№ 2а-183/2023
25RS0011-01-2022-005307-41
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Спасск-Дальний 22 февраля 2023 года
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Конах С.В.,
при секретаре судебного заседания – Балабанцевой Е.И.,
с участием представителя административного истца и.о. Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> - Апанасенко Т.А.,
представителя административных ответчиков ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес>, ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России – Мезько А.А., действующей на основании доверенности, имеющей высшее юридическое образование,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Спасского районного суда административное дело по административному исковому заявлению и.о. Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес>, ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России о признании незаконным бездействия администрации ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> и возложении обязанности провести ремонт помещения штрафного изолятора участка колонии-поселения учреждения,
У С Т А Н О В И Л :
И.о. Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес>, ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России о признании незаконным бездействия администрации ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> и возложении обязанности провести ремонт помещения штрафного изолятора участка колонии-поселения учреждения.
В обосновании административного искового заявления административный истец с учетом уточненных требований просил: признать незаконными бездействие ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес>, выразившиеся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении, а именно на стенах в камере штрафного изолятора имеете отслоение штукатурных и лакокрасочных слоев, на стенах, потолке и полу грязь, санитарный узел находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, на стенах имеются многочисленные трещины кладки, полагая, что указанными незаконными действиями (бездействием) ответчиков нарушены права административного истца, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц на ненадлежащие условия содержания; признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> по неисполнению требований представления от ДД.ММ.ГГГГ № №/Прдп№; возложить обязанность на ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести ремонт помещения штрафного изолятора участка колонии-поселения учреждения, в том числе устранить дефекты пола и стен, восстановить штукатурный и лакокрасочный слой стен.
Представитель административного истца и.о. Приморского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> Апанасенко Т.А. поддержал уточненные административные исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, настаивал на удовлетворении уточненных заявленных требований.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по <адрес>, ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России, Мезько А.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании административные исковые требования не признала, суду пояснила, что выявленные недостатки носят краткосрочный характер, систематически устраняются силами ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес>. Данные недостатки не оказывают вредного воздействия на осужденных. ДД.ММ.ГГГГ утвержден годовой план капитального и текущего ремонта объектов ГУФСИН России по <адрес>, в который включен объект участок колонии-поселения ФКУ ИК-6, сметная стоимость <данные изъяты>. В настоящее время поступили денежные средства, ремонтные работы будут произведены согласно с действующим законодательством.
Суд, выслушав стороны, изучив представленные материалы дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом, под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии со статьей 99 УИК РФ, осужденным к лишению свободы должны быть обеспечены минимальными нормами материально-бытового обеспечения, которые устанавливаются Правительством РФ.
Согласно ч. 3 ст. 101 УИК РФ, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В судебном заседании установлено, что Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения <адрес> проведена проверка соблюдения ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> требований ст.ст. 99 УИК РФ, а также положений Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ выявлено и подтверждается материалами дела, что камеры штрафного изолятора находятся в не удовлетворительном состоянии, на стенах помещения имеете отслоение штукатурных и лакокрасочных слоев, на стенах, потолке и полу грязь, санитарный узел находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, на стенах имеются многочисленные трещины кладки.
По результатам проверки Приморской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения <адрес> вынесено представление №/Прдп № о нарушений закона, однако никаких мер по обеспечению санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, в том числе по устранении дефектов пола и стен, восстановлению штукатурного и лакокрасочного слоя стен в помещении штрафного изолятора участка колонии-поселения учреждения ФКУ СИЗО-6 административным ответчиком ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> не предпринято.
Доводы административного ответчика о том, что выявленные недостатки носят краткосрочный характер, данные недостатки не оказывают вредного воздействия на осужденных, суд нашел несостоятельными, поскольку условия содержания лиц под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Учитывая положения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также то обстоятельство, что ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса, суд приходит к выводу о том, что обязанность оборудовать камеры штрафного изолятора по стандартам, установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, лежит на ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес>.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия администрации ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> по неисполнению требований представления от ДД.ММ.ГГГГ № №/Прдп№.
Доводы представителя ответчиков о том, что финансирование исправительного учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета, выводы суда в указанной части не опровергают, поскольку соблюдение санитарно-эпидемиологических требований не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности средств, выделяемых на эти цели из бюджета.
Принимая во внимание, что ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> не обеспечил требования санитарно-технического состояния, в целях обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и создания условий содержания, реализуя исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану здоровья, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора заявлены обосновано, и подлежат удовлетворению также в части возложения на ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по <адрес> обязанности проведения ремонта помещения штрафного изолятора участка колонии-поселения учреждения, в том числе устранить дефекты пола и стен, восстановить штукатурный и лакокрасочный слой.
Рассматривая вопрос о периоде времени, который необходимо предоставить административному ответчику ФКУ ИК- 6 ГУФСИН России по <адрес> для проведения вышеприведенных действий, суд исходит, прежде всего, из интересов осужденных, отбывающих наказание, с учетом принципа разумности, порядка и сроков выделения денежных средств из федерального бюджета, сроков заключения государственных контрактов и выполнения работ, отсутствия доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок, считает возможным установить срок - в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку суд находит указанный срок достаточным.
В силу требований ст. 206 ГПК РФ, суд считает возможным определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-6 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № №/░░░░№.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░-6 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░