Дело № 2а-278/2022
УИД № 28RS0011-01-2022-000496-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2022 года с. Новокиевский Увал
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре Суровской А.Н.,
с участием помощника прокурора Мазановского района Амурской области Иванченко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мазановского района Амурской области к администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области о возложении обязанности произвести мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах на заросших участках, расположенных в населенных пунктах Мазановского района Амурской области,
установил:
прокурор Мазановского района Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился суд с административным иском к администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области о признании бездействия администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области в части непринятия мер по противопожарной защите территории Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области, незаконным, в обоснование которого указал, что прокуратурой Мазановского района Амурской области в ходе надзорной деятельности проведена проверка исполнения администрацией Новокиевского сельсовета полномочий по обеспечению пожарной безопасности, в результате чего установлено, что в рамках проведения мероприятий по подготовке населенных пунктов к пожароопасному периоду 2022-2023 г.г. на территории Новокиевского сельсовета запланировано проведение мероприятий по профилактическому отжигу заросших участков. Однако, администрацией Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области данные мероприятия проведены не в полном объеме. Данная обязанность возложена на администрацию Сапроновского сельсовета Мазановского района Амурской области, как на орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.
До судебного заседания от прокурора Мазановского района Амурской области поступили уточнения исковых требований, согласно которым в ходе проведенной проверки установлено, что начало пожароопасного сезона на территории Мазановского района Амурской области установлено в 2017 году с 3 апреля 2017 года, в 2018 году с 2 апреля 2018 года, в 2020 году с 9 апреля 2020 года, в 2021 году с 24 марта 2021 года, в 2022 году с 8 апреля 2022 года. Из информации, представленной в прокуратуру Мазановского района Отделом НДПР по Мазановскому и Селемджинскому районам от 18.11.2022 № 180 администрацией Новокиевского сельсовета не проведены следующие мероприятия по противопожарной защите населенных пунктов Мазановского района Амурской области: не обновлены противопожарные минерализованные в с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области за ул. Зеленая и ул. Комсомольская, в с. Романкауцы Мазановского района Амурской области вдоль ул. Амурская, ул. Луговая и Урожайная. Не проведены профилактические отжиги в с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области за ул. Комсомольская, Зеленая и Озерная, с. Раздольное Мазановского района Амурской области за ул. Школьная и ул. Луговая.
Согласно представленной администрацией Новокиевского сельсовета Мазановского района информации от 14.12.2022 № 427: участки расположенные в с. Романкауцы и с. Дружное Мазановского района Амурской области, а также участок за ул. Озерная с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области отожжены в полном объеме. Минерализованная полоса вдоль ул. Амурская с. Романкауцы Мазановского района Амурской области не создавалась вследствие её расположения в центре населённого пункта. Администрацией сельсовета профилактические отжиги будут произведены после схода снежного покрова, противопожарные полосы, обновлены после оттаивания грунта.
Просит суд обязать администрацию Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области, в срок до 01.04.2023 года произвести мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах на участках, расположенных в населенных пунктах Мазановского района Амурской области, согласно карте-схеме противопожарной защиты: в с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области за ул. Комсомольская и Зеленая, в с. Раздольное Мазановского района Амурской области за ул. Школьная, ул. Луговая и Урожайная.
Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела представитель административного ответчика – Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области Гуменюк Е.А., заинтересованное лицо заместитель начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Мазановскому и Селемджинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Амурской области Колупаев С.Н. в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем дело рассмотрено при состоявшейся явке.
В судебном заседании помощник прокурора Мазановского района Амурской области Иванченко С.А. уточненные требования административного искового заявления поддержала.
Выслушав участника судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
При этом под пожарной безопасностью понимается – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 3 Федерального закона № 69-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условии для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пункта и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения н подразделении Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятии по обеспечению пожарном безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ч. 4 указанной статьи пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно ч. 2 ст. 69 Федерального закона № 123-ФЗ противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
К противопожарным преградам относятся, в том числе противопожарные минерализованные полосы (п. 7 ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 123-ФЗ).
В соответствии с п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Согласно п. 67,70 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В силу п. 74 указанных Правил на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,5 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой Мазановского района Амурской области проверки исполнения администрацией Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области полномочий по обеспечению пожарной безопасности выявлено, что в рамках проведения мероприятий по подготовке населенных пунктов к пожароопасному периоду 2022-2023 г.г. на территории Новокиевского сельсовета запланировано проведение мероприятий по профилактическому отжигу заросших участков. Однако, администрацией Новокиевского в с. Новокиевский Увал не созданы минерализованные полосы, не проводились профилактические отжиги, в с. Раздольное не проводилось создание минерализованных полос, в с. Романкауцы не проводились профилактические отжиги на 4 участках, в с. Дружное профилактические отжиги не производились, по плану на 4 участках, площадью 3 га, срок выполнения мероприятий 22-25.11.2022.
В связи с чем, прокуратурой Мазановского района Амурской области в адрес администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района направлено требование о сообщении сведений о выполнении мероприятий по подготовке населенных пунктов к пожароопасному периоду.
Распоряжением администрации Мазановского района Амурской области № 16-р от 18 января 2022 года о мерах по обеспечению пожарной безопасности на объектах и в населенных пунктах Мазановского района в 2022 году главам сельсоветов в целях подготовки населенных пунктов рекомендовано создать до наступления пожароопасного периода вокруг населенных пунктов защитные противопожарные минерализованные полосы
Решением о введении особого противопожарного режима на территории Мазановского района № 9 от 6 апреля 2022 года утвержденным распоряжением администрацией Мазановского района Амурской области от 6 апреля 2022 года № 100 введен особый противопожарный режим на территории Мазановского района с 10 часов 00 минут 6 апреля 2022 года.
7 апреля 2022 года администрацией Мазановского района Амурской области установлен особый противопожарный режим и начало пожароопасного сезона на территории Мазановского района Амурской области с 8 апреля 2022 года.
Согласно информации заместителя начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Мазановскому и Селемджинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Амурской области Колупаева С.Н. от 18 ноября 2022 года № 180 администрацией Новокиевского сельсовета не проведены следующие мероприятия по противопожарной защите населенных пунктов Мазановского района Амурской области: не обновлены противопожарные минерализованные в с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области за ул. Зеленая и ул. Комсомольская, в с. Романкауцы Мазановского района Амурской области вдоль ул. Амурская, ул. Луговая и Урожайная. Не проведены профилактические отжиги в с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области за ул. Комсомольская, Зеленая и Озерная, с. Раздольное Мазановского района Амурской области за ул. Школьная и ул. Луговая.
Как следует из информации администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области от 14 декабря 2022 года № 427: участки расположенные в с. Романкауцы и с. Дружное Мазановского района Амурской области, а также участок за ул. Озерная с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области отожжены в полном объеме. Минерализованная полоса вдоль ул. Амурская с. Романкауцы Мазановского района Амурской области не создавалась вследствие её расположения в центре населённого пункта. Администрацией сельсовета профилактические отжиги будут произведены после схода снежного покрова, противопожарные полосы, обновлены после оттаивания грунта.
В судебном заседании установлено, что на дату рассмотрения спора в с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области за ул. Комсомольская и Зеленая, в с. Раздольное Мазановского района Амурской области за ул. Школьная, ул. Луговая и Урожайная профилактические отжиги не производились, таким образом учитывая приведенные нормы и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрация Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области не обеспечила противопожарную безопасность на территории Новокиевского сельсовета Мазановского района, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья, имущества.
При таких обстоятельствах требования административного истца о возложении на администрацию Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области обязанность произвести мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах на заросших участках, расположенных в населенных пунктах Мазановского района Амурской области: в с. Новокиевский Увал Мазановского района Амурской области за ул. Комсомольская и Зеленая, в с. Раздольное Мазановского района Амурской области за ул. Школьная, ул. Луговая и Урожайная являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Административный истец просил установить срок для исполнения решения суда до 1 апреля 2023 года.
Поскольку неисполнение администрацией Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области установленных требований законодательства о пожарной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, угрозу уничтожения имущества в результате пожара, суд соглашается с требованием прокурора об установлении срока для исполнения решения суда до 1 апреля 2023 года.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем госпошлина не подлежит взысканию с администрации Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 2819000977) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.