ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
ул. Дзержинского, д. 235, г. Ставрополь, 355000,
тел./ факс 8(8652) 71-58-98,
подача документов в электронном виде: e-mail:oktyabrsky.stv@sudrf.ru,
официальный сайт: http://oktyabrsky.stv@sudrf.ru
________________________________________________________________
№ 2а-3169/2024
УИД: 26RS0003-01-2023-004166-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 августа 2024 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя в составе: председательствующего судьи Руденко Е.В., при секретаре судебного заседания Статовой Л.Г.,
с участием представителя административного ответчика администрации города Ставрополя – Карпенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда административное дело по административному исковому заявлениюСидоренко Александра Анатольевича к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя,
установил:
Сидоренко А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, в котором просил признать незаконным отказ, выраженный в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №с; обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение.
В обоснование заявленных требований указано на то, что административному истцу как гражданину, имеющему трех и более детей, на 49 лет предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, ФИО2 Ставрополь, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «для усадебного жилого дома».
С целью улучшения жилищных условий у административного истца возникла необходимость в постройке на указанном участке жилого дома блокированной застройки, что требует изменения вида разрешенного использования земельного участка.
25.07.2023 Сидоренко А.А. обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом с заявлением об изменении виде разрешенного использования указанного земельного участка с «для усадебного жилого дома» на «блокированная жилая застройка».
Спорным решением Сидоренко А.А. было отказано в предоставлении соответствующей муниципальной услуги.
В обоснование принятого решения комитетом указано на то, что Сидоренко А.А. спорный земельный участок предоставлен на льготных условиях и для конкретных целей, а именно для строительства индивидуального жилого дома, в связи с чем правовые основания для предоставления муниципальной услуги по изменению одного вида разрешенного использования земельного участка на другой отсутствуют.
Выражая несогласие с данным решением, Сидоренко А.А. указывает на то, что оно нарушает его права и законные интересы, полагает, что правообладатель свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 26.09.2023 административные исковые требования Сидоренко А.А. удовлетворены в полном объеме, спорный отказ признан незаконным, на комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Сидоренко А.А. путем повторного рассмотрения заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20.02.2024 вышеуказанное решении Октябрьского районного суда города Ставрополя оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 26.09.2023, апелляционное определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20.02.2024 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела определением суда от 17.07.2024 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация города Ставрополя.
Административный истец Сидоренко А.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, реализовав свое право на ведение дела через представителя.
Представитель административного истца Сидоренко А.А. по доверенности Карташова Н.Г. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие и в отсутствие административного истца.
Представитель административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщал, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных требований, дав пояснения, аналогичные изложенным в оспариваемом ответе.
Представитель административного ответчика администрации города Ставрополя – Карпенко А.А. в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. С учетом наличия сведений о надлежащем уведомлении не явившихся лиц, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы настоящего административного дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 этой же статьи, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если иной срок не установлен данным Кодексом.
Административным истцом оспаривается решение КУМИ от ДД.ММ.ГГГГ №с.
Административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, административный иск подан в пределах установленного законом срока.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истцу, как гражданину, имеющему трех и более детей, на 49 лет предоставлен в аренду, земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1000 кв. м. с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования земельного участка «для усадебного жилого дома», что подтверждается представленными суду копией договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования город Ставрополь №№ от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением главы администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении Сидоренко А.А. спорного земельного участка в аренду сроком на 49 лет, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №№.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом ФИО2 Ставрополя с заявлением изменению одного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> с «для усадебного жилого дома» на «блокированная жилая застройка».
15.08.2023 истцу было отказано в предоставлении муниципальной услуги, уведомление об отказе №с. обоснован отказ тем, что в связи с тем, что земельный участок был предоставлен как гражданину льготной категории для определенных целей, а именно для строительства индивидуального жилого дома, то правовые основания для предоставления муниципальной услуги по изменению одного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> с «для усадебного жилого дома» на «блокированная жилая застройка», отсутствуют.
Учитывая изложенное и разрешая заявленные административные исковые требования, суд исходит из следующего.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Кроме того, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 и пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования, из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков являются составной частью правил землепользования и застройки и делятся на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
В статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в разделах соответствующей территориальной зоны, указываются в том числе: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; г недельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; с ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Изменениевидовразрешённогоиспользованияземельныхучастков, на которые распространяетсядействиеградостроительных регламентов, должно осуществляться строго в соответствии с градостроительным регламентом, установленным для территориальной зоны, в границах которой они распложены;
Изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.
Правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
В случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Между тем, как установлено судом, спорный земельный участок предоставлен Сидоренко А.А. на основании решения Октябрьского районного суда г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить Сидоренко А.А. земельный участок для индивидуального жилищного строительства, в аренду сроком на 49 лет с 16 января 2015 г. по 15 января 2064 г. (договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования ФИО2 <адрес> от 04.02.2015№) для усадебного жилого дома.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденными постановлением администрации города Ставрополя от15 октября 2021 г. № 2342, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-3. Зона застройки индивидуальными жилыми домами», которая в качестве основного вида разрешенного использования предусматривает также «блокированную жилую застройку»,
Из системного анализа подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статей 42 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что положения законодательства о градостроительной деятельности и земельного законодательства не предоставляют арендатору право на самостоятельный выбор вида разрешенного использования земельного участка из указанных в градостроительном регламенте, так как это право ограничивается объемом прав и обязанностей, предусмотренных договором аренды и не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключается в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления на территории Ставропольского края земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей был установлен статьей 12 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», согласно части 4 которой гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим на территории Ставропольского края не менее трех лет, не имеющим в аренде земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок предоставлялся для указанных целей в аренду на срок 49 лет в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Договор аренды земельного участка заключается с одним из родителей в многодетной семье.
Земельные участки предоставляются в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности с учетом даты и времени поступления их заявлений (часть 9 статьи 12 названного Закона).
Согласно части 12 статьи 12 Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» предоставление земельных участков в соответствии с настоящей статьей осуществляется без проведения торгов и без предварительного согласования мест размещения объектов.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; стимулируют жилищное строительство; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (пункты 1, 2, 4, 7, 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами), без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок (пункты 39, 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что законом установлена обязательная специальная процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в аренду гражданам, имеющим трех и более детей, которая направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.
Сидоренко А.А., заключив договор аренды спорного земельного участка, предоставленного ему для индивидуального жилищного строительства с учетом приведенного выше Закона Ставропольского края от 12 апреля 2010 г. № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» на основании судебного акта, а именно для усадебного типа, в аренду сроком на 49 лет, принял на себя обязанность использовать земельный участок на условиях, установленных Договором; использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, учитывая цели предоставления указанного земельного участка, направленные на решение социальных задач по улучшению жилищных условий многодетной семье.
Таким образом, приняв на себя права и обязанности по указанному договору аренды, административный истец как арендатор выразил свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования административного истца фактически направлены на изменение в одностороннем порядке условий заключенного договора аренды, а равно на осуществление обхода процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства, в связи с чем, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 15.08.2023 №08/14-7806░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░