Дело №2а-977/2023,
УИД 76RS0014-01-2022-005321-20
Изготовлено 15.03.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 16 февраля 2023 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Соболевского М.Г.,
при секретаре Петровой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коновалова Артема Сергеевича к призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ярославской области» о признании решения незаконным,
установил:
Коновалов А.С. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с административным исковым заявлением к призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г.Ярославля, военному комиссариату Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля, ФКУ «Военный комиссариат Ярославской области», просил:
- признать незаконным решение призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г.Ярославля о призыве Коновалова А.С. на военную службу;
- обязать призывную комиссию Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г.Ярославля направить Коновалова А.С. <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства. Коновалов А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит <данные изъяты>
Коновалов А.С. 26.12.2022 явился в военный комиссариат Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля, где были проведены медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г.Ярославля, после чего Коновалову А.С. была выдана повестка о явке 27.12.2022 в указанный военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы,
С указанным решением призывной комиссии Коновалов А.С. не согласен.
По мнению Коновалова А.С., медицинское освидетельствование в отношении него было проведено с нарушением требований п.14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565. Нарушения выразились в том, что <данные изъяты>
В исковом заявлении также указано, что врачам-специалистам, а также врачу, руководящему работой по медицинскому освидетельствованию, Коновалов А.С. сообщил о наличии у него следующих жалоб: <данные изъяты>
По мнению административного истца, указанные жалобы свидетельствуют о наличии у него следующих диагнозов: <данные изъяты>
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Представитель Военного комиссариата Ярославской области на основании доверенности Ефтодиева Н.Ф. ранее в судебном заседании 20.01.2023 исковые требования не признала, полагала, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Суд в соответствии с требованиями ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу требований ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 ч.9, в ч.10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Установленный ч.1 ст.219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд, Коноваловым А.С. не пропущен.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Коновалов А.С. <данные изъяты>
Решением призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г.Ярославля по результатам освидетельствования Коновалова А.С. 26.12.2022 <данные изъяты>
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно п.2 ст.22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с п.1 ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и в иных случаях проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Согласно п.3 ст.5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии со ст.23 Федерального закона № 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья. Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.
Таким образом, призыву на военную службу подлежат граждане, признанные годными к военной службе по категориям А и Б.
Согласно материалам личного дела призывника Коновалова А.С., <данные изъяты>
В силу положений п.1 ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Военно-врачебная экспертиза в силу пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановления Правительства РФ от 04.07.2013 №565, предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п.п. 6, 11 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Согласно п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе организация освидетельствования возлагается: при призыве граждан на военную службу - на призывную комиссию. Организация проведения в медицинской организации обследования, в том числе обязательных диагностических исследований, гражданам при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу возлагается на руководителей медицинских организаций, в которые указанные граждане направлены на обследование.
В соответствии с п.14 Положения о военно-врачебной экспертизе не ранее 30 календарных дней до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Результаты обязательных диагностических исследований, проведенных гражданину при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, приобщаются к личному делу призывника.
Административный истец Коновалов А.С. в письменных пояснениях по делу отрицает факт проведения в отношении него указанных исследований. Доказательств проведения в отношении Коновалова А.С. в период осеннего призыва 2022 года указанных обязательных диагностических исследований в материалы дела не представлено. При этом, в карте медицинского освидетельствования Коновалова А.С. имеются отметки от 26.12.2022 о проведении данных исследований.
Судом административным ответчикам предложено представить сведения о результатах проведения в отношении Коновалова А.С. указанных исследований, однако такие сведения не представлены.
Административным истцом не представлено достоверных доказательств предъявления им жалоб на состояние здоровья в ходе проведения 26.12.2022 медицинского освидетельствования, однако из представленной в материалы дела <данные изъяты>
Судом административным ответчикам предложено представить сведения <данные изъяты>, однако такие сведения не представлены.
Пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе установлено, что в случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, указанный в пункте 4 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - перечень медицинских организаций), на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.
Доказательств направления Коновалова А.В. в медицинскую организацию <данные изъяты>, заболевания в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г.Ярославля от 26.12.2022 года о призыве Коновалова А.С. на военную службу принято с нарушением требований пунктов 14, 20 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Поскольку процедура медицинского освидетельствования призывника в силу п.1 ст. 26 Федерального закона № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" включается в процедуру призыва гражданина на военную службу, то установленные при рассмотрении дела нарушения процедуры медицинского освидетельствования указывают на нарушение призывной комиссией при принятии оспариваемого решения установленной законодательством процедуры призыва административного истца на военную службу, то есть оспариваемое решение призывной комиссии противоречит изложенным выше нормам законодательства.
Оспариваемое решение нарушает права административного истца.
Из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
С учётом изложенного суд признает незаконным решение призывной комиссии Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов города Ярославля от 26.12.2022 о призыве Коновалова А.С. на военную службу.
Суд принимает во внимание, что на момент рассмотрения настоящего административного дела судом работа призывной комиссии завершена, осенний призыв 2022 года окончен, решение призывной комиссии о призыве Коновалова А.С. осталось нереализованным. При осуществлении мероприятий по новому призыву административного истца он вновь подлежит медицинскому освидетельствованию для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент освидетельствования, по результатам которого призывной комиссией будет принято одно из решений, предусмотренных ст.28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". При этом, выявление при таком освидетельствовании обстоятельств, предусмотренных п.20 Положения о военно-врачебной комиссии, будет являться основанием для направления Коновалова А.С. призывной комиссией в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза.
С учетом изложенного по результатам рассмотрения настоящего административного дела суд не усматривает оснований для возложения на призывную комиссию Кировского, Красноперекопского и Фрунзенского районов г.Ярославля обязанности направить Коновалова А.С. па амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагнозов, указанных в административном исковом заявлении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176-180, 226 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░