66RS0016-01-2023-000967-50
Дело № 2а-932/2023
Мотивированное решение составлено к окончательной форме 11.09.2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2023 года г. Артемовский
Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Пимурзиной К.А., при секретаре Бородавка И.С., с участием представителя административного истца Борисовой И.А., представителя заинтересованного лица - взыскателя - помощника Артемовского городского прокурора Полуэктова И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Артемовского городского округа к межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Масленниковой Т.Е о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области об уменьшении исполнительского сбора, установленного в рамках исполнительного производства № от 28.11.2022 постановлением от 07.02.2023 до размера 37500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Артемовского городского округа (далее по тексту – Администрация АГО, административный истец) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по <адрес> Масленниковой Т.Е. 21.06.2023 вынесено постановление о взыскании с Администрации Артемовского городского округа исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. по исполнительному производству №, в связи с тем, что Артемовский городской округ является высокотрансфертной территорией, дотационной, для исполнения решения суда по гражданского делу №, в связи с чем Администрация АГО исполнение решения суда по указанному гражданскому делу исполнила только в мае 2023, когда имелась финансовая возможность. Просит учесть, что нарушение сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективными причинами, непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Подробно доводы административного иска на л.д. 3-5.
В судебном заседании представитель административного истца Борисова И.А., действующая на основании доверенности и имеющая диплом о высшем юридическом образовании, поддержала заявленные исковые требования по доводам указанным в иске. Кроме того, просила учесть, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено другой датой, нежели постановление о прекращении исполнительного производства, указанное постановление в адрес Администрации АГО не было направлено до настоящего времени, что просила исследовать и учесть при вынесении решения суда.
Административные ответчики Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Масленникова Т.Е. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, возражений относительно административного иска не представили.
Представитель заинтересованного лица – представителя взыскателя – помощник Артемовского городского прокурора Полуэктов И.О., в судебном заседании указал, что оставляет разрешение административного дела на усмотрение суда.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административных ответчиков на основании ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав представителя административного истца, представителя взыскателя – прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 218, 360 КАС РФ, ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), действия (бездействие), решения (постановления) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке.
Согласно ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Законом об исполнительном производстве, согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Как установлено в судебном заседании, в отношении административного истца вступившим в законную силу 16.09.2022 решением Артемовского городского суда Свердловской области от 08.08.2022 по делу № по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц на Администрацию АГО возложена обязанность организовать выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по <адрес> в <адрес>, приведя ее в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-17 Национального стандарта РФ «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
На основании исполнительного листа №, выданного Артемовским городским судом Свердловской области по гражданскому делу №, 28.11.2022 возбуждено исполнительное производство № (л.д. 6,26), данное постановление поступило в адрес должника 29.11.2022, что подтверждается входящим штампом Администрации АГО с отметкой о дате поступления. Постановление об окончании указанного исполнительного производства принято 21.06.2023 (л.д. 27), в адрес должника поступило 26.06.20233 (л.д. 7), и 21.06.2023 возбуждено исполнительное производство о взыскании исполнительского сбора (л.д. 8,25), которое поступило в адрес должника также 26.06.2023 (л.д. 8).
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Масленниковой Т.Е. 07.02.2023 вынесено постановление о взыскании с Администрации Артемовского городского округа исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. по исполнительному производству № (л.д. 33), дата и время подписи электронной цифровой подписью судебного пристава-исполнителя – 07.02.2023 12:04:11, сведений о направлении укзаанного постановления должнику в адрес суда не представлено, согласно протооклу судебногь заседания, о наличии данного постановления и даты данного постановления узнали только в судебном заседании от 06.09.2023, административный иск подан 04.08.2023 (л.д. 3), то есть подан в установленный срок – 10 дней (до получения указанного постановления, которое в установленном порядке должнику не было вручено.
Административный истец просит об уменьшении исполнительского сбора, ссылаясь на следующие обстоятельства: Артемовский городской округ является высокотрансфертной территорией, дотационной, для исполнения решения суда по гражданского делу № необходимо было первоначально наступление соответствующих погодных условий, кроме того, в марте 2023 года УМИ АГО был приобретен за счет средств местного бюджета грейдер самоходный, который в установленном порядке закреплен за <данные изъяты>, впоследствии <данные изъяты> было поручено в срок до 30.06.2023 провести грейдирование вышеуказанной автомобильной дороги, которое было осуществлено 17.05.2023 года (л.д. 13,14).
Кроме того, муниципальное образование «Артемовский городской округ» длительный период является трансфертной территорией (л.д. 11), что лишает возможности органы муниципальной власти в полном объеме и максимально эффективно осуществлять свои полномочия ввиду отсутствия финансирования, малого количества собственных доходов местного бюджета; возможность получения дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов связана с длительностью и сложностью таких процедур.
Вышеуказанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что нарушение Администрацией установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективными непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения
Таким образом, Администрация АГО приняла полные и исчерпывающие меры для добровольного исполнения решения суда, однако оно не было исполнено по не зависящим от должника обстоятельств.
Несмотря на данные обстоятельства, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Свердловской области Масленниковой Т.Е. 07.02.2023 вынесено постановление о взыскании с Администрации Артемовского городского округа исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 33)
В силу частей 11, 12 и 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
По смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).
В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ч. 8).
Учитывая изложенное, исполнительский сбор следует уменьшить до размеров, установленных ФЗ «Об исполнительном производстве», до есть не более чем на одну четверть, то есть до суммы 37500 руб..
Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 07.02.2023 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ 28.11.2022 (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ 01.11.2022, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №) ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░ 37500 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░. 177 ░░░ ░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░