№ 2а-3611/2023
УИД: 04RS0021-01-2023-003511-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2023 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре Гомбоевой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3611/2023 по административному исковому заявлению Полонников А.В. к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Бурятия и Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Полонников А.В. обращаясь в суд с административным исковым заявлением, просил взыскать с административного ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Республике Бурятия за счет средств казны Российской Федерации денежную компенсацию в размере 3000000,00руб., вобоснованиеуказав следующее:
приговором Верховного суда Республики Бурятия от 19.07.2021г. он осужден по п. «а» ч.3, ст.158, п.п. «а.в» ч.3 ст.158, ч.1 ст.226, ч.3 ст.69, ч.5 ст.74 УК РФ пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.Приговор вступил в законную силу 19.07.2021г. Конец срока – 09.01.2025г.Дозадержанияпроживал в Республике Бурятия, г.Улан-Удэ.
12.08.2021г.убыл в распоряжение ГУФСИН России по Иркутской области, для отбывания наказания висправительном учрежденииГУФСИН России по Иркутской области. Обращался в адрес ФСИН России о его переводе для отбывания наказания в исправительное учреждение в Республике Бурятия, по месту жительства отца и близких родственников. Ответ на обращение ему не направлен, перевод в исправительное учреждение в Республике Бурятия не осуществлен.
В августе 2022г. переведен в ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия ( г.Улан-Удэ), после вступления в законную силу решения Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 23.06.2022г. по его административному иску к ФСИН России о признании незаконным бездействия и обязании перевести его в иное исправительное учреждение, постановлено: административное исковое заявление Полонникова А.В. удовлетворить частично. Обязать ФСИН России в течение месяца с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Полонникова А.В. о переводе в исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников, проживающих в Республике Бурятия, о чем сообщить Полонникову А.В. В удовлетворении остальной части требований отказать.
Указывает, что 12.08.2021г. необоснованно был направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-15ГУФСИН России по Иркутской области,поскольку место его жительства до задержания и место жительства его близких родственников - г. Улан-Удэ. Направление в исправительное учреждение, находящееся за пределами Республики Бурятия, на значительном расстоянии от места проживания родственников, повлекло нарушение его права на поддержание семейных связей и предоставление свиданий, нарушены требования Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденном Приказом Министерства юстиции РФ от 26.01.2018г. N 17.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации, в качестве заинтересованных лиц привлечены УФСИН России по Республике Бурятия, ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области.
В судебном заседании административный истец Полонников А.В.,участие которого обеспечено судом посредством видеоконференцсвязи, требования поддержал, пояснил, что направление12.08.2021г. для отбывания наказания его в исправительное учреждение ГУФСИН России по Иркутской области лишило его возможности поддерживать семейные связи и реализовать право на предоставление свиданий, предусмотренноест. 89 УИК РФ, нарушены требования Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбываниянаказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденном Приказом Министерства юстиции РФ от 26.01.2018г. N 17, просил административный иск удовлетворить и взыскать с административных ответчиков - Минфина России в лице УФК по Республике Бурятия за счет средств казны Российской Федерации и ФСИН России компенсацию в размере 3000000,00руб. Лимит наполнения ФКУ ИК-2 на 12.08.2021г. позволял этапировать его в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия. Возражал против заявления представителя ФСИН России попропускетрехмесячного срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 1 ст.219 КАС РФ, просил восстановить пропущенный срок, ссылаясь на то, что знаний в области права не имеет, что является уважительной причиной.
В судебном заседании представитель административного ответчикаФСИН России и заинтересованного лица УФСИН России по Республике Бурятия Цыбыктарова В.В., действующая на основании доверенностей, пояснила, что незаконность действий ФСИН России по ненаправлению ответа на обращение истца о переводе в иное исправительное учреждение вступившим в законную силу решением Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 23.06.2022г. не установлена. Указанным решением установлено, что ответ на обращение Полонникова А.В. о его переводе в иное исправительное учреждение направлен ФСИН России 03.02.2022г.,суд возложил на ФСИН России обязанность повторно рассмотреть заявление Полонникова А.В. о переводе в исправительное учреждение по месту жительства родственников.12.08.2021г. при направлении Полонникова А.В. для отбывания наказания в распоряжение ГУФСИН России по Иркутской области руководствовались письмом ФСИН России от 28.07.2021г. № ..., согласно которому разрешено направлять осужденных, которым назначено отбывание наказания в ИК строгого режима, ранее отбывавших лишение свободы, до ареста проживавших в Республике Бурятия, в распоряжение ГУФСИН России по Иркутской области.На 12.08.2021г. – дату этапированияПолонникова А.В. в распоряжение ГУФСИН России по Иркутской области,возможностьего направления для отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия отсутствовала, поскольку допустимый лимит наполнения данного исправительного учреждения 1257 мест, из которых мест для отбывания наказания мужчинам в исправительной колонии строгого режима, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, - 1215 мест. Распоряжение суда о вступлении приговора в законную силу получили 04.08.2021. В период с 04.08.2021г. по 12.08.2021г. численность осужденных к отбыванию наказания в ИК строго режима в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия составляла 1215 мест. Лимита мест для направления Полонникова А.В. в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике не имелось. В августе 2022г. Полонников А.В. переведенв ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия, где отбывает наказание. Просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясьотсутствие нарушений прав административного истца, соответствие закону действий ФСИН России и УФСИН России по Республике Бурятия и пропуск трехмесячного срока на обращение в суд, предусмотренного ч. 1 ст.219 КАС РФ.
В судебное заседание представитель административного ответчика Минфина России в лице УФК по Республике Бурятия по доверенности Иринчеева Н.Ю. не явилась, направила возражения на иск, указав, что Минфин России является ненадлежащим ответчиком, просила отказать в удовлетворении требований к Минфину России, рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области не явился, извещены надлежаще.
Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что вступившим в законную силу приговором Верховного Суда Республики Бурятия от 19.07.2021г. Полонников А.В. признан виновным в совершении преступлении по п. «а» ч.3, ст.158, п.п. «а.в» ч.3 ст.158, ч.1 ст.226, ч.3 ст.69, ч.5 ст.74 УК РФ, осужден к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Конец срока – 09.01.2025г. До задержания проживал в Республике Бурятия, г.Улан-Удэ.
12.08.2021г.этапирован для отбывания наказания в исправительное учреждение ГУФСИН России по Иркутской области.
Полонников А.В. обращался в адрес ФСИН России с заявлением о его переводе для отбывания наказания в исправительное учреждение в Республике Бурятия, по месту жительства отца. Ответ на обращение ему направлен ФСИН России 03.02.2022г., с указанием на отсутствие оснований в связи с отсутствием в личном деле сведений о родственниках, проживающих в Республике Бурятия, перевод в исправительное учреждение в Республике Бурятия не осуществлен, что послужило поводом для обращения за судебной защитой в Замоскворецкий районный суд г.Москвы с административным иском к ФСИН России.
Вступившим в законную силу решением Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 23.06.2022г. по административному иску Полонникова А.В. к ФСИН России о признании незаконным бездействия и обязании перевести его в иное исправительное учреждение (2а-585/2022) постановлено: административное исковое заявление Полонникова А.В. удовлетворить частично. Обязать ФСИН России в течение месяца с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Полонникова А.В. о переводе в исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников, проживающих в Республике Бурятия, о чем сообщить Полонникову А.В. В удовлетворении остальной части требований отказано. Установлено нарушение прав Полонникова А.В., выразившееся в непринятии ФСИН России мер к защите нарушенного права Полонникова А.В. на отбывание наказания в исправительном учреждении родственников, в справке к личному делу которого были указаны сведения об отце и братьях, проживающих в Республике Бурятия.
В августе 2022г. Полонников А.В. переведен для отбытия наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия ( г.Улан-Удэ).
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Согласно п.п.3,4 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденного Приказом Минюста России от 26.01.2018г. N 17 осужденные направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией СИЗО УИС, исправительного учреждения, при котором создано ПФРСИ, извещения о вступлении приговора суда в законную силу. Направление осужденных осуществляется в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали (были зарегистрированы по месту жительства) или были осуждены.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту проживания (регистрации по месту жительства) осужденных или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию со ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные КонституциейРоссийской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на охрану здоровья, материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, в том числе, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (ст. 33Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.06.2008г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", п. 4 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", п. 7 ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ч. 4 ст. 12, ст. 15 УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных исковых заявлений осужденных к лишению свободы, оспаривающих их направление в исправительные учреждения, находящиеся за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, судам следует устанавливать наличие возможности (невозможности) на момент направления таких лиц их размещения в имеющихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации исправительных учреждениях необходимого вида (ч. 2 ст. 73 УИК РФ).
Из материалов дела следует, что 04.08.2021г. ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия поступило распоряжение суда об исполнении приговора и этапированииПолонникова А.В. в исправительное учреждение для отбывания наказания.
12.08.2021г.Полонников А.В. был направлен для отбытия наказания в распоряжение ГУФСИН России по Иркутской области.
Из пояснений представителя ФСИН России следует, что получив 04.08.2021г. распоряжение суда об этапированииПолонникова А.В. для отбытия наказания, в связи с лимитом наполнения в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия оформили заявку на конвоированиеПолонникова А.В. для отбытия наказания в распоряжение ГУФСИН России поИркутской области, руководствовались указаниемФСИН России от 28.07.2021г. № ... ( вх.штамп от 29.07.2021г.), согласно которому разрешено направлять осужденных, которым назначено отбывание наказания в ИК строго режима, ранее отбывавших лишение свободы, до ареста проживавших в Республике Бурятия, в распоряжение ГУФСИН России по Иркутской области.
В связи с введением с июня 2021г. по август 2021г. санитарно-эпидемиологических мероприятий прием и перевод, в том числе осужденных, содержащихся в СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия, был приостановлен. После отмены ограничительных мероприятий перевод возобновлен. В период с 04.08.2021г. по 14.08.2021г. конвоирование осуществлялось 05.08.2021г., 10.08.2021г. и 12.08.2021г.В даты 13.08.2021г. и 14.08.2021г. конвоирование не осуществлялось.
Обсуждая довод представителя административного ответчика ФСИН России о том, что том, что в период с 04.08.2012 (даты поступления извещения суда) до 14.08.2021г. – на датуэтапированияПолонникова А.В. в распоряжение ГУФСИН России по Иркутской области, возможность его направления для отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия отсутствовала, суд пришел к следующему.
Приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2019г. N 63 установлены лимиты наполнения исправительных учреждений УФСИН России по Республике Бурятия, в частности в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия установлено 1257 мест, включая 42 койко-места для оказания стационарной медицинской помощи филиалом ФКУЗ МСЧ № 3 ФСИН России.
Лимит наполнения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия без учета стационара составляет 1215 мест (1257 -42).
Согласно справке врио начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия от 17.11.2023г. № ... Ю.А. Никитина лимит наполнения колонии в период с 04.08.2021г. по 12.08.2021г. составлял 1257чел. Из них 42 чел – республиканская больница, строгий режим – 1215чел. Фактическая общая численность осужденных на 04.08.2023г. составила 1215 чел, строгий режим – 1210чел., фактическая общая численность осужденных на 05.08.2023г. составила - 1212чел., строгий режим – 1207чел., фактическая общая численность осужденных на 06.08.2023г. составила - 1225чел., строгий режим – 1215чел., фактическая общая численность осужденных на 07.08.2023г. составила - 1224чел., строгий режим – 1214чел., фактическая общая численность осужденных на 08.08.2023г. составила - 1224чел., строгий режим – 1214чел., фактическая общая численность осужденных на 09.08.2023г. составила - 1224чел., строгий режим – 1214чел., фактическая общая численность осужденных на 10.08.2023г. составила - 1224чел., строгий режим – 1214чел., фактическая общая численность осужденных на 11.08.2023г. составила - 1225чел., строгий режим – 1215чел., фактическая общая численность осужденных на 12.08.2023г. составила - 1224чел., строгий режим – 1214чел.
Как следует их справкиврио начальника УФСИН России по Республике Бурятия от 17.11.2023г. б/н Чистякова Б.А., прием и перевод, в том числе осужденных из СИЗО-1 в другие исправительные учреждения был приостановлен в июне 2021г. в связи с введенными санитарно-эпидемиологическими профилактическими мерами постановлениями Главного государственного врача-начальника филиала ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России в целях недопущения распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19).
После отмены ограничительных мероприятий перевод осужденных возобновлен в августе 2021г., при отрицательном ПЦР анализе на COVID-19, по согласованию с главным врачом ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России, осуществлялся в хронологическом порядке, с учетом дат поступления распоряжений судов об исполнении приговоров.
Согласно графику движения конвоирование в период с 04.08.2021г. по 14.08.2021г. осуществлялось три раза – 05.08.2021г., 10.08.2021г. и 12.08.2021г.
Из материалов дела следует, что распоряжения судов об исполнении приговоров в отношении осужденных лиц, этапированныхв ФКУ ИК-2 05.08.2021г. и 10.08.2021г., поступили в СИЗО- 1 ранее 04.08.2021г. (даты поступления распоряжения по приговору в отношении Полонникова А.В.),а именно: в период с 15.08.2021г. по 23.07.2021г.
12.08.2021г. в ФКУ ИК-2 этапировано 7 осужденных, в том числе 1 осужденный – возвращен после прохождения лечения от COVID-19, 6 осужденных, в отношении которых распоряжения об исполнении приговоров поступили в СИЗО-1 27.07.2021г.
12.08.2021г. 13 осужденных этапированы в распоряжение ГУФСИН России по Иркутской области, в том числе Полонников А.В., распоряжения об исполнении приговоров в отношении которых поступили в СИЗО-1 в период с 02.08.2021г. по 06.08.2021г.
13.08.2021г. и 14.08.2021г. этапирование осужденных из СИЗО-1 не осуществлялось.
Проверяя довод административного истца об отсутствии перелимита наполнения в ФКУ ИК-2 по состоянию на 12.08.02021г., с учетом сведений справки врио начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятия от 17.11.2023г. № ... Ю.А. Никитина о фактической общей численности осужденных на 12.08.2023г., которая составила - 1224чел., и по строгому режиму – 1214чел., суд принимает во внимание пояснения представителя ФСИН России и исходит из того, что на одно место из лимита наполнения возвращен осужденный после прохождения курса лечения от COVID-19, ранее содержащийся в ФКУ ИК-2.
Согласно п. 20 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденного Приказом Минюста России от 26.01.2018г. N 17, осужденные, не нуждающиеся в дальнейшем лечении в условиях лечебно-профилактических или лечебных исправительных учреждений, возвращаются в исправительные учреждения, где они ранее отбывали наказание.
Таким образом, лица, отбывающие наказание в ФКУ ИК-2 и направленные на лечение, в том числе в психиатрическую больницу, после окончания курса лечения подлежат возврату в ФКУ ИК-2. Следовательно, такие лица также подлежат учету при определении лимита наполнения колонии.
На основании изложенного, учитывая наполнениеФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Бурятияв период с 04.08.2021 г. по 12.08.2021г. до лимитной емкости, после вступления приговора суда в законную силу, на основании указания ФСИН России28.07.2021г. № ..., в установленные сроки Полонников А.В. был правомерно направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение ГУФСИН России по Иркутской области, где имелись условия для размещения данной категории осужденных.
То обстоятельство, что при лимите наполнения в ФКУ ИК-2 на 12.08.2021г. по строгому режиму содержалось 1214 чел., с учетом возвращения 12.08.2021г. после прохождения лечения одного осужденного, ранее содержащегося в ФКУ ИК-2, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересовадминистративного истца.
Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения дела судом не установлен факт нарушения административным ответчиком ФСИН России прав и свобод административного истца, учитывая, что при принятии решения о его направлении для отбывания наказания в исправительное учреждение ГУФСИН России по Иркутской области административным ответчиком соблюдены требования ст. 73 УИК РФ, судпришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска к ФСИН России о взыскании компенсации,
Оснований для удовлетворения требований к Минфину России в лице УФК России по Республике Бурятия в ходе судебного разбирательства также не установлено, исходя из предмета и основания административного иска Минфин России не является надлежащим административным ответчиком по делу.
Обсуждая доводпредставителя административного ответчика ФСИН России о пропуске предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ срока на обращение за судебной защитой, суд пришел к следующему.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.ч.7,8 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Приведенные законоположения закрепляют обязанность суда при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке гл. 22 КАС РФ выяснять причины такого пропуска. Указанная правовая позиция приведена в п. 42 "Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2020)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 г.
Административное исковое заявление было подано в суд 06.10.2023г., что подтверждается штампом отделения связи на почтовом конверте, и, учитывая, что нарушение прав, как полагает административный истец, имело место в период с 12.08.2021г. по август 2022г., и не носит длящийся характер, трехмесячный срок обращения за судебной защитой, установленный ст. 219 КАС РФ суд признает пропущенным.
Оснований для восстановления указанного срока в ходе судебного разбирательства не установлено, причины пропуска срока, на которые ссылается административный истец, связанные с отсутствием знаний в области права, уважительными признаны быть не могут.
На основании изложенного суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░-░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 21.11.2023░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
.....
.....
.....
.....