Дело № 2а-566/2023
10RS0006-01-2023-000796-68
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 18 августа 2023 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., с участием помощника прокурора Лахденпохского района Морозова Д.И., при секретаре Снетковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кононовой Натальи Сергеевны к Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района об оспаривании решения о регистрации кандидатом на должность Главы Мийнальского сельского поселения,
у с т а н о в и л:
Кононова Н.С. обратилась в суд с вышеназванным административным иском.
Административный иск обоснован тем, что решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> (далее - ТИК <адрес>) в качестве кандидата на должность Главы Мийнальского сельского поселения был зарегистрирован Соколов Роман Владимирович ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выдвинувший свою кандидатуру в порядке сомовыдвижения. Истец считает, что указанное решение не основано на Законе и подлежит отмене по основаниям, установленным, п.п. «в», «г», «д», «ж» ч. 14 ст. 26 Закона РК «О муниципальных выборах в республике Карелия». А именно:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона;
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона;
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
На основании изложенного, административный истец просила суд отменить решение Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района № от 01.08.2023 года о регистрации кандидатом на должность Главы Мийнальского сельского поселения Соколова Романа Владимировича ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В судебном заседании административный истец Кононова Н.С. при надлежащем извещении отсутствовала.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности Кочетков П.А., поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Уточнил, что в соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона РК № 683-3PK к финансовому отчету должен быть приложен документ, подтверждающий учет поступления и расходования денежных средств. Указанный документ Соколов Р.В. в ТИК Лахденпохского района не представил, следовательно, перечень документов, поданных в ТИК Лахденпохского района, является неполным. Также, подписные листы должны содержать подписи, как сборщика подписей, так и кандидата. Кроме того, в силу п. 66 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2023, подписи избирателей, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, должны быть признаны недействительными. При этом, доказательств оплаты изготовления подписных листов до сбора подписей в материалах дела не имеется. Кроме того, представитель административного истца полагал, что срок обращения в суд не пропущен, так как административное исковое заявление направлено истцом в суд через отделение почтовой связи в установленный законом десятидневный срок, то есть 10.08.2023. Просил суд восстановить пропущенный процессуальный срок, если суд придет к выводу о его пропуске.
Представитель административного ответчика председатель Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района Косарева И.А. заявленные исковые требования не признала. Пояснила, что Соколовым Р.В. для регистрации были представлены все необходимые документы, в том числе 10 подписей избирателей, которые были проверены. Также, Соколовым Р.В. в ТИК Лахденпохского района в подтверждение оплаты изготовления подписных листов был представлен договор, заключенный ДД.ММ.ГГГГ с ИП Чеботарь Т.П., и счет на оплату от ДД.ММ.ГГГГ №. ТИК Лахденпохского района пришла к выводу, что указанных документов достаточно для подтверждения оплаты изготовления подписных листов.
В письменном отзыве на иск председатель ТИК Лахденпохского района Косарева И.А. указала, что административный иск не подлежит удовлетворению, в том числе в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд. Нарушений требований закона при принятии оспариваемого решения допущено не было.
Из письменного отзыва на иск Избиркома РК следует, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Ссылаясь на положение п. 2 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. «а» ст. 62 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 года № 683-3PK «О муниципальных выборах в Республике Карелия», ч. 4 ст. 93 КАС РФ, а также на п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных исков о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Председатель Избирательной комиссии Республики Карелия указал, что жалоба на решение комиссии о регистрации кандидата может быть подана в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения, вне зависимости от времени подачи документов через организацию почтовой связи. Аналогичная норма установлена также ч. 4 ст. 240 КАС РФ. Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (ч. 7 ст. 240 КАС РФ). Решение Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района о регистрации кандидата на должность Главы Мийнальского сельского поселения Соколова Р.В. было принято 01.08.2023. Таким образом, последним днем подачи административного искового заявления об отмене указанного решения ТИК Лахденпохского района является 10.08.2023. Согласно отметке суда, Административное исковое заявление об отмене решения ТИК Лахденпохского района о регистрации кандидата Соколова. Р.В. поступило в суд 16.08.2023. При установлении факта пропуска сроков, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений ч. 10 ст. 240 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного иска в предварительном судебном заседании или в судебном заседании с указанием в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства (пункт 37). Поскольку пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска, Избирательная комиссия Республики Карелия просит суд отказать в удовлетворении административного иска. По существу заявленных в исковом заявлении требований Избирательная комиссия Республики Карелия также полагает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Решением Совета Мийнальского сельского поселения от 19 июня 2023 года № 29/121-4 на 10 сентября 2023 года назначены выборы Главы Мийнальского сельского поселения. Организующей выборы комиссией является Территориальная избирательная комиссия Лахденпохского района (далее - ТИК Лахденпохского района), на которую постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 13 мая 2022 года № 8/75-7 возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума муниципальных образований, расположенных на территории Лахденпохского муниципального района. Соколов Р.В. ДД.ММ.ГГГГ представил документы в ТИК Лахденпохского района для выдвижения кандидатом на должность Главы Мийнальского сельского поселения в порядке самовыдвижения. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 20 Закона Республики Карелия от 27.06.2006 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» (далее - Закон Республики Карелия № 683-3PK) самовыдвижение кандидатов должность главы муниципального образования производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. При этом согласно ч. 2 ст. 22 Закона Республики Карелия № 683-ЗРК для регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования, выдвинутых в порядке самовыдвижения, необходимо собрать подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее 10 подписей. Кроме того, согласно ч. 10 ст. 22.2 Закона Республики Карелия № 683-ЗРК количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, не более чем на четыре подписи. Решением ТИК Лахденпохского района от ДД.ММ.ГГГГ № установлено количество подписей, необходимых для регистрации кандидата на должность Главы Мийнальского сельского поселения - 10, а также максимальное количество подписей, которое может быть представлено кандидатом в комиссию - 14. ДД.ММ.ГГГГ Соколов. Р.В. представил документы для регистрации в ТИК Лахденпохского района, в том числе подписные листы, содержащие 10 подписей избирателей в поддержку своего выдвижения. По результатам проверки документов, за исключением подписных листов, на предмет их содержания и соответствия нормам избирательного законодательства нарушений ТИК Лахденпохского района не установлено. По результатам проверки подписных листов недействительных или недостоверных подписей ТИК Лахденпохского района не установлено. Проверив наличие и содержание представленных документов, а также порядок сбора подписей и заполнения подписных листов, решением ТИК Лахденпохского района от 01.08.2023 № Соколов Р.В. был зарегистрирован кандидатом на должность Главы Мийнальского сельского поселения на основании подписей избирателей. При таких обстоятельствах Избирательная комиссия Республики Карелия полагает решение ТИК Лахденпохского района от 01.08.2023 № «О регистрации Соколова Романа Владимировича кандидатом на должность Главы Мийнальского сельского поселения, выдвинутым в порядке самовыдвижения», законным и обоснованным, а заявленные в административном иске требования не подлежащими удовлетворению.
Помощником прокурора Лахденпохского района дано заключение о законности и обоснованности принятого ТИК Лахденпохского района решения и об отсутствии оснований для его отмены. Просил в удовлетворении административного иска отказать, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд.
Заинтересованное лицо Соколов Р.В. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку им в полном объеме были сданы в документы для регистрации в качестве кандидата на должность главы Мийнальского сельского поселения.
Представители заинтересованных лиц администрации Мийнальского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района, Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Карелия при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовали.
Председатель Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Карелия Манин А.А. посредством телефонной связи просил оставить решение на усмотрение суда и рассмотреть дело в отсутствии представителя Регионального отделения партии.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что решением Совета Мийнальского сельского поселения XXIХ сессии IV созыва от 19.06.2023 № 29/122-4, опубликованном в № 23 (523) газеты «Вести Приладожья» от 21.06.2023, на 10.09.2023 назначены выборы Главы Мийнальского сельского поселения (л.д. 28-29).
Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 13.05.2022 № 8/75-7 ТИК Лахденпохского района является комиссией организующей выборы, на которую возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума муниципальных образований, расположенных на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия.
Решением ТИК Лахденпохского района административный истец Кононова Н.С. зарегистрирована в качестве кандидата на должность Главы Мийнальского сельского поселения, выдвинутая избирательным объединением Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Республике Карелия.
21.07.2023 в 14 часов 05 минут Соколов Р.В. обратился в ТИК Лахденпохского района с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы Мийнальского сельского поселения. К заявлению приложены следующие документы: копия паспорта, копия документа об образовании, копия трудовой книжки, сведения о размере и об источниках доходов.
В 14 часов 15 минут прием документов от Соколова Р.В. был окончен и административным истцом получено подтверждение получения документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения на должность Главы Мийнальского сельского поселения.
26.07.2022 в 17 часов 15 минут Соколовым Р.В. в ТИК Лахденпохского района были сданы следующие документы: протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, справка об остатке средств на специальном избирательном счете, уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета; сведения об изменении данных о кандидате; фотографии кандидата.
Для регистрации кандидата на должность Главы Мийнальского сельского поселения Соколовым Р.В. были представлены подписные листы, содержащие 10 подписей избирателей. Протокол сбора подписей составлен 24.07.2023, согласно которому заявленное количество подписей избирателей составляет 10.
Согласно представленным Соколовым Р.В. сведениям, им создан избирательный фонд без открытия специального избирательного счета. Согласно представленному суду финансовому отчету, на указанный счет поступила сумма в размере 1 000 рублей для формирования избирательного фонда за счет собственных средств кандидата.
Согласно Подтверждению получения документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения Соколовым Р.В. кандидат на должность Главы Мийнальского сельского поселения, время окончания приема документов – 26.07.2023 в 17 часов 45 минут.
Из оспариваемого решения следует, что 01.08.2023 в 13 часов 09 минут ТИК Лахденпохского района №, проверив соответствие порядка выдвижения кандидата на должность Главы Мийнальского сельского поселения, зарегистрировала Соколова Р.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность Главы Мийнальского сельского поселения.
Не согласившись с указанным решением территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом на должность Главы Мийнальского сельского поселения Соколова Р.В., административный истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Анализируя довод административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ТИК Лахденпохского района о регистрации кандидата, суд приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения. В случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в иную избирательную комиссию, комиссию референдума в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
В части 2 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что жалоба на решение комиссии о признании кандидата (кандидатов) утратившим статус кандидата (кандидатов), о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Согласно п. «а» ст. 62 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 года № 683-3PK «О муниципальных выборах в Республике Карелия» жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов может быть подана в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Жалоба на решение комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в соответствующую избирательную комиссию в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
В пункте 37 Постановления от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Пленум Верховного суда Российской Федерации разъяснил, что независимо от причин пропуска не подлежат восстановлению сроки обращения в суд, в том числе с административными исковыми заявлениями об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов.
При установлении факта пропуска сроков, которые не подлежат восстановлению, суд, исходя из положений части 10 статьи 240 КАС РФ, отказывает в удовлетворении административного иска в предварительном судебном заседании или в судебном заседании с указанием в мотивировочной части решения только на установление данного обстоятельства.
В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» разъяснено, что исходя из положений части 2 статьи 92 КАС РФ сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле о защите избирательных прав, исчисляются в календарных днях.
С учетом этого административный иск, апелляционные (частная) жалоба, представление по названным выше делам считаются поданными в срок при условии их поступления в соответствующий суд не позднее последнего календарного дня его истечения, независимо от того, выпадает он на выходной или нерабочий день, а также вне зависимости от времени подачи документов через организацию почтовой связи.
С учетом приведенных положений, для проверки соблюдения сроков обращения в суд с административным иском об оспаривании решения комиссии о регистрации кандидата, юридически значимым обстоятельством является дата поступления административного иска в суд, а не дата отправления иска через почтовое отделение связи. Таким образом, административный иск считается поданным в срок при условии его поступления в десятидневный срок в соответствующий суд.
Оспариваемое решение № о регистрации Соколова Р.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность Главы Мийнальского сельского поселения вынесено ТИК Лахденпохского района 01.08.2023. Соответственно, последним днем подачи административного иска об оспаривании указанного решения в суд является 10.08.2023.
Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 16.08.2023 вх. №. Согласно оттиску штампа на конверте, а также сведений об отслеживании отправления, настоящее административное исковое заявление направлено в суд через отделение почтовой связи 10.08.2023 в 16 часов 18 минут.
Таким образом, учитывая, что административный иск Кононовой Н.С. был направлен через отделение почтовой связи в конце рабочего дня, который являлся последним днем процессуального срока, то административный иск не мог поступить в Лахденпохский районный суд в установленный десятидневный срок.
Как указано выше, настоящий административный иск поступил в суд лишь 16.08.2023, т.е. со значительным пропуском срока, установленного ч. 4 ст. 240 КАС РФ.
Ходатайство представителя административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока подлежит отклонению, поскольку указанный процессуальный срок обращения с заявлением об оспаривании решения о регистрации кандидата является пресекательным, следовательно, такой процессуальный срок восстановлению не подлежит.
С учетом изложенных обстоятельств административный иск удовлетворению не подлежит в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ,
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.08.2023.