Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-267/2023 ~ м-180/2023 от 06.03.2023

                                                                                                                                               

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 мая 2023 года                                                                                                   г. Новый Оскол

Новооскольский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Казначеевской М.В.,

при секретаре                               Мальцевой Е.М.,

с участием административного истца Кочерженко В.И., ее представителя адвоката Терещенко Е.В., действующего на основании ордера от 29.03.2023,

представителя административного ответчика - Бондарева С.А., действующего на основании доверенности от 09.01.2023,

в отсутствие представителя заинтересованного лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кочерженко В.И. к администрации Новосокольского городского округа Белгородской области о признании незаконным решения об отказе в выплате возмещения за изымаемую квартиру,

Установил:

Кочерженко В.И. являясь собственником квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, в трехквартирном жилом доме, на основании полученного от администрации МР «Новооскольский район» разрешения осуществила реконструкцию принадлежащей ей квартиры, результате которой увеличилась общая площадь многоквартирного дома и принадлежащей ей квартиры с <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м.

На основании заключения межведомственной комиссии № от 27.03.2019 утвержденного распоряжением главы администрации Новооскольского городского округа от 28.03.2019 № многоквартирный жилой по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением правительства Белгородской области N 555-пп от 16 декабря 2019 года указанный жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м. включен в адресную программу Белгородской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года по переселению в 2023 г.

Решением Новооскольского районного суда Белгородской области от 30.03.2022, вступившим в законную силу 21.06.2022 Кочерженко В.И. отказано в удовлетворении требований о сохранении многоквартирного жилого дома в реконструированном виде и признании права собственности на реконструированную квартиру площадью <данные изъяты> кв.м.

01.11.2022 Кочерженко В.И. обратилась в администрацию Новооскольского городского округа Белгородской области с заявлением о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение – № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную в многоквартирном доме по адресу: <адрес>

30.11.2022 заявление Кочерженко В.И. рассмотрено и ей дан ответ в котором указано, что произвести замену с предоставления жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилищного фонда, на выкуп жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. не представляется возможным, так как пристройка к многоквартирному жилому дому не узаконена в установленном порядке.

Кочерженко В.И. обратилась в суд с административным иском к администрации Новооскольского городского округа о признании незаконным решения администрации Новооскольского городского округа об отказе в выплате возмещения за изымаемую квартиру в реконструированном виде от 30.11.2022 № 47-5-1649и.

В судебном заседании Кочерженко В. И. и ее представитель адвокат Терещенко Е.В. заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика - администрации Новооскольского городского округа Бондарев С.А. иск не признал по основаниям, изложенным в поданных возражениях. Суду пояснил, что заявление Кочерженко В.И. рассмотрено как обращение граждан в порядке ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Представитель заинтересованного лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, позиции по делу не представил.

Выслушав стороны, исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 КАС РФ.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца, а обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения лежит на органе, организации, лице, наделенном государственными или иными публичными полномочиями и принявшем оспариваемые решения.

Решением Новооскольского районного суда Белгородской области от 30.03.2022 исковые требования Кочерженко В.И. к администрации Новооскольского городского округа о сохранении многоквартирного жилого дома, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> реконструированном виде, с учетом возведенной пристройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м.; признании за ней право собственности на квартиру с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> оставлены без удовлетворения, поскольку заключением межведомственной комиссии № от 27.03.2019 утвержденного распоряжением главы администрации Новооскольского городского округа от 28.03.2019 № 428-р многоквартирный жилой по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, на основании постановления правительства Белгородской области N 555-пп от 16.12.2019 года указанный жилой дом, площадью 86,8 кв.м. включен в адресную программу Белгородской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года по переселению в 2023 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 21.06.2022 вышеуказанное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба Кочерженко В.И. - без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанция указал, что Кочерженко В.И. в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе настаивать на выкупе у нее принадлежащей квартиры, с учетом возведенной к ней пристройки, поскольку возведение пристройки произведено на основании разрешения органа местного самоуправления на отведенном для этих целей земельном участке, что исключает статус постройки как самовольной.

01.11.2022 Кочерженко В.И. обратилась в администрацию Новооскольского городского округа Белгородской области с заявлением о выплате ей возмещения за изымаемую у нее квартиру, расположенную в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, по адресу: <адрес>, исходя из ее общей площади <данные изъяты> кв.м., т.е. с учетом возведенной к ней пристройки.

30.11.2022 административным ответчиком ей дан ответ о невозможности произвести замену с предоставления жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилищного фонда на выкуп жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м., так как пристройка не узаконена в установленном порядке.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон N 59-ФЗ).

В силу части 1 статьи 2 данного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

При этом пунктом 3 данной статьи установлено, что заявлением является просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.

Из материалов дела следует, что заявление Кочерженко В.И. о выплате ей возмещения за изымаемую квартиру, расположенную в многоквартирном доме признанном аварийным от 01.11.2022, рассмотрено по существу поставленных в нем вопросов в установленный срок - 30.11.2022 ответ направлен заявительнице 06.12.2022.

Доводы стороны истца о неприменении положений Жилищного кодекса Российской Федерации и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда от 21.06.2022, содержащего выводы о праве Кочерженко В.И. на выкупе у нее принадлежащей ей квартиры, с учетом возведенной к ней пристройки при рассмотрении ее заявления суд считает неубедительными, поскольку выплата возмещения за изымаемую квартиру не могла быть произведена администрацией Новооскольского городского округа на основании указанного заявления без соблюдения процедуры, установленной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2017 года.

Возражая против доводов административного истца и его представителя, представитель административного ответчика ссылается на то, что площадь многоквартирного дома <адрес>, включенного в адресную программу Белгородской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, составляет 86,8 кв.м.

Постановлением Правительства Белгородской области от 10.06.2019 № 248-пп утверждена адресная программа Белгородской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01 января 2017 года, согласно которой изъятие жилых помещений в признанных аварийными многоквартирных домах осуществляется органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном частями 1 - 2, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Переселение из аварийного жилищного фонда граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных после 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, осуществляется путем предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение до 31 декабря 2024 года.

Решение о выбранном способе переселения отражается в двухстороннем предварительном соглашении, заключенном между администрацией муниципального образования и собственником изымаемого жилого помещения.

В целях реализации Программы органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов): обеспечивают формирование (актуализацию) реестра аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 года; обеспечивают своевременное внесение и актуализацию данных в АИС "Реформа ЖКХ", осуществляют функции распорядителя средств бюджетов муниципальных образований; обеспечивают проведение оценки стоимости изымаемых жилых помещений в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и порядком, указанным в приложении № 1 к Программе; осуществляют изъятие аварийных жилых помещений для муниципальных нужд; представляют в министерство жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области информацию о выбранных гражданами способах переселения; заключают с гражданами предварительные соглашения о переселении из аварийного жилого помещения; предоставляют в министерство жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области заявки о перечислении денежных средств для выплаты гражданам возмещения за изымаемые жилые помещения в порядке, установленном разделом 3 Программы.

Согласно разделу 5 Программа может при необходимости корректироваться. Общее руководство и управление Программой осуществляет министерство жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.

Приложением № 6 к указанной программе предусмотрено внесение изменений в программу (раздел 4): 4.1 - в случае внесения изменения в Программу по инициативе органа местного самоуправления муниципального района (городского округа), орган местного управления: 4.1.1 - актуализирует данные в АИС "Реформа ЖКХ"; 4.1.2 - направляет в адрес Министерства заявку с сопроводительным письмом с указанием причины корректировки с приложением в зависимости от необходимых изменений уточненного реестра аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми после 1 января 2017 года, уточненной поквартирной информации, соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд с указанием выбранного способа переселения, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемого жилого помещения, актуального предварительного соглашения, заключенного между администрацией муниципального образования и собственником изымаемого жилого помещения, с указанием выбранного способа переселения, проектов дополнительных соглашений к соглашению о выполнении обязательств, связанных с реализацией адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, и к соглашению о предоставлении субсидии из бюджета Белгородской области местному бюджету на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (в случае необходимости).

В этой связи данное обращение правильно рассмотрено в соответствии с Законом о порядке рассмотрения обращений, в ответе на обращение со ссылкой на действующее Постановление Правительства Белгородской области от 10.06.2019 № 248-пп указано, что многоквартирный дом <адрес>, включен в адресную программу Белгородской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2017 года, с площадью 86,8 кв.м. и заявительницей выбран способ предоставления жилого помещения.

Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела судом не установлена.

Согласно Правилам предоставления муниципальным образованиям средств на выплату возмещения за изымаемые жилые помещения финансовым обеспечением в соответствии с Правилами являются средства бюджета Белгородской области, а также средства бюджетов муниципальных образований Белгородской области; уполномоченный орган муниципального образования в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания с собственником жилого помещения соглашения об изъятии направляет в Министерство заявку о перечислении средств с приложением к заявке соглашений об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд и отчетов об оценке рыночной стоимости изымаемых жилых помещений.

При таких обстоятельствах требования Кочерженко В.И., касающиеся разрешения по существу спора о возможности выплаты возмещения за изымаемую квартиру в реконструированном доме, подлежащем сносу, исходя из ее площади <данные изъяты> кв.м., с учетом возведенной пристройки подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства с оформлением искового заявления в соответствии со ст. ст. 131, 132 ГПК РФ.

Учитывая изложенное административный иск Кочерженко В.И. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 181 КАС РФ, суд

Решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30.11.2022 № ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 83,5 ░░.░., ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

              ░░░░░                                  

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-267/2023 ~ м-180/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кочерженко Валентина Ивановна
Ответчики
Администрация Новооскольского городского округа Белгородской области
Другие
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области
Терещенко Евгений Владимирович
Суд
Новооскольский районный суд Белгородской области
Судья
Казначеевская Марина Витальевна
Дело на сайте суда
novooskolsky--blg.sudrf.ru
06.03.2023Регистрация административного искового заявления
06.03.2023Передача материалов судье
10.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2023Подготовка дела (собеседование)
03.04.2023Подготовка дела (собеседование)
03.04.2023Рассмотрение дела начато с начала
21.04.2023Подготовка дела (собеседование)
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2023Дело оформлено
30.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее