УИД: 56RS0018-01-2023-008475-77
Дело: №2а-9150/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2023 года г. Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга
в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,
при секретаре Карамакановой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Оренбургской области к Пашковской Татьяне Станиславовне о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №15 по Оренбургской области (далее МИФНС России №15 по Оренбургской области, инспекция) обратилась в Ленинский районный суд г. Оренбурга с административным исковым заявлением о взыскании с Пашковской Т.С. задолженности по обязательным платежам и санкциям. В обоснование иска ссылается на тот факт, что Пашковская Т.С. является плательщиком налога на доходы физических лиц, в связи с получением дохода в 2017 году.
Налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика Пашковской Т.С. направлены налоговые требования, которые исполнены в установленный срок не были. В связи с несвоевременной уплатой налога, в соответствии со ст. 75 НК РФ Пашковской Т.С. начислены пени. Определением мирового судьи судебного участка №4 Центрального района г. Оренбурга от 20 октября 2023 года, МИФНС России №15 по Оренбургской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
На основании изложенного, просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 12 440 руб., пени по налогу на доходы физических лиц за период с 24.12.2018 года по 08.11.2020 года в размере 2 039, 61 руб.
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик не явились, извещались о времени и месте судебного заседания по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ. Суд определил рассмотреть дело в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ и ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по местужительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт5 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с п.1 ст.207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Судом установлено, что 13 марта 2018 года налогоплательщиком Павшковской Т.С. в налоговый орган представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год.
Согласно ст.69 НК РФ административному истцу сформированы и направлены требования: №... по состоянию на 15.10.2018 года со сроком уплаты до 02.11.2018 года; №... по состоянию на 09.11.2020 года со сроком исполнения до 16.12.2020 года;
Требование №... по состоянию на 09.11.2020 года со сроком исполнения до 16.12.2020 года направлено в адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается скриншотом из автоматизированной информационной системы «АИС-Налог3».
Доказательств направления в адрес Пашковской Т.С. требования № ... по состоянию на 15.10.2018 года налоговым органом суду не представлено.
В связи с не оплатой исчисленных в требовании сумм налога и пени, инспекция в порядке главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства РФ обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Пашковской Т.С. недоимки и начисленной пени.
20 октября 2022 года мировым судьей судебного участка № 4Центрального района г. Оренбурга вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, в связи с пропуском срока установленного шестимесячного срока.
Налоговый орган просит восстановить пропущенный по уважительной причине срок на обращение в суд.
Между тем, уважительных причин, свидетельствующих о невозможности обратиться в установленный шестимесячный срок к мировому судье за выдачей судебного приказа, не установлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом не соблюдены сроки обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, кроме того, учитывая, что налоговым органом не представлены сведения о направлении административному ответчику налогового уведомления, а также требования об уплате налога и пени, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 15 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 12 440 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 24.12.2018 ░░░░ ░░ 08.11.2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 039, 61 ░░░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░