Дело № 2а-152/2023 64RS0004-01-2022-005757-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2023 года город Балаково Саратовской области
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Ефремовой Т.С.
при секретаре судебного заседания Кирилловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области к Соколову Д.В.
о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 (далее - МРИ ФНС России № 2) по Саратовской области обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Соколова Д.В. налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за 2017 год,
2018 год, 2019 год, 2020 год в размере 3 638 рублей, пени за периоды с 04 декабря 2018 года по 15 декабря 2018 года, с 03 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года,
с 02 декабря 2020 года по 14 декабря 2020 года, с 02 декабря 2021 года по
12 декабря 2021 года в размере 05 рублей 30 копеек, а всего на общую сумму
3 643 рублей 30 копеек.
Требования мотивированы тем, что Соколов Д.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц за принадлежащие ему на праве общей долевой собственности квартиры, расположенные в городе Балаково Саратовской области.
В соответствии с действующим законодательством МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области налогоплательщику направлялись налоговые уведомления о необходимости уплаты налога за 2017-2020 годы. В связи с наличием недоимки по налогу налогоплательщику были направлены требования об уплате налога и пени с указанием срока исполнения и суммы недоимки, которые остались без исполнения. Административный истец 28 апреля 2022 года обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Соколова Д.В. задолженности по налогу и пени, однако в связи с поступившими возражениями должника определением мирового судьи от 06 июня 2022 года судебный приказ был отменен.
Административный истец МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области, административный ответчик Соколов Д.В. о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известно.
Информация о дате, времени и месте судебного заседания 10 января 2023 года размещена на официальном сайте Балаковского районного суда Саратовской области (balakovsky.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции как органа, наделенного в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Исходя из положений статей 401, 403, 405, 409 НК РФ объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению
с 01 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно пункту 2 статьи 402 НК РФ (в редакции, действовавшей на 01 января 2017 года) налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем 3 пункта 1 настоящей статьи.
В статье 45 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2 статьи 52 НК РФ). При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) в соответствии с положениями статьи 69 НК РФ, которое должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
По смыслу статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Судом установлено, что Соколову Д.В. на праве общей долей собственности (доля в праве 1/2) принадлежат жилые помещения: квартиры, расположенные по адресам: <адрес> (дата регистрации права - 10 ноября 2009 года), и <адрес> (дата регистрации права - 09 апреля 2012 года (л.д. 17, 32, 33).
В соответствии с действующим законодательством не позднее 30 дней до наступления срока платежа МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области сформированы и переданы в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика налоговые уведомления № 17275160 от 14 июля 2018 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 925 рублей
(за квартиру по адресу: <адрес>) и в размере 171 рубля (за квартиру по адресу: <адрес>), а также налоговые уведомления № 27475305 от 10 июля 2019 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 571 рубля, № 1528664 от 03 августа 2020 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 571 рубля,
№ 1647377 от 01 сентября 2021 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 571 рубля за квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 13, 14, 15, 16).
В связи с неуплатой в установленные сроки налога на имущество физических лиц налоговым органом налогоплательщику направлены требования № 16165 по состоянию на 16 декабря 2018 года об уплате в срок до 01 февраля 2019 года налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 1 925 рублей и пени в размере
05 рублей 78 копеек за период с 04 декабря 2018 года по 15 декабря 2018 года
(за квартиру по адресу: <адрес>); № 40277 по состоянию на 25 декабря 2019 года об уплате в срок
до 31 января 2020 года налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 571 рубля и пени в размере 02 рублей 68 копеек за период с 03 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года; № 38115 по состоянию на 15 декабря 2020 года об уплате в срок до 18 января 2021 года налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 571 рубля и пени в размере 01 рубля 05 копеек за период с 02 декабря 2020 года
по 14 декабря 2020 года; № 50252 по состоянию на 13 декабря 2021 года об уплате в срок до 14 января 2022 года налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 571 рубля и пени в размере 01 рубля 57 копеек за период с 02 декабря
2021 года по 12 декабря 2021 года (за квартиру по адресу: <адрес>), что подтверждается реестром отправки требования налогоплательщику через личный кабинет
(л.д. 18, 19, 20, 21, 22).
Согласно письменным объяснениям административного истца в соответствии
с информацией, имеющейся в информационном ресурсе Налог АИС-3, налогоплательщик Соколов Д.В. с 27 октября 2015 года является пенсионером - <данные изъяты>, в связи с чем имеет право на налоговую льготу. В силу
статьи 407 НК РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. С учетом изложенного налогоплательщику Соколову Д.В. за 2017 год произведено начисление налога в размере 1 925 рублей за квартиру по адресу: <адрес>, так как ее инвентаризационная стоимость была меньше инвентаризационной стоимости квартиры по адресу: <адрес>; указанная в налоговом уведомлении № 17275160 от 14 июля 2018 года сумма начисленного налога по ней в размере 171 рубля была стонирована налоговым органом 28 ноября 2018 года. Начисление налога за 2018 год, 2019 год, 2020 год произведено в размере 571 рубля (за каждый год) за квартиру по адресу: <адрес>, так кадастровая стоимость ее была меньше кадастровой стоимости квартиры по адресу: <адрес>, по которой начисление налога
не произведено. Сумма задолженности по налогу на имущество за 2017-2020 годы
в размере 3 638 рублей (1 925 + 571 + 571 + 571) Соколовым Д.В. не уплачена, в связи с чем начислены пени в общей сумме 05 рублей 30 копеек, которые также до настоящего времени не уплачены (л.д. 58-59, 64).
Расчет подлежащих взысканию обязательных платежей и санкций произведен налоговым органом в соответствии с положениями действующего налогового законодательства, судом проверен, его правильность сомнений не вызывает
(л.д. 9-12). Представленный налоговым органом расчет административным ответчиком не оспорен.
В установленный срок недоимка по налогам и пени налогоплательщиком Соколовым Д.В. не погашена; доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязанности по уплате налога, отсутствие задолженности или ее наличие в меньшем размере, административным ответчиком не представлено.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, в том числе соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии со статьей 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, самое раннее требование об уплате налога на имущество физических лиц выставлено Соколову Д.В. налоговым органом со сроком исполнения до 01 февраля 2019 года. В течение трех лет со дня истечения указанного срока общая сумма налога и пени, подлежащая взысканию с налогоплательщика,
не превысила 10 000 рублей.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Соколова Д.В. недоимки по налогам и пени МРИ ФНС России № 20 по Саратовской области обратилась к мировому судье судебного участка № 6 города Балаково Саратовской области 28 апреля 2022 года (л.д. 65), то есть в установленный налоговым законодательством шестимесячный срок для обращения в суд.
28 апреля 2022 года мировым судьей № 6 города Балаково Саратовской области выдан судебный приказ о взыскании с Соколова Д.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017-2020 годы и пени (л.д. 67).
Определением мирового судьи судебного участка № 1 Духовницкого района Саратовской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 6 города Балаково Саратовской области от 06 июня 2022 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения (л.д. 68, 69).
Настоящее административное исковое заявление МРИ ФНС России № 2
по Саратовской области поступило в Балаковский районный суд Саратовской области 22 ноября 2022 года, что свидетельствуют о соблюдении налоговым органом установленного законом шестимесячного срока (со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа) предъявления в суд требования о взыскании
с Соколова Д.В. налогов и пени в порядке административного искового производства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец уполномочен на обращение в суд с требованиями о взыскании обязательных платежей и санкций, налоговым органом соблюдены предусмотренные законом сроки и порядок взыскания налоговых платежей, заявленные к взысканию суммы задолженности и санкции основаны на законе, соответствуют периоду нахождения налогооблагаемого имущества в собственности налогоплательщика, расчет произведен правильно в соответствии с действующим законодательством,
суд полагает административные исковые требования МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области к Соколову Д.В. подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»
разъяснено, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации
как специального федерального закона, регулирующего отношения,
связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
С учетом изложенного, поскольку административный истец МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36
НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика Соколова Д.В. в доход Балаковского муниципального района Саратовской области государственной пошлины в размере 400 рублей исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ №, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2017 ░░░, 2018 ░░░, 2019 ░░░, 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 3 638 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ 04 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2018 ░░░░, ░ 03 ░░░░░░░ 2019 ░░░░
░░ 24 ░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░ 02 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░ 02 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 05 ░░░░░░ 30 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 3 643 ░░░░░ 30 ░░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░