предусмотрено предоставление Российской Федерацией военного персонала для участия в миротворческой деятельности, а не направление в служебные командировки.
Из исследованных в суде выписки из приказа начальника <...> № 12 от 17 января 2011 года и выписки из приказа Министра обороны РФ № 893 от 29 апреля 2012 года усматривается, что Кириллов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в составе миссии ООН в Западной Сахаре для проведения референдума в качестве военного наблюдателя, то есть не направлялся в служебную командировку для выполнения задач военного и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
Указанные обстоятельства также подтверждаются справками <...> от 19 января 2012 года и 19 августа 2019 года, в которых также указано, что Кириллов дополнительных обязанностей в указанный выше период не выполнял.
При таких данных военный суд приходит к выводу о том, что Кириллов, вопреки его утверждению в исковом заявлении, в данном случае не наделен правом на получение компенсации за время его нахождения в составе миссии ООН, а поэтому его исковые требования не подлежат удовлетворению.
Более того, из исследованных в судебном заседании копий аттестатов на имя административного истца №№ 82/48 и 82/49 от 12 июля 2016 года, представленных Военно-космической академией им. А.Ф. Можайского (с предыдущего места военной службы) и копии карточки учёта материальных средств личного пользования офицера Кириллова А.В., представленной войсковой частью №, усматривается, что административный истец обеспечивался предметами вещевого имущества, которые ему полагались за период его военной службы в воинских частях Минобороны РФ, в том числе с 2011 года.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 Правил получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 года № 390, денежная компенсация выплачивается ежегодно военнослужащим, указанным в пункте 1 настоящих Правил, вместо положенных им по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время предметов вещевого имущества личного пользования в размере их стоимости, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из анализа приведённых выше правовых норм, военный суд приходит к выводу, что выплата указанной выше денежной компенсации за вещевое имущество, при условии наличия права на эту компенсацию, производится ежегодно в обязательном порядке вместо неполученных на складах предметов вещевого имущества, находящихся за границей (в соответствии с приказами Минобороны РФ), то есть указанная выплата не носит волеизъявительный характер, и право на такую компенсацию утрачивается у военнослужащего по истечении соответствующего календарного года после пребывания военнослужащего за границей, при этом в случае с Кирилловым А.В. такое право им утрачено в декабре 2012 года.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вместе с тем, ч. 1 ст. 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 5 ст. 180 и ч. 1 ст. 219 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного искового заявления в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
В судебном заседании Кириллов А.В. пояснил, что в период нахождения за границей в 2011-2012 годах он использовал вещевое имущество, полученное им ранее в воинской части, при этом он только в конце сентября 2018 года узнал о предполагаемом праве получить выплату денежной компенсации за вещевое имущество в соответствии с пунктом 1 Правил получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 года № 390.
Вместе с тем, как видно из административного искового заявления Кириллов только 29 июля 2019 года обратился в военный суд за защитой своих прав и законных интересов.
Таким образом, военный суд полагает, что административный истец до марта 2013 года имел право и возможность в установленный Законом срок обжаловать действия должностных лиц по вопросу не предоставления ему в течение календарного года после миссии в ООН компенсации за вещевое имущество. Кроме того суд считает, что административному истцу в конце сентября 2018 года достоверно было известно о нарушении его прав и свобод бездействием должностных лиц.
На основании изложенного и учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, военный суд считает, что факт пропуска административным истцом установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока обращения с заявлением в суд является очевидным.
Как определено ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Восстановление пропущенного процессуального срока по уважительной причине возможно в исключительных случаях, связанных с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.). По смыслу указанного закона восстановление срока носит исключительный характер и производится на основании представленных суду доказательств.
При этом срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днём, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к их осуществлению, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на административном истце.
В силу уровня образования административного истца, воинских должностей, которые он занимал, и продолжительности прохождения им военной службы более 20 лет он имел возможность в установленном законом порядке обратиться в суд с административным исковым заявлением как лично, так и через представителя, что им было сделано лишь 29 июля 2019 года.
Административный истец доказательств наличия уважительных причин пропуска им срока на обращение с административным исковым заявлением в суд не представил, не были они установлены и судом.
Обосновывая причины пропуска срока на подачу искового заявления, Кириллов указал, что он не знал о данных требованиях закона и правах на получение такой денежной компенсации. Данные обстоятельства, по мнению суда, не являются доказательством того, что срок на подачу искового заявления им пропущен по уважительной причине.
Так же не может признаваться уважительной причиной то обстоятельство, что административный истец не имеет юридического образования, плохо знает законодательство и нормативные акты Министерства обороны РФ. Незнание гражданином своих прав, содержания официально опубликованных нормативных актов, а равно и изложенные Кирилловым в исковом заявлении доводы не влекут приостановления или перерыва течения срока.
Таким образом, военный суд считает, что в удовлетворении рассматриваемого искового заявления необходимо отказать в связи с пропуском административным истцом срока, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Поскольку судом принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, то не подлежат удовлетворению и требование о взыскании с административного ответчика судебных расходов в виде государственной пошлины, уплаченной административным истцом в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, военный суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ 22 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
<...>