УИД 10RS0011-01-2022-009824-57
(№2а-5042/2022)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 июля 2022 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Исраэлян Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО12 к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия», Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия), о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Городилов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия по тем основаниям, что он, находясь на территории ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия не имеет возможности получить длительное свидание, последний раз это было в ноябре 2019 г., далее из-за карантинных мер ему было отказано в посещении его родственниками и до сих пор отказывают в этом, хотя карантин уже снят, сотрудники ссылаются, что все места заняты. Его мать ФИО13. писала заявление осенью 2021 г., ей отказали, потом административный истец писал заявление 6 декабря 2021 г., но ответ так и не получил, свидание не было предоставлено. При этом согласно статье 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ему должны предоставляться 3 длительных и 3 коротких свидания, в случае карантинных мер - должны предоставить все пропущенные свидания. Длительное свидание – это единственное место, где можно отдохнуть от противоправных действий сотрудников и отдельных осужденных. Кроме того, указывает, что ему не дают свободно посещать храм по графику отряда и когда приезжает священнослужитель, ссылаясь на то, что его не вносят в рапорт, хотя записываются заранее, мешая тем самым его исправлению. На основании изложенного, административный истец просит признать указанные действия неправомерными, взыскать компенсацию в размере <данные изъяты>
Определением судьи от 24 июня 2022 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Карелия.
В судебном заседании административный истец Городилов Д.А., участие которого обеспечено посредством систем видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Козина К.К., действующая на основании доверенности, представитель административного ответчика ФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Карелия Дагданова А.А., действующая на основании доверенностей, представитель административного ответчика Управления Федерального казначейства по Республике Карелия Богданова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержали представленные письменные возражения.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Суд учитывает выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, а поэтому принимает решение исключительно по заявленным требованиям, не усматривая оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления.
При этом, учитывается, что срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен, учитывая длящийся характер нарушенных, по мнению административного истца, прав.
В силу положений статей 2, 7, 17, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации охраняется, в том числе здоровье людей. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно статьям 55 и 56 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
В статьях 71 и 72 Конституции Российской Федерации закреплено, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации, а осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Городилов Д.А. осужден приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 июля 2018 г., вступившим в законную силу, к наказанию в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного пунктом «г» части 4 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации; отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия в обычных условиях содержания.
В административном исковом заявлении Городилов Д.А. оспаривает действия (бездействия) должностных лиц ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, допущенные в период отбывания им наказания, выразившиеся в непредоставлении длительных свиданий и запрете посещать храм.
Положениями статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
В силу части 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В соответствии частью 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Согласно частям 1-3 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами. Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии. Порядок замены одного вида свидания другим устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Частью 1 статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.
В силу пункта «б» части 1 статьи 123 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы, отбывающим наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, разрешается иметь три краткосрочных и три длительных свидания в течение года.
В соответствии с пунктами 69, 70, 71, 73, 74, 82 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, осужденным предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории ИУ. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии администрации ИУ. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника ИУ - с иными лицами. Количество лиц, допускаемых на длительное свидание, определяется с учетом вместимости комнат длительных свиданий и графика предоставления свиданий. Разрешение на свидание дается начальником ИУ, лицом, его замещающим либо назначенным приказом начальника ИУ ответственным по ИУ, в выходные и праздничные дни по заявлению (в том числе посредством электронной записи) осужденного либо лица, прибывшего к нему на свидание. Длительные свидания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками предоставляются по документам, подтверждающим их родство (свойство) с осужденными. Воспользоваться правом на предоставление свидания осужденный может сразу же после распределения из карантинного отделения в отряд (для тюрем - общую камеру), независимо от того, имел ли он предыдущее свидание в местах содержания под стражей. При наличии права на краткосрочное и длительное свидания вид первого определяет осужденный, при этом длительное свидание предоставляется в порядке общей очереди. Последующие свидания предоставляются по истечении периода, равного частному от деления двенадцати месяцев на количество свиданий данного вида, полагающихся осужденному в год. При переводе осужденного из одних условий содержания в другие периодичность предоставления свиданий исчисляется от даты предоставления последнего в предыдущих условиях отбывания наказания. Время, в течение которого свидания осужденным не предоставлялись в связи с введением режима особых условий, засчитывается в срок, по истечении которого осужденным могут быть предоставлены свидания. Замена длительных свиданий на краткосрочные, а также свиданий на телефонные разговоры, в том числе с использованием систем видеосвязи при наличии технических возможностей, производится по письменному заявлению осужденного.
30 января 2020 г. Всемирная организация здравоохранения присвоила эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), уровень международной опасности; объявлена чрезвычайная ситуация международного значения.
11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения, оценив ситуацию с распространением коронавируса COVID-19, объявила пандемию (распространение нового заболевания в мировых масштабах).
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», вступившим в законную силу с 11 февраля 2020 г., в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Федеральным законом от 01.04.2020 №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» понятие чрезвычайной ситуации дополнено случаями распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих; органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта.
В связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространенияCOVID-2019», от 30.03.2020 №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 №15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и на основании статьи 2 Закона Республики Карелия от 26.12.2005 №938-ЗРК «О некоторых вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Карелия» пунктом 1 распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р на территории Республики Карелия с 12 марта 2020г. введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статье 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацам 14 и 15 статьи 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия – это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Ограничительные мероприятия (карантин) – это административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Таким образом, перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, не носит исчерпывающего характера, иное, означало бы невозможность соответствующих должностных лиц, обеспечивать реализацию возложенных на них задач, направленных на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию. Структура, полномочия, функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и порядок осуществления указанного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункты 3-5 статьи 46 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Пунктом 1 статьи 49 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 5 и подпунктом «ж» пункта 8 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 №476, организацию государственного надзора осуществляет руководитель структурного подразделения Федеральной службы исполнения наказаний, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - главный государственный санитарный врач Федеральной службы исполнения наказаний. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор, помимо лиц, указанных в пункте 5 настоящего Положения, являются заместители руководителей, специалисты структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, указанных в подпунктах «в» - «и» и «л» пункта 5 настоящего Положения, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.
В силу пунктов 2-5, 12 Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 06.06.2006 № 205, организацию госсанэпиднадзора в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) осуществляет главный государственный санитарный врач Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России), являющийся по своим функциональным обязанностям заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Госсанэпиднадзор на объектах УИС осуществляется главными государственными санитарными врачами территориальных органов ФСИН России и их заместителями, уполномоченными осуществлять госсанэпиднадзор и являющимися составной частью единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Главные государственные санитарные врачи территориальных органов находятся в прямом подчинении начальников территориальных органов ФСИН России, а по вопросам госсанэпиднадзора - главного государственного санитарного врача ФСИН России. Назначаются и освобождаются от должности начальниками территориальных органов ФСИН России по представлению заместителей начальников соответствующих территориальных органов ФСИН России и по согласованию с главным государственным санитарным врачом ФСИН России. К объектам УИС, подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, относятся, в том числе учреждения, входящие в УИС независимо от их организационно-правовой формы, с их инженерно-коммунальными и техническими коммуникациями, санитарно-защитными зонами, а также земли, отведенные под размещение учреждений УИС. Деятельность ФСИН России, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор в УИС, обеспечивают федеральные государственные учреждения санитарно-гигиенического профиля и иные организации, подведомственные ФСИН России. Главный государственный санитарный врач ФСИН России, главные государственные санитарные врачи территориальных органов ФСИН России и их заместители обладают полномочиями, установленными статьями 50 и 62 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении».
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 №5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» и от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» предписано, в том числе и главным санитарным врачам, равно на уровне субъектов Российской Федерации, принимать меры реагирования, направленные на нераспространение новой коронавирусной инфекции.
Так, постановлением главного государственного санитарного врача ФСИН России от 16 марта 2020 г. №15 «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 16 марта 2020 г. и до особого указания приостановлено предоставление в учреждениях территориальных органов ФСИН России, следственных изоляторах ФСИН России длительных и краткосрочных свиданий (пункт 1.1).
Согласно пункту 15 постановления главного государственного санитарного врача – начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России № 92 от 16 октября 2020 г. «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в учреждениях УФСИН России по Республике Карелия» (в том числе с учетом внесения последующих изменений) с 26 октября 2020 г. и до особого указания установлен запрет на предоставление осужденным в учреждениях УФСИН России по Республике Карелия длительных и краткосрочных свиданий с лицами, не связанными с оказанием юридической помощи. В соответствии с пунктом 2 постановления главного государственного санитарного врача - начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России от 3 сентября 2021г. №174 с 8 сентября 2021 г. не применяется действие пункта 15 постановления главного государственного санитарного врача – начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России № 92 от 16 октября 2020 г. При этом, проведение свиданий возможно с определенными ограничениями, указанными в указанном постановлении.
С 1 февраля 2022 г. постановлением главного государственного санитарного врача - начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России №12 от 25 января 2022 г. «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в учреждениях УФСИН России по Республике Карелия» приостановлено предоставление подозреваемым, обвиняемым и осужденным в учреждениях УФСИН России по Республике Карелия длительных свиданий (пункт 6); предоставление подозреваемым, обвиняемым и осужденным краткосрочных свиданий, а также свиданий с адвокатами и иными лицами, осуществляющими им оказание юридической помощи, с работниками органов следствия и дознания, проводится в помещениях комнат краткосрочных свиданий, где имеется разграничительное стекло, с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания всеми участниками свидания (пункт 7).
С 21 марта 2022 г. постановлением главного государственного санитарного врача - начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России №164 от 14 марта 2022 г. «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в учреждениях УФСИН России по Республике Карелия» действие пункта 6 вышеуказанного постановления №12 от 25 января 2022 г. прекращено, возобновлено предоставление длительных свиданий в учреждениях и следственных изоляторах УФСИН России по Республике Карелия с определенными ограничениями.
Таким образом, вышеуказанные постановления разработаны в связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации в учреждениях уголовно-исполнительной систем, приняты должностными лицами в пределах предоставленных им полномочий, не противоречит действующему законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
Временное ограничение свиданий по существу направлено на защиту жизни и здоровья лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, персонала данных учреждений и иных лиц в условиях широкой циркуляции инфекции и трудностей обеспечения физического дистанцирования, в замкнутом пространстве или местах большого скопления людей.
Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в настоящее время повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, и на противодействие ее распространению направлены принимаемые меры по обеспечению безопасности населения и территорий, в том числе принятый в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Лишение свободы не предполагает ограничение права осужденных на охрану здоровья и не снимает обязанности государства обеспечить охрану здоровья как самих осужденных, так и окружающих лиц.
Таким образом, отсутствуют нарушения прав административного истца в связи с вышеуказанными принятыми дополнительными мерами по защите осужденных и иных лиц от новой коронавирусной инфекции ввиду приостановления предоставления длительных и краткосрочных свиданий.
Как следует из справки о свиданиях осужденного Городилова Д.А. в исправительном учреждении строго режима Гордилову Д.А. предоставлялись следующие свидания: <данные изъяты>
Материалами дела также установлено, что 22 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО14 мать административного истца, обратилась в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия с заявлениями о предоставлении краткосрочных свиданий с Городиловым Д.А., краткосрочные свидания были предоставлены соответственно ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке начальника отряда ОВРО ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия Новожилова Р.В. от 4 июля 2022 г. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ. осужденный Городилов Д.А. с заявлением о предоставлении ему длительных свиданий к администрации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия не обращался.
Факт обращения Городилова Д.А. с письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ к администрации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия о предоставлении свидания не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания. Более того, из материалов дела следует, что с соответствующими заявлениями в соответствии с положениями части 3 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о замене длительного свидания краткосрочным, краткосрочного или длительного свидания телефонным разговором Городилов Д.А. также не обращался.
Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства, представленные по делу доказательства в совокупности, принимая во внимание введенные ограничения в связи с COVID-19, предусмотренный обязанный письменный порядок обращения как с заявлением о предоставлении свиданий, так и об их замене, который Городиловым Д.А. не был соблюден, учитывая реализацию в 2021-2022 г. Городиловым Д.А. права на краткосрочные свидания, суд не усматривает нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку право осужденного на длительные и краткосрочные свидания, не является безусловным и абсолютным, в рассматриваемом деле, нарушенного права, защита и восстановление которого была бы возможна в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в результате рассмотрения и разрешения данного административного дела, судом не установлено.
Ссылки административного истца на то, что осужденный ФИО15 видел, как он писал заявление о предоставлении свидания, не являются основанием для удовлетворении заявленных требований, поскольку соответствующее заявление в адрес ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия не поступило.
В части требования административного истца о признании отказа в посещении храма недействительным, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1, 2, 4 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц. К осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.
В соответствии с пунктами 13, 14, 83 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, осужденные имеют право, в том числе, пользоваться религиозной литературой, предметами культа, совершать религиозные обряды в местах, определенных администрацией ИУ, в определенное распорядком дня время. Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным. В целях реализации права осужденного на свободу вероисповедания в ИУ осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. Для совершения религиозных обрядов священнослужителям разрешается проносить на территорию ИУ необходимые им предметы культа, перечень которых определен в соглашениях о взаимодействии территориального органа УИС с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями, в том числе вещество для совершения причастия (евхаристические хлеб и вино). Хранение вещества для совершения причастия (евхаристические хлеб и вино) на территории ИУ после проведения богослужения (религиозного обряда) не допускается.
Как установлено в ходе судебного заседания, осужденные, отбывающие наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия, посещают храм учреждения преподобного «Ионы Яшезергского» в соответствии с графиком, утвержденным начальником ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия 10 августа 2021 г., запретов и ограничений на посещение храма не установлено, согласие представителей администрации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия на посещение храма не требуется. Таким образом, каждый осужденный, находящийся в учреждении, добровольно посещает храм, находящийся на территории исправительного учреждения, в соответствии с указанным графиком. Для второго отряда установлено посещение храма в понедельник в <данные изъяты>
Таким образом, доказательств нарушения прав Городилова Д.А. на посещение храма действиями или бездействием административных ответчиков материалами дела не установлено. Кроме того, в ходе судебного заседания Городилов Д.А. пояснил, что в июне 2022 г. посещал храм, за год – 3 раза. В связи с чем, в удовлетворении требований в указанной части также следует отказать.
В соответствии с частями 1, 3, 4, 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Статьей 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по требованию о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, является ФСИН России. В связи с чем в административном иске к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, как предъявленному к ненадлежащем административному ответчику, следует отказать.
Кроме того, учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела не было установлено нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания Городилова Д.А. в исправительном учреждении, то в удовлетворении заявленных требований в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении следует отказать.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме, поскольку совокупность установленных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░,
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2022 ░.