2а-4228/2023 ~ М-1388/2023
78RS0005-01-2023-002249-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 12 сентября 2023 года
Калининский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Лукашева Г.С.,
при секретаре судебного заседания Коваленко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Санкт-Петербургу к Степанову Д.А. о взыскании налогов и сборов
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 18 по Санкт-Петербургу (далее – Межрайонная ИФНС России № 18 по Санкт-Петербургу) обратилась в суд с административным иском к Степанову Д.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. в размере № коп., пени по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. в размере № коп., недоимки по транспортному налогу за 2019-2020 г. в размере № коп., пени по транспортному налогу за 2019-2020 г. в размере № коп., недоимки по налогу на имущество за 2019-2020 г. в размере № коп., пени по налогу на имущество за 2019-2020 г. в размере № коп., недоимки по земельному налогу за 2014 г. в размере № коп., пени по земельному налогу за 2014 г. в размере № коп.
В связи с тем, что в ходе исполнительного производства службой судебных приставов по судебному приказу № 2а-237/2022-53 от 15.09.2022 было произведено частичное взыскание недоимки, вошедшей в заявление о вынесении судебного приказа, в размере № коп., указанные денежные средства поступили в бюджет и учтены в счет недоимки по транспортному налогу, вошедшей в рассматриваемое исковое заявление – недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере № руб., недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере № коп., в связи с чем недоимки по транспортному налогу за 2019 год считается погашенной, а недоимка по транспортному налогу за 2020 год составляет № коп, налоговым органом уточнены исковые требования, административный истец просит взыскать с административного ответчика:
- недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. в размере № коп.,
- пени по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. в размере № коп.,
- недоимку по транспортному налогу за 2020 г. в размере № коп.;
- пени по транспортному налогу за 2019-2020 г. в размере № коп.,
- недоимку по налогу на имущество за 2019-2020 г. в размере № коп.,
- пени по налогу на имущество за 2019-2020 г. в размере № коп.,
- недоимку по земельному налогу за 2014 г. в размере № коп.,
- пени по земельному налогу за 2014 г. в размере № коп., а всего просит взыскать: № коп.
В обоснование своих требований указала, что в адрес ответчика было направлено налоговое требование об уплате налога, однако данная обязанность исполнена не была.
Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Налоговым агентом РОФ Поддержки Земельной Реформы в отношении налогоплательщика гр. Степанова Д.А. ИНН № была исчислена и не удержана сумма налога в размере № руб. за 2019 г. с дохода физического лица в соответствии со ст. 228 НК РФ.
14.07.2020 г. от налогового агента РОФ поддержки земельной реформы в инспекцию поступила справка о доходах физического лица Степанова Д.А., где указан общий доход в размере № коп. за 2019 г. Сумма налога, подлежащая уплате равна № коп.
Согласно ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.
В отношении доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2019-2020 г. в порядке, установленном п. 5 ст. 226 НК Российскую Федерацию и п. 14 ст. 226.1 НК Российскую Федерацию, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с п. 72 ст. 217 НК Российскую Федерации, налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату налога на доходы физических лиц начислены пени на дату выставления требования в размере № коп.
Также гр. Степанов Д.А. имеет в собственности транспортное средство, что подтверждается фактом регистрации.
Как следует из материалов дела, на имя административного ответчика в 2019-2020 г. была зарегистрирована автомашина марки МИЦУБИСИ ECLIPSE CROSS 1.5, государственный рег. знак № в 2019 г. была зарегистрирована автомашина марки МИЦУБИСИ OUTLANDER, государственный рег. знак №
В соответствии со ст. 362 НК РФ, ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 04 ноября 2002 г. № 487-53 «О транспортном налоге» и на основании сведений ГИБДД о наличии транспортных средств, инспекцией было произведено исчисление транспортного налога за 2019-2020 год в размере № коп., который подлежал уплате в бюджет не позднее 01.12.2020 г., 01.12.2021 г.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату транспортного налога начислены пени на дату выставления требования в размере № коп.
Также гр. Степанов Д.А. имеет в собственности имущество, что подтверждается фактом регистрации.
Как следует из материалов дела, на имя административного ответчика в 2019-2020 г. было зарегистрировано право собственности на квартиру, кадастровый номер №, расположенную по адресу: <адрес>, доля в праве собственности 1.
В соответствии со ст. 408 Федерального закона от 04.10.2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов технической инвентаризации (поступивших в инспекцию в электронном виде), инспекцией было произведено исчисление налога на имущество за 2019-2020 год в размере № коп., который подлежал уплате в бюджет до 01.12.2020 г., 01.12.2021 г.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за неуплату налога на имущество начислены пени на дату выставления требований в размере № коп.
Также гр. Степанов Д.А. имеет в собственности земельный участок, что подтверждается фактом регистрации.
Как следует из материалов дела, на имя административного ответчика в 2014 г. было зарегистрировано право собственности на земельный участок, кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, доля в праве собственности 1.
В соответствии со ст. 2, ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 23.12.2012 г. № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов технической инвентаризации (поступивших в инспекцию в электронном виде), инспекцией было произведено исчисление земельного налога за 2014 год в размере № коп., который подлежал уплате в бюджет до 01.12.2016 г.
В соответствии со ст. 75 НК Российскую Федерацию за неуплату земельного налога начислены пени в размере № коп.
Из материалов дела следует, что в адрес ответчика были направлены налоговые уведомления № от 08.09.2017 г., № от 01.09.2020 г., № от 01.09.2021 г.
В адрес ответчика направлены налоговые требования № со сроком уплаты до 05.04.2018 г., № сроком уплаты до 30.03.2021 г., № со сроком уплаты до 31.01.2022 г.
В требования, направленные в адрес ответчика, сумма исчисленной пени была включена.
Возникновение обязанности по уплате налога связывается с наличием объекта налогообложения, одним из которых является доход (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющей принципы определения доходов, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" названного кодекса.
В таком случае гражданин обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет (подпункт 7 пункта 1, пункт 2 статьи 228 Налогового кодекса).
Согласно положениям пунктов 1, 3, 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо обязано платить законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу положений статей 208 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Из пунктов 1, 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 данного кодекса (в размере 13 процентов), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 названного кодекса, с учетом особенностей, установленных его главой 23.
В соответствии с ч.6 ст.69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ч.4 ст.69 НК РФ - требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ответчиком обязанность по уплате налога за период, указанный в иске, не исполнена. Указанное обстоятельство стороной ответчика не оспорено.
В соответствии с ч. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового Кодекса РФ.
Согласно ч. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила сумму, указанную в абз. 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила сумму, указанную в абз. 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила сумму, указанную в абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
15.09.2022 года мировым судьей судебного участка № 53 Санкт-Петербурга вынесен судебный приказ, который 27.01.2023 года отменен.
02.03.2023 года настоящий иск поступил в суд, соответственно срок для предъявления в суд с административным исковым заявлением не является пропущенным.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска ввиду следующего.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Аналогичный порядок и срок обращения в суд предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Тем самым законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Обстоятельством, с которым связана возможность взыскания в судебном порядке, имеющим значение и для правильного исчисления срока обращения в суд, является соблюдение установленного порядка в виде направления плательщику требования об уплате налога и пени с предоставлением срока для уплаты, истечение которого обуславливает начало течения срока для обращения в суд.
В обоснование иска налоговый орган указывает, что в адрес административных ответчиков налоговым органом направлены налоговые уведомления, в связи с неуплатой налога в адрес административных ответчиков направлены налоговые требования. В требования, направленные в адрес ответчиков, сумма исчисленной пени была включена.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждается направление в адрес административного ответчика налогового уведомления № об уплате налога на имущество за 2014 год в размере № руб.
В соответствии с ч.6 ст.69 НК РФ требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ч.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
При отсутствии в материалах дела сведений о направлении налоговых уведомлений и требований в адрес административного ответчика, нельзя прийти к выводу о соблюдении налоговым органом сроков направления и вручения административному ответчику налоговых уведомлений и требований.
В соответствии с частями 4 - 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При этом на суд возложена обязанность проверить соблюдение обязательного досудебного порядка взыскания задолженности.
Из изложенного следует, что принудительное взыскание налога с физического лица допускается исключительно в судебном порядке в течение установленных законом сроков, при соблюдении налоговым органом обязательного досудебного порядка взыскания задолженности, а также при наличии к тому оснований (установленный факт наличия задолженности и др.); произвольное и бессрочное взыскание с налогоплательщика сумм налоговой задолженности, обращение налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа, действующим правопорядком не допускаются.
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены, о чем указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 года N 2465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации", установление указанных обстоятельств в силу части 6 статьи 289 КАС РФ относится к числу юридически значимых по административному делу, рассматриваемому в порядке главы 32 названного процессуального закона.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что не имеется правовых оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по земельному налогу за 2014 год и пеней на указанную недоимку.
Согласно п.1 ч.4 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В остальной части исковые требования подлежит удовлетворению с учетом уточнения.
Определяя размер подлежащей взысканию с административного ответчика в пользу административного истца задолженности, суд исходит из представленного административным истцом расчета недоимки по налогу и пени. Указанные документы сомнений у суда не вызывают. Представленный расчет задолженности произведен в соответствии с нормами действующего законодательства, соответствует фактическим обстоятельствам дела и является правильным, расчет задолженности судом проверен, арифметических ошибок не содержит.
При этом суд учитывает, что доводы истца и представленные им доказательства в обоснование заявленных требований ответчиком не оспорены и не опровергнуты. Доказательств оплаты задолженности по налогу и пеней ответчиком не представлено.
Таким образом, имеются основания для взыскания с административного ответчика недоимки по налогам и пеней за период, указанный в иске с учетом уточнения.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 18 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.:
- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2019 ░. ░ ░░░░░░░ № ░░░.,
- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2019 ░. ░ ░░░░░░░ № ░░░.,
- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░ № ░░░.;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019-2020 ░. ░ ░░░░░░░ № ░░░.,
- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2019-2020 ░. ░ ░░░░░░░ № ░░░.,
- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2019-2020 ░. ░ ░░░░░░░ № ░░░.,
- ░░░░░ ░░░░░░░░: № ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ № ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.