Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-271/2024 (2а-2555/2023;) ~ М-2503/2023 от 06.12.2023

Дело № 2а-271/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Елизово Камчатского края 15 января 2024 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

    Председательствующего судьи        Кошелева П.В.,

    при секретаре           Минеевой Н.В.,

    с участием:

        административного истца    Запороцкого Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Запороцкого Николая Александровича к Федеральному казённому учреждению "Исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю" о признании действий (бездействия) незаконными, к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Запороцкий Н.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, в котором просил признать не соответствующими требованиям закона условия содержания в исправительном учреждении и взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей, ссылаясь на следующие обстоятельства.

20 октября 2023 года он подал заявление на имя начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, в заявлении просил предоставить список взысканий за весь период отбывания наказания, с указанием даты наложения взыскания и кратким содержанием нарушения. Данное заявление было зарегистрировано 24 октября 2023 года под номером 353. До момента подачи административного искового заявления в суд (оно поступило в суд 6 декабря 2023 года), ответ на данное обращение так и не был получен. Указанный список взысканий необходим для их обжалования, непредоставление ответа административный истец расценивает как нарушение требований Федерального закона № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Определением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 9 декабря 2023 года административное исковое заявление Запороцкого Н.А. принято к производству суда с возбуждением по нему административного дела № 2а-2555/2023; к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России.

Административный истец Запороцкий Н.А., принимавший участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, административные исковые требования поддержал, пояснил, что справку о поощрениях и взысканиях он получил только 20 декабря 2023 года.

Представитель административных ответчиков в судебное заседание не явился, суд счёл возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административных ответчиков.

В состоявшемся 21 декабря 2023 года судебном заседании представитель административных ответчиков Акиншина Е.А. суду пояснила, что поскольку Запороцкий Н.А. в своём заявлении, поданном в октябре 2023 года, сослался на статью Конституции Российской Федерации и не ссылался на нормы Федерального закона № 59-ФЗ, его заявление не было расценено, как обращение гражданина, поданное в соответствии с указанным законом. В настоящее время справка (список поощрений и взысканий) административному истцу вручена, в связи с чем основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

Изучив административный иск, выслушав административного истца, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УИК РФ) исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

Согласно части 1 статьи 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

В силу части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 82 УИК РФ установлено, что режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 постановления Пленума от 25.12.2018 № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 УИК РФ и пунктами 6.3, 6.4 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 N 110, осуждённые имеют право:

6.3) на обращение по личным вопросам к администрации ИУ и иным лицам, осуществляющим прием по личным вопросам в ИУ;

6.4) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе с использованием информационных терминалов, предусматривающих систему идентификации пользователя (при их наличии и технической возможности), к администрации ИУ или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В силу ч. 6 ст. 15 УИК РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон №59-ФЗ) данный закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются и устанавливается.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ установлено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно п.2 ст.8 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу

Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1).

Пунктом 143 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений установлено, что каждый осужденный к лишению свободы вправе обращаться, …с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к администрации ИУ.

Пунктом 148 тех же Правил установлено, что регистрация предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, изложенных письменно и адресованных администрации ИУ, осуществляется службой делопроизводства ИУ в течение трех дней со дня их подачи, заявитель под расписку ознакамливается с этим, после чего они докладываются начальнику ИУ или лицу, его замещающему, который осуществляет их рассмотрение.

Ответы на устные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, поступившие на личном приеме, администрацией ИУ и руководителями органов УИС в случае, если изложенные в них факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, могут быть даны устно в ходе личного приема, о чем делается запись в журнале приема по личным вопросам. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в предложении, заявлении, ходатайстве или жалобе вопросов (п. 153 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).

В судебном заседании установлено, что Запороцкий Н.А. отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, являющимся юридическим лицом, учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы и находящимся в ведении ФСИН России, которое согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.

В настоящее время Запороцкий Н.А. отбывает наказание в строгих условиях содержания.

Как следует из объяснений сторон и подтверждается материалами дела, 20 октября 2023 года Запороцкий Н.А. подал начальнику ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю письменное заявление, в котором просил предоставить список поощрений и взысканий за весь период отбывания наказания с датой наложения взыскания и краткой формулировкой нарушения. При рассмотрении его заявления Запороцкий Н.А. просил учесть положения ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации (л.д. 20).

Данное заявление в установленном порядке было зарегистрировано под номером 353, о чём свидетельствует отметка на заявлении.

Данное заявление в силу выше указанных положений Федерального закона № 59-ФЗ подлежало рассмотрению в течение 30 дней с направлением заявителю ответа в этот же срок.

Как следует из отметки, проставленной Запороцким Н.А., испрашиваемый им список поощрений и взысканий он получил 20 декабря 2023 года.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация исправительного учреждения нарушила права лица, отбывающего наказание.

При этом ссылка представителя административных ответчиков на справку, в которой указано, что в период с 20 октября 2023 года по 1 ноября 2023 года Запороцкий Н.А. обращений и заявлении в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ не подавал, а также пояснения представителя административных ответчиков об этом суд находит несостоятельными.

Факт подачи обращения подтверждён наличием письменного заявления, зарегистрированного в установленном порядке. При этом отсутствие в заявлении ссылки на Федеральный закон № 59-ФЗ и наличие ссылки на ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации не влияет на обязанность администрации исправительного учреждения рассматривать заявление в соответствии с вышеуказанным федеральным законом.

С учётом этого суд признаёт административные исковые требования Запороцкого Н.А. о признании условий содержания в исправительном учреждении не соответствующими закону обоснованными и удовлетворяет их.

В силу статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 КАС РФ, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 227.1 КАС РФ (часть 3 статьи 227.1 КАС РФ).

Согласно части 4 статьи 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Главным распорядителем бюджетных средств федерального бюджета в данном случае является Федеральная служба исполнения наказаний.

    Исходя из характера, продолжительности и фактических обстоятельств, допущенных исправительным учреждением нарушений, с учетом требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о том, что компенсацию необходимо определить в размере 2000 рублей.

Поскольку судом установлено, что в настоящее время допущенное нарушение прав административного истца устранено (справка о взысканиях и поощрениях вручена), суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований о возложении на административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю обязанности предоставить административному истцу список поощрений и взысканий.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;

Поскольку судом установлено, что в настоящее время допущенное нарушение прав административного истца устранено, суд не усматривает оснований для возложения на административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю обязанности сообщить суду об устранении нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 227.1 КАС РФ решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно части 8 той же статьи копии решения суда в трехдневный срок со дня принятия решения в окончательной форме направляются административному истцу, административному ответчику, в орган, на который в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации, а также иным заинтересованным лицам.

Таким образом, копия решения суда вместе с исполнителем листом на взыскание компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит направлению в орган, на который в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации, в трёхдневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-6 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░-6 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

    ░░░░░    ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-271/2024 (2а-2555/2023;) ~ М-2503/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Запороцкий Николай Александрович
Ответчики
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю
Суд
Елизовский районный суд Камчатского края
Судья
Кошелев Павел Витальевич
Дело на сайте суда
elizovsky--kam.sudrf.ru
06.12.2023Регистрация административного искового заявления
06.12.2023Передача материалов судье
09.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
09.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2024Дело оформлено
05.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее