Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-509/2024 ~ М-291/2024 от 13.03.2024

Адм.дело № 2а-509/2024 мотивированное решение составлено 4.04.2024

УИД 51RS0007-01-2024-000643-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 апреля 2024 года город Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Т.В.,

при секретаре Садыриной К.Н.,

с участием административного истца Торцева В.А.,

представителя административных ответчиков Косарева Е.А.,

административных ответчиков Паленок, Ефремова

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Торцева Владимира Александровича к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области, Федеральной службы исполнения наказаний России, Министерству финансов России в лице УФК по Мурманской области, Паленок Сергею Михайловичу, Ефремову Евгению Владимировичу о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,

УСТАНОВИЛ:

Торцев В.А. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области, Федеральной службы исполнения наказаний России, Министерству финансов России в лице УФК по Мурманской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.

В обоснование требований указал, что 26 февраля 2024 года в камере №201 в его отсутствие был произведен обыск, поскольку в время обыска он участвовал в рассмотрении дела посредством ВКС. После возращения в камеру обнаружил, что его вещи были раскиданы, полагает, что действиями сотрудников учреждения ему причинен моральный вред.

Просит взыскать с ответчика компенсацию за нарушение условий содержания в размере 100000 руб.

В судебном заседании административный истец (участие которого было обеспечено посредством видео-конференц-связи) поддержал требования, указал, что сотрудники ФКУ СИЗО-2, не имея на то оснований произвели обыск в камере в его отсутствие, чем нарушены его права.

Представитель административных ответчиков в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым административный истец содержался в учреждении с 28.03.2022 по 12.03.2024 в камерах № № 228, 201, 220. В соответствии с п. 264 Правил от 04.07.2022 № 110 личный обыск подозреваемых и обвиняемых, обыск помещений, в которых они размещаются, досмотр их вещей, а также досмотр лиц, посещающих СИЗО, производятся с целью обнаружения и изъятия запрещенных в СИЗО предметов, веществ и продуктов питания либо с целью изъятия не принадлежащих подозреваемым и обвиняемым предметов, веществ и продуктов питания. При этом досмотр вещей подозреваемых и обвиняемых производится в их присутствии при поступлении в СИЗО, перед отправкой за его пределы, при переводе в другую камеру, стационар медицинской организации УИС, водворении в карцер, а также про решению начальника СИЗО либо лица, его замещающего (п. 285 Правил). В исключительных случаях по указанию начальника СИЗО либо лица, его замещающего, досмотр вещей подозреваемых и обвиняемых производится в отсутствие их владельца, в том числе при проведении обыска в камере. Проведение внепланового обыска 26.02.2024 в камере №201 было инициировано сотрудником оперативной группы в целях проверки полученной информации о нахождении в камере запрещенных предметов. Согласно акту проведения внепланового обыска в камере №201 запрещенных предметов и веществ не обнаружено.

Административные ответчики сотрудники Учреждения Паленок С.М. и Ефремов Е.В., привлеченные к участию в деле протокольным определением от 04.04.2024 возражали против удовлетворения требований.

Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, административных ответчиков исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно статье 15 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки - досмотру.

Во исполнение указанных положений статьи 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Министерство юстиции Российской Федерации 04.07.2022 приказом N 110 утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила внутреннего распорядка), которые едины на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Инструкцией об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации обыски камер подразделяются на плановые, внеплановые и контрольные. Внеплановые обыски проводятся при получении информации, подразумевающей необходимость проведения обыска либо сведений о наличии в камере запрещенных предметов.

В соответствии с п. 264 Правил утвержденных Приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" личный обыск подозреваемых и обвиняемых, обыск помещений, в которых они размещаются, досмотр их вещей, а также досмотр лиц, посещающих СИЗО, производятся с целью обнаружения и изъятия запрещенных в СИЗО предметов, веществ и продуктов питания либо с целью изъятия не принадлежащих подозреваемым и обвиняемым предметов, веществ и продуктов питания.

В исключительных случаях по указанию начальника СИЗО либо лица, его замещающего (в их отсутствие - ДПНСИ), досмотр вещей подозреваемых или обвиняемых производится в отсутствие их владельцев, в том числе при проведении обыска в камере (п. 284).

Согласно пояснениям представителя ФКУ СИЗО-2 УФСИН Росси по МО, основанием для проведения внепланового обыска в камере №201 послужила оперативная информация о наличии в камере запрещенных предметов.

Согласно акту проведения внепланового обыска в камере №201 запрещенных предметов и веществ не обнаружено. Порчи камерного инвентаря, личных вещей либо продуктов питания не допущено.

Оценивая доводы административного истца о том, что досмотр его имущества, находящегося в камере, производился 26 февраля 2024 года не в его непосредственном присутствии, суд считает, что выбранный стороной административного ответчика порядок досмотра отвечал вышеприведенным положениям пункта 284 Правил внутреннего распорядка, поскольку при проведении досмотра присутствовал дежурный по камере.

То обстоятельство, что административный истец при проведении досмотра не находился в камере, не привело к нарушению его прав.

Какое-либо имущество административного истца, владение которым в условиях СИЗО не запрещено, не утрачено.

Само по себе право сотрудников СИЗО на проведение обыска камерного помещения, досмотра имущества подозреваемых (осужденных) предусмотрено вышеприведенными нормативными актами.

По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В данном случае совокупности таких обстоятельств по делу судом не установлено, в связи с чем основания для признания действий сторудников Учреждения незаконными отсутствуют.

Суд, оценив представленные доказательства по правилам 84 КАС РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска, поскольку действия административных ответчиков по проведению внепланового обыска соответствовали требованиям закона, права и законные интересы административного истца не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-509/2024 ~ М-291/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Торцев Владимир Александрович
Ответчики
УФСИН России по Мурманской области
Ефремов Евгений Владимирович
ФСИН России
Министерство Финансов РФ в лице УФК по Мурманской области
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по МО
Поленок Сергей Михайлович
Суд
Апатитский городской суд Мурманской области
Судья
Ткаченко Т.В.
Дело на сайте суда
apa--mrm.sudrf.ru
13.03.2024Регистрация административного искового заявления
13.03.2024Передача материалов судье
15.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
15.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2024Судебное заседание
04.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2024Дело оформлено
01.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее