В окончательной форме изготовлено 13.02.2023 года
УИД: № Дело № 2а-92/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышлов 06 февраля 2023 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.А.,
при секретаре Ошиваловой С.В.
с участием: помощника Камышловского межрайонного прокурора Кошелевой М.Д.,
представителей административного истца Родионовой Ю.В., Мурашовой А.А., действующей по доверенности от 09.03.2022,
представителя административного ответчика Клементьевой М.В., действующей на основании доверенности № 1 от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Эстра-УК» к Администрации Камышловского городского округа о признании незаконным Постановления № 994 от 24.12.2021 «О размерах платы за жилое помещение для граждан Камышловского городского округа» и Постановления № 45 от 24.01.2022 «О внесении изменений в Постановление администрации Камышловского городского округа от 24.12.2021 № 994 «О размерах платы за жилое помещение для граждан Камышловского городского округа»,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Эстра-УК» обратилось в Камышловский районный суд Свердловской области с административным иском к Администрации Камышловского городского округа о признании незаконным Постановления № 994 от 24.12.2021 «О размерах платы за жилое помещение для граждан Камышловского городского округа» и Постановления № 45 от 24.01.2022 «О внесении изменений в Постановление администрации Камышловского городского округа от 24.12.2021 № 994 «О размерах платы за жилое помещение для граждан Камышловского городского округа».
В обоснование требований административный истец указал, что Администрацией Камышловского городского округа Свердловской области 24.12.2021 было издано постановление № 994 «О размерах платы за жилое помещение для граждан Камышловского городского округа», (далее – Постановление № 994), которым с 01.01.2022 на территории Камышловского городского округа утвержден размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Постановлением Администрации Камышловского городского округа № 45 от 24.01.2022 «О внесении изменений в постановление Администрации Камышловского городского округа от 24.12.2021 № 994 «О размерах платы за жилое помещение для граждан Камышловского городского округа» внесены изменения в постановление № 994. В нарушение п. 46 Устава Камышловского городского округа и Решения Думы Камышловского городского округа от 19.02.2015 № 447, постановление № 994 не опубликовано в газете «Камышловские известия» и не размещено на официальном сайте Камышловского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Постановление № 994 от 24.12.2021 не соответствует требованиям действующего федерального законодательства - Методическим рекомендациям по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 № 213/пр (далее - Методические рекомендации), ч. 1 ст. 154, ч. 4 ст. 156, ч.ч. 1, 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") (далее – Постановление № 290), а именно:
не содержит перечень категорий домов (характеристик жилищного фонда) с учетом всех степеней благоустройства с указанием размера платы (в разрезе групп многоквартирных домов, объединенных по ряду типологических характеристик, расположенных на территории Камышловского городского округа);
не установлен весь минимальный перечень видов работ и услуг, установленный Постановлением № 290, для всего жилищного фонда, имеющегося на территории Камышловского городского округа с учетом типов многоквартирных домов по степени благоустройства;
не установлена стоимость по каждому из видов работ/услуг, проведение которых предусмотрено в Минимальном перечне услуг применительно к имеющемуся на территории муниципального образования жилищному фонду;
не установлена периодичность выполнения работ, оказания услуг, включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, применительно к имеющемуся на территории муниципального образования жилищному фонду;
устанавливает плату за содержание и ремонт жилого помещения без учета предельного индекса изменения размера платы на содержание жилого помещения (свыше индекса потребительских цен).
Полагают, что принятым нормативно-правовым актом нарушаются права и интересы административного истца. Просят признать недействующим со дня принятия Постановление № 994 от 24.12.2021 «О размерах платы за жилое помещение для граждан Камышловского городского округа» и Постановление № 45 от 24.01.2022 «О внесении изменений в Постановление администрации Камышловского городского округа от 24.12.2021 № 994 «О размерах платы за жилое помещение для граждан Камышловского городского округа».
В судебном заседании представитель административного истца Родионова Ю.В. заявленные требования поддержала, дополнив суду, что ООО «Эстра-УК», осуществляет управление 303 многоквартирными домами, расположенными на территории Камышловского городского округа Свердловской области в соответствии с лицензией на управление многоквартирными домами. Оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской и экономической деятельности, нарушает требования действующего законодательства по ряду признаков. Так, в Постановлении № 994 не учтены технические и конструктивные характеристики многоквартирных домов (наличие чердачных и подвальных помещений, уличных туалетов и выгребных ям, печного отопления), не установлен минимальный перечень видов работ и услуг для жилищного фонда, в частности, отсутствует вид работ «обслуживание вентиляционных каналов» и «обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования». Поскольку в соответствии с п.5.5.6 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонд» (Постановление Госстроя России от 27.09.2003г №170) организация по обслуживанию жилищного фонда должна содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы, ООО «Эстра-УК» на данный вид работ заключило отдельные договоры со специализированными организациями на их обслуживание и ремонт. Всего, полагает, подлежат включению в Постановление 117 наименований видов услуг и работ в соответствии с Минимальным перечнем. Согласно постановлению № 994, ответчик установил размер платы за услугу «Управление жилищным фондом» в размере 2 руб. 93 коп., тогда как в предыдущем постановлении № 426 от 29.06.2020 был утвержден тариф 5 руб. за кв.м. Установив пониженный размер платы, ответчик не предусмотрел, что управляющая компания несет гораздо большие затраты на содержание жилищного фонда. В постановлении № 994 не прописан порядок индексации размера платы за жилое помещение. Оспариваемое постановление в части платы за наем нарушает права административного истца, поскольку не обоснован размер этой платы, устанавливаемый равным минимальному размеру взноса за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Кроме того, оспариваемым постановлением нарушаются права собственников жилых помещений многоквартирных домов, в интересах которых, в соответствии с договором управления многоквартирным домом, они уполномочены выступать перед третьими лицами.
Представитель административного ответчика - администрации Камышловского городского округа Клементьева М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, поддержала письменный отзыв, согласно которому решением Камышловской городской Думы от 08.12.2005 № 386 "Об определении печатного средства массовой информации для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов Камышловского городского округа» является газета «Камышловские известия» - спецвыпуск «Муниципальный вестник». Постановление № 994 от 24.12.2021 опубликовано на официальном сайте Камышловского городского округа, а также в газете «Камышловские известия» от 25.01.2022. Обжалуемое постановление регулирует размер платы за жилое помещение для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы. На территории Камышловского городского округа многоквартирные дома, способ управления которыми не выбран, переданы ООО «Камышловская управляющая компания». В настоящее время многоквартирные дома, не переданные в управление управляющей организации, на территории Камышловского городского округа отсутствуют. Орган местного самоуправления при установлении размера платы за содержание жилого помещения учитывал требования Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 № 213/пр. Согласно пунктам 3.6 и 4.1 Методических рекомендаций, плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется устанавливать с учетом индекса потребительских цен на текущий год, установленного действующим Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, рекомендуется определять равным индексу потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается в соответствии с официальной статистической методологией организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной Приказом Росстата от 30.12.2014 № 734. Индекс потребительских цен (тарифов) на товары и услуги по Свердловской области, по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области, по состоянию на конец ноября 2021 года к декабрю 2020 года составлял 107,49%. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного Кодекса РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Оспариваемое постановление разработано Администрацией Камышловского городского округа с учетом результатов плановой проверки Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в рамках проведенной в июле 2021 года проверки соблюдения обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также протеста Камышловской межрайонной прокуратуры от 03.09.2021. В п. 1 Постановления № 994 указано, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их выполнения и размер их финансирования. Обжалуемые Постановления не затрагивают и не нарушают права административного истца, поскольку в соответствии с постановлением № 994, ООО «Эстра-УК» не лишена возможности устанавливать перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, размер их финансирования путем проведения собрания собственников жилья, стоимость отдельных видов работ также может быть указана в договоре управления конкретного многоквартирного дома. Вместе с тем, такие собрания управляющей компанией не проводились. Кроме этого, постановлением администрации Камышловского городского округа № 235 от 18.03.2022, управляющей организацией для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран и способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, выбрана ООО «Камышловская управляющая компания». Также не согласна с доводами административного истца о не размещении полной информации в постановлении. Все составные части платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов или органом местного самоуправления как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления многоквартирным дом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Обжалуемое постановление не затрагивает права и законные интересы административного истца в части платы за наем, поскольку пункт 2 касается правоотношений между собственником жилого помещения (администрацией) и нанимателями жилых помещений. Оспариваемое постановление № 45 от 24.01.2022 также не нарушает интересов административного истца, поскольку исключает из размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), содержание жилого помещения при отсутствии сетей газоснабжения. Пунктом 2.2. Постановления № 994 уже установлена плата за техническое обслуживание и эксплуатацию внутридомового газового оборудования. В администрации Камышловского городского округа разработана структура тарифов по управлению многоквартирным домом с 01.01.2022, структура тарифа на текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов с 01.01.2022, структура тарифа на содержание жилья с 01.01.2022. Просит в удовлетворении иска отказать.
Свидетель Потапова И.Д., допрошенная в судебном заседании по инициативе административного ответчика, суду пояснила, что занимает должность главного специалиста отдела жилищно-коммунального и городского хозяйства Администрации Камышловского городского округа. 29.06.2020 Администрацией было принято постановление № 426 «О размерах платы за жилое помещение для граждан Камышловского городского округа», которым с 01.07.2020 на территории Камышловского городского округа установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления МКД. По итогам плановой проверки Департамента госжилстройнадзора Свердловской области, которая проходила в июле-августе 2021 года, был принят акт проверки, направленный в адрес Администрации, а также внесен протест Камышловского межрайонного прокурора, в котором указано на незаконность принятого постановления № 426 от 29.06.2020 в части установления платы за содержание и ремонт жилого помещения без учета предельного индекса изменения размера платы на содержание жилого помещения, в постановлении отсутствует перечень категорий домов (характеристик жилищного фонда) с учетом всех степеней благоустройства, не установлен минимальный перечень видов работ и услуг, установленный Постановлением № 290, с учетом типов многоквартирных домов по степени благоустройства; не установлена стоимость по каждому из видов работ и их периодичность. В целях устранения выявленных проверкой недостатков и с учетом внесенного прокурором протеста, был подготовлен проект, а затем принят новый нормативно-правовой акт – оспариваемое постановление № 994, в котором размер платы дифференцирован по видам благоустройства на территории Камышловского городского округа: наличия /отсутствия централизованного горячего и холодного водоснабжения, системы водоотведения и теплоснабжения, применен индекс роста потребительских цен, в соответствии с общедоступной информацией с сайта Роскомстата, который составил на ноябрь 2021 года 107%, соответственно размер платы за управление жилищным фондом составил 2,93 руб., а не 5 руб., как было указано в постановлении № 426, в постановлении также уточнены виды работ с учетом степени благоустройства и конструктивных элементов МКД. Постановлением № 45 от 24.01.2022 внесены изменения в постановление № 994, исключен из размера платы за содержание жилого помещения некоторые подпункты, содержащие строку «при отсутствии сетей газоснабжения», поскольку данный вид работ включен в статью «техническое обслуживание и эксплуатация внутридомового газового оборудования». Такой вид работ как обслуживание вентиляционных каналов включен в раздел 1.2 «техническое обслуживание и эксплуатация внутридомового газового оборудования». Отдельного выделения вида благоустройства в зависимости от наличия или отсутствия чердачного и подвального помещений не требуется, поскольку площадь чердачных и подвальных помещений включена в площадь многоквартирного дома. Плата за наем жилых помещений установлена в размере взноса на капитальный ремонт общего имущества МКД, таким образом, собственник жилых помещений – Администрация погашает свои расходы по оплате кап.ремонта. С 2016 года тарифы на оплату жилых помещений на территории Камышловского городского округа не изменялись, вместе с тем, они ежегодно индексируются на рост потребительских цен. Виды работ и услуг в постановлениях, начиная с 2016 года и до 2022 года, устанавливались в соответствии с тем перечнем, который направляла в Администрацию сама управляющая компания. Данный перечень никогда не содержал того объема работ и услуг (117 позиций), который управляющая компания заявила в данном административном иске. Расчет тарифов за жилищные услуги произведен с учетом результатов проверки Департамента госжилстройнадзора, содержится в приложении к пояснительной записке главного специалиста.
Определением суда от 12.01.2023 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен глава Камышловского городского округа Половников А.В., в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
Административный ответчик Глава Камышловского городского округа Половников А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве представитель административного ответчика по доверенности просит рассмотреть дело без своего участия, направив в адрес суда письменный отзыв, в котором изложена позиция по иску, аналогичная позиции административного ответчика Администрации Камышловского городского округа, просит в удовлетворении административного иска отказать.
Заинтересованное лицо Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия представителя, в письменном отзыве на иск указали, что Департаментом на основании приказа от 15.06.2021 № 29-08-38-87, в целях исполнения ежегодного плана проверок в период с 13.07.2021 по 09.08.2021 проведена плановая проверка в отношении Администрации Камышловского городского округа. В ходе проверки Департаментом исследовался вопрос соблюдения обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения при ее установлении органами местного самоуправления. В соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 156 ЖК РФ постановлением Администрации Камышловского городского округа от 29.06.2020 № 426 «О размерах платы за жилое помещение для граждан Камышловского городского округа» (далее - Постановление № 426) с 01.07.2020 на территории Камышловского городского округа утвержден размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления не было реализовано. Таким образом, Департаментом в ходе проведения плановой проверки исследовался вопрос соблюдения обязательных требований жилищного законодательства Администрацией Камышловского городского округа в части установления размеров платы за содержание жилого помещения при утверждении Постановления № 426. Проверки по соблюдению обязательных требований жилищного законодательства Администрацией Камышловского городского округа в части установления размеров платы за содержание жилого помещения при утверждении Постановления Ne 994 Департаментом не проводились, в связи с чем представить пояснения по существу искового заявления не представляется возможным. Департаментом при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий исследуется соблюдение органом местного самоуправления при принятии нормативного правового акта об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, требований ст. 154, ст. 156, ст. 158, ст. 161 ЖК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», Методических рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.04.2018 № 213/пр.
Суд, с согласия сторон, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны, изучив административный иск, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 11 части 1 статьи 4 названного Кодекса к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Исходя из положений части 3 статьи 156 указанного Кодекса, к компетенции органов местного самоуправления отнесено установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснил, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
В пункте 14 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 24.12.2021 Администрацией Камышловского городского округа Свердловской области издано постановление № 994 «О размерах платы за жилое помещение для граждан Камышловского городского округа», (далее – Постановление № 994), с 01.01.2022 на территории Камышловского городского округа установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Постановлением Администрации Камышловского городского округа № 45 от 24.01.2022 «О внесении изменений в постановление Администрации Камышловского городского округа от 24.12.2021 № 994 «О размерах платы за жилое помещение для граждан Камышловского городского округа» внесены изменения в постановление № 994 путем исключения из размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилого помещения из подпунктов 1.1., 1.4., 2.1., 2.4. строки «при отсутствии сетей газоснабжения».
В соответствии с Приложением «Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилого помещения» к указанному Постановлению, плата за содержание жилого помещения (в отдельных квартирах) многоквартирного дома установлена в размере 3,67 руб. (п. 1.1), диагностирование, техническое обслуживание и эксплуатация внутридомового газового оборудования – 0,61 руб. (п. 1.2), за управление жилищным фондом – 2,93 руб. (п. 1.3), за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома - 8,56 руб. (п. 1.4), за содержание общего имущества (в коммунальных квартирах) многоквартирного дома - 5,32 руб. (пункт 2.1).
Данное постановление опубликовано на официальном сайте Камышловского городского округа, а также в газете «Камышловские известия» от 25.01.2022.
Отношения в сфере внесения платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Право органа местного самоуправления определять размер платы за содержание жилого помещения в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, для собственников жилого помещения предусмотрено частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ.
Учитывая данные правовые нормы, а также Устав Камышловского городского округа, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка принятия данного акта и его опубликования.
В силу части 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Требования к содержанию общего имущества многоквартирного дома установлены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Указания по расчету и определению размера такой платы содержатся и в Методических рекомендациях по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Минстроя России от 06.04.2018 года № 213/пр. В силу п. 1.2 Настоящие Методические рекомендации не являются обязательными к применению органами местного самоуправления при установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также при определении предельных индексов изменения размера такой платы.
Согласно пункту 3.3 Методических рекомендаций размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домом посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из Минимального перечня общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг.
В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций тип многоквартирного дома рекомендуется определять исходя из его конструктивных и технических характеристик, степени благоустройства и перечня инженерного оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД», стоимость на содержания общего имущества устанавливается единой для домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степени благоустройства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения. В названном Перечне указано, что именно должно включаться в содержание, техническое обслуживание дома.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.04.2011 № 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по утверждению экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт жилого фонда.
Административным ответчиком при установление размера платы за содержание жилья, расположенного на территории Камышловского городского округа, указанные требования были соблюдены.
Из представленного в суд Акта проверки органа государственного надзора от 09.08.2021 следует, что Департаментом госжилстройнадзора Свердловской области в период с 13.07.2021 по 09.08.2021 проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований жилищного законодательства Администрацией Камышловского городского округа, в том числе, в части установления размеров платы за содержание жилого помещения к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения при ее установлении органами местного самоуправления в Постановлении № 426 от 29.06.2020.
В соответствии с п. 4.1. Методических рекомендаций предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, рекомендуется определять равным индексу потребительских цен.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается в соответствии с официальной статистической методологией организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной Приказом Росстата от 30.12.2014 № 734.
Как следует из представленных суду постановлений Администрации Камышловского городского округа об установлении платы за жилое помещение на территории Камышловского городского округа экономическое обоснование и расчет тарифов за жилое помещение было произведено Администрацией в 2016 году при подготовке постановления от 24.06.2016 № 702. Далее за период с июня 2016 года до июня 2021 года тарифы на услуги ежегодно индексировались в размере, не превышающем размер индекса потребительских цен на текущий год, установленный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды.
Как установлено проверкой и следует из таблицы Акта проверки и протеста прокурора от 03.09.2021 (стр.15-16), в очередном Постановлении Администрации Камышловского городского округа от 29.06.2020 № 426 «О размерах платы за жилое помещение для граждан Камышловского городского округа» структуры платы за содержание и ремонт жилого помещения по всем пунктам установлена без учета предельного индекса изменения размера платы на содержание жилого помещения (свыше индекса потребительских цен), фактический индекс потребительских цен превышает предельный индекс потребительских цен, утверждённый Роскомстатом, на июнь 2020 к базовому периоду – декабрю 2019 года, в котором действовала предыдущая утвержденная ставка платы, что свидетельствует о несоблюдении п. 4.1 Методических рекомендаций.
В ходе проверки Департамента установлено и нашло отражение в протесте Камышловского межрайонного прокурора от 03.09.2021, что Постановление от 29.06.2020 № 426 не в полной мере соответствует нормам действующего федерального законодательства, а именно:
не содержит перечень категорий домов (характеристик жилищного фонда) с учетом всех степеней благоустройства с указанием размера платы (в разрезе групп многоквартирных домов, объединенных по ряду типологических характеристик, расположенных на территории Камышловского городского округа);
не установлен весь минимальный перечень видов работ и услуг, установленный Постановлением № 290, для всего жилищного фонда, имеющегося на территории Камышловского городского округа с учетом типов многоквартирных домов по степени благоустройства;
не установлена стоимость по каждому из видов работ/услуг проведение которых предусмотрено в Минимальном перечне услуг применительно к имеющемуся на территории муниципального образования жилищному фонду (в нарушение ч. 1 ст. 154, ч. 4 ст. 156, ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления № 290);
не установлена периодичность выполнения работ, оказания услуг, включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, применительно к имеющемуся на территории муниципального образования жилищному фонду (в нарушение ч. 1 ст. 154, ч. 4 ст. 156, ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления № 290).
устанавливает плату за содержание и ремонт жилого помещения без учета предельного индекса изменения размера платы на содержание жилого помещения (свыше индекса потребительских цен).
Согласно пунктам 3.6 и 4.1 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя России от 06.04.2018 N 213/пр, плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется устанавливать на срок не более трех лет с возможностью проведения ее ежегодной индексации с учетом индекса потребительских цен на текущий год, установленного действующим Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индекс потребительских цен). Размер платы рекомендуется определять в рублях на 1 квадратный метр помещения (жилого, нежилого) в многоквартирном доме в месяц.
Предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, рекомендуется определять равным индексу потребительских цен.
Как следует из пояснительной записки главного специалиста отдела жилищно-коммунального и городского хозяйства Администрации Камышловского городского округа Потаповой И.Д., в постановлении № 994 от 24.12.2021 размеры платы за пользование жилым помещением (платы за наем), за содержание жилого помещения разработаны с учетом проверки, проведенной Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в рамках проверки соблюдения обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также протеста Камышловской межрайонной прокуратуры от 03.09.2021.
Как следует из Постановления № 994 от 24.12.2021, структура платы за содержание и ремонт жилого помещения установлена с учетом предельного индекса потребительских цен (тарифов) на товары и услуги по Свердловской области, который по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области, по состоянию на конец ноября 2021 года к декабрю 2020 года составил 107,49%.
Вопреки доводам административного истца, в оспариваемом постановлении структура платы за жилищные услуги дифференцирована в зависимости от благоустройства жилого дома: отсутствие централизованного горячего водоснабжения, отсутствие централизованного холодного водоснабжения, отсутствие централизованной системы теплоснабжения, отсутствие централизованной системы водоотведения. При отсутствии в доме одного или нескольких видов благоустройства установленный размер платы за содержание общего имущества уменьшается на 10% (0,37 руб.) за каждый отсутствующий вид благоустройства.
При этом, стоимость такого вида работ как обслуживание уличных туалетов и выгребных ям учитывается в разделе 1.6 «вывоз жидких бытовых отходов», вид работ «обслуживание вентиляционных каналов» включен в раздел 1.2 «техническое обслуживание и эксплуатация внутридомового газового оборудования», площадь чердачных и подвальных помещений включена в площадь многоквартирного дома и не требует отдельного выделения работ на их обслуживание.
Как следует из представленных стороной административного ответчика нормативно-правовых актов, регулирующих плату за жилое помещение за предыдущие периоды, виды работ в зависимости от степени благоустройства, не были конкретизированы, также отсутствовал перечень и периодичность услуг и работ в целях содержания общего имущества и требования к выполнению работ по благоустройству придомовых территорий. Данный недостаток был устранен путем внесения в Постановление № 994 от 24.12.2021 раздела, устанавливающего виды работ и услуг на территории Камышловского городского округа.
При этом доводы административного ответчика о том, что управляющим компаниям предлагалось участвовать в разработке постановления путем внесения предложений о видах работ и услуг, административным истцом не опровергнуты. Вместе с тем, как следует из документов, представленных в адрес администрации управляющей компанией ООО «Эстра-УК» списка видов услуг и работ не расширен и ограничен несколькими позициями.
С доводом административного истца о том, что орган местного самоуправления, принимая оспариваемое постановление № 994, не учел перечень из 117 обязательных видов работ и услуг, представленных административных истцом в судебное заседание, суд согласиться не может. Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Непосредственный учет конкретных видов работ и услуг это прерогатива и право муниципального законодателя. Не имея права уменьшить и заузить федеральный минимальный перечень, представительный орган местного самоуправления не лишен в праве на его увеличение, при наличии соответствующего экономического обоснования, что, в свою очередь, допускает и предполагает учет соответствующих предложений от управляющих организаций в городском округе при подготовке нормативного правового акта. Отсутствие каких-либо видов работ и услуг (не предусмотренных федеральным законодателем в минимальном перечне) само по себе не образует противоречия, которое, вопреки мнению административного истца, повлечет признание нормативного правового акта недействующим.
Кроме того, в соответствии с п.п. 1,2 раздела Перечень и периодичность услуг и работ оспариваемого постановления № 994, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, проект которого составляется и предоставляется собственникам помещений управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответственно.
Оспаривая постановление № 994, устанавливающее по мнению административного истца, экономически необоснованные тарифы на жилищные услуги, административный истец не опроверг представленный в материалы дела расчет тарифов на содержание жилья, текущий ремонт общего имущества МКД, управление МКД, вывоз ЖБО, содержащийся в приложении № 1 к пояснительной записке главного специалиста, другого экономически обоснованного расчета не представил.
Рассматривая требования о признании недействующим постановления № 994 в части установления платы за наем (пункт 2 Постановления) в размере равной минимальному размеру взноса на капитальный ремонт общего имущества МКД, утвержденному нормативно-правовым актом Свердловской области, суд приходит к выводу, что административный истец, не является участником правоотношений по поводу предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Поэтому истец не является участником правоотношений, урегулированных пунктом 2 размера платы, определяющего величину платы за наем жилого помещения. В данной части его права и законные интересы не затрагиваются, доводы о нарушении прав административного истца в данной части своего подтверждения не нашли.
Не являются правомерными и доводы административного истца о том, что в настоящем споре они действуют в интересах собственников жилых помещений многоквартирных домов в соответствии с договором на управление многоквартирным домом. Как следует из условий договора управления многоквартирным домом на техническое обслуживание жилого помещения, заключенного между собственником жилого помещения и ООО «Эстра-УК» от 07.10.2020, Управляющая компания представляет интересы собственника в отношениях с третьими лицами, связанных с достижением цели управления общим имуществом (государственными, муниципальными, органами и организациями, другими юридическими и физическими лицами). Право представлять интересы собственников в судебных органах договором управления не предусмотрено.
Суд не соглашается с доводами административного ответчика о пропуске административным истцом процессуального срока обращения в суд.
Согласно ч. 6 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Как пояснили стороны в судебном заседании, положения постановления № 994 и постановления № 45 до настоящего времени не отменены, являются действующими и подлежат применению на территории Камышловского городского округа.
Как следует из материалов дела, административный иск о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления - постановления № 994 от 24.12.2021 и постановления № 46 от 24.01.2022 поступил в суд 01.02.2022, то есть, в предусмотренный законом срок.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░-░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 994 ░░ 24.12.2021 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ № 45 ░░ 24.01.2022 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24.12.2021 № 994 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░