Дело № 2а-2734/2023
УИД № 13RS0023-01-2023-003902-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саранск 19 декабря 2023 г.
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Малкиной А.К.,
при секретаре судебного заседания Бамбуркиной Д.В.,
с участием в деле:
административного истца Пиксаева Валерия Николаевича,
представителя административных ответчиков Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», Федеральной службы исполнения наказаний Пономаревой Марии Александровны,
заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пиксаева Валерия Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей,
установил:
Пиксаев В.Н. обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия с ноября 2019 г. по март 2023 г., в камерах, площадь помещений которых не соответствовала нормам жилой площади в расчете на одного человека, что не соответствует международным стандартам и может расцениваться как жестокое или унижающие человеческое достоинство обращение, что противоречит ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свободах, ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми никто не должен подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию. На протяжении всего времени были постоянные проблемы с прогулками. Он ни разу не получал ни одного гигиенического набора. В камерах присутствовала антисанитария, мыши, крысы. Дезенфекция в камерах не производилась, вентиляция отсутствовала, освещение было плохое, горячей воды не было. За все это время в такой невыносимой обстановке он был морально и физически подавлен. Указывает, что при решении вопроса о том, какими нормативно-правовыми актами и нормами международного права следует руководствоваться при разбирательстве дела, следует учитывать постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 47 от 25.12.2018. Просил признать незаконным действия (бездействия) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, выразившееся в нарушении условий его содержания и взыскать компенсацию за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей.
В судебном заседании административный истец Пиксаев В.Н. административные исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно подтвердил, что в административном иске допущена описка в указании периода его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, а именно, он содержался в указанном учреждении с 17.12.2019 по 27.02.2020.
В судебное заседание представитель административных ответчиков ФСИН России и ФКУ СИЗО-1УФСИН России по Республике Мордовия Пономарева М.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, приведённым в письменных возражениях. Полагает, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с настоящим исковым заявлением, поскольку после выбытияПиксаева В.Н. из ФКУ СИЗО-1УФСИН России по Республике Мордовия истёк трехмесячный срок, установленный статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В судебное заседание представитель заинтересованного лица УФСИН России по Республике Мордовия не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также просил отказать в удовлетворении заявленных требований, как являющиеся необоснованными и предъявленными с нарушением срока обращения в суд.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).
В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласноч. 1 ст. 227.1КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Частью 3 ст. 55Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осуждённых, охрана их прав, свобод и законных интересов являются задачами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), вчастях 1и2 статьи10которого предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии сУИК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяетФедеральный законот 15 июля 1995года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон №103-ФЗ).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии сКонституциейРоссийской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также толкованиям Конвенции, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Процесс отбывания осужденного к лишению свободы наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативных правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
В соответствии со ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации впунктах 3и13постановления от 25 декабря 2018года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснил, что принудительное содержание лишённых свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишённых свободы лиц.
Обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишённых свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишённых свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).
Как следует из п. 2 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 в изоляторах временного содержания устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральным законом № 103-ФЗ), настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
На основании ст. 17 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб; на личную безопасность в местах содержания под стражей; обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории; на свидания с защитником; на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона; хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов; вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями; получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка; пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми; отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа - при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых; заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой; получать посылки, передачи; на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей; участвовать в гражданско-правовых сделках.
В силу ст. 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Положения аналогичного содержания в отношении подозреваемых и обвиняемых предусмотрены ст. 12.1 УИК РФ.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным гл. 22 КАС РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3 ст. 227.1 КАС РФ).
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Пиксаев В.Н. указал, что условия содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия были ненадлежащими, в частности, истцом указано на несоблюдение нормы жилой площади, проблемы с прогулками, не получение гигиенических наборов, антисанитарию, наличие в камерах мышей и крыс, отсутствие дезинфекции, вентиляции, горячего водоснабжения и плохое освещение.
Как следует из материалов дела 12.11.2019 Пиксаев В.Н. осужден приговором Сердобского городского суда Пензенской области (с учетом апелляционного постановления Пензенского областного суда от 29.01.2020) за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 161, ч. 3 ст. 69 УК РФ на срок 4 года 3 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
В период с 17.12.2019 по 27.02.2020 содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, куда доставлен из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Пензенской области.
27.02.2020 согласно указанию ФСИН России убыл в распоряжение УФСИН России по Владимирской области для дальнейшего отбывания наказания.
Из характеристики, представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия наПиксаева В.Н. следует, что за период содержания последний характеризовался отрицательно, а именно, постоянно, умышленно, намеренно и осознанно допускал нарушение режима содержания и распорядка дня, неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, всего имеет 5 взысканий, поощрений не имеет. На индивидуально-профилактические и воспитательные беседы не реагировал, относился к ним отрицательно, положительных выводов для себя не делал, на путь исправления не встал, допускал аналогичные нарушения режима содержания и распорядка дня. Законные требования сотрудников администрации демонстративно игнорировал. С сокамерниками дружественных отношений не поддерживал.
Статьей 23 Федерального закона № 103 предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, а также бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв. м. с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях N 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и № 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г., предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
Как отмечалось в постановлениях Европейского Суда по правам человека, в частности, в пункте 122 Постановления Европейского суда по правам человека по делу «ФИО1) против Российской Федерации» (жалоба № 37717/05) строгая презумпция нарушения статьи 3 Конвенции прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года) возникает тогда, когда личное пространство, имеющееся в распоряжении задержанного, составляет менее 3 кв. м в учреждениях группового размещения.
Европейский суд по правам человека в своих постановлениях также указывает, что оценка того, имело ли место нарушение требований статьи 3 Конвенции, не может быть сведена к исчислению квадратных метров, которыми располагает заключенный. Данный подход не учитывает тот факт, что практически лишь всеобъемлющий подход к конкретным условиям содержания под стражей может дать точную картину реальной жизни заключенных. Однако если личное пространство, доступное заключенному, не достигает 3 кв. м площади пола в переполненных тюремных камерах, нехватка личного пространства считается столь суровой, что возникает сильная презумпция нарушения требований статьи 3 Конвенции.
Согласно камерной карточке на Пиксаева В.Н. (личное дело № 875), а также справке заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия о нормах санитарной площади от 23.11.2023 следует, что Пиксаев В.Н.содержался в следующих камерах режимного корпуса № 1 ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Мордовия:
с 17.12.2019 по 24.12.2019 в камере № 34 (четырехместная). Санитарная площадь камеры составляет 16,11 квадратных метров. Содержалось 3 человека.
с 24.12.2019 по 01.01.2020 в камере № 17 (пятиместная). Санитарная площадь камеры составляет 23,67 квадратных метров. Содержалось 4 человека.
с 01.01.2020 по 27.02.2020 в камере № 40 (трехместная). Санитарная площадь камеры составляет 15,79 квадратных метра. Содержалось 3 человека.
Соответственно, на административного истца приходилось не менее 4 кв.м. санитарной площади. В единичных случаях - в камере № 40, санитарная площадь которой 15,79 кв.м содержалось 4 человека, что следует из данных журнала санитарной обработки № 1047 «Учета подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия», начатого 25.05.2019 за период с 19.12.2019 по 27.02.2020 (дата вывода на санобработку: 22.01.2020, 29.01.2020, 05.02.2020), следовательно на истца в указанный период приходилось 3,94 кв.м площади личного пространства, что с учетом незначительности отклонения от нормы и кратковременности содержания его в данной камере не свидетельствует о причинении Пиксаеву В.Н. физических и (или) нравственных страданий.
При этом суд учитывает, что приходящаяся на административного истца площадь превышает минимальную площадь, установленную международными нормами, на несоответствие которым указано в административном иске.
Относительно доводов административного истца о постоянных проблемах с ежедневными прогулками, суд считает их необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с разделом 15 «Проведение ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых» «Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно – исполнительной системы», утв. приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 (далее – Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов), в ФКУ СИЗО–1 УФСИН России по Республике Мордовия подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером).
Из справки начальника ФКУ СИЗО–1 УФСИН России по Республике Мордовия № 14/ТО/63/8-10 от 23.11.2023 следует, что согласно данным журналов учета проведения прогулок подозреваемых, обвиняемых и осужденных № 1128, начатого 19.11.2019, оконченного 09.02.2020, № 1173, начатого 10.02.2020, ежедневно Пиксаев В.Н. пользовался прогулкой, продолжительностью не менее часа, преимущественно в светлое время суток. Нарушений данной нормы не допущено.
Оснований не доверять представленным данным у суда не имеется.
Суд также считает недоказанными утверждения административного истца о постоянном недостаточном освещении камер, отсутствии вентиляции.
Так, согласно справке заместителя начальника ФКУ СИЗО–1 УФСИН России по Республике Мордовия от 23.11.2023 следует, что камеры №17, 34, 40 в которых содержался Пиксаев В.Н. в соответствии со ст. 23 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и с п. 42 Раздела 5 «Материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых» Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов оборудованы: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; радиоприемником для вещания общегосударственной программы, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником; напольной чашей (унитазом); нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, вызывной сигнализацией. Вышеуказанное оборудование находилось в исправном состоянии, пригодном для использования.
Камеры ФКУ СИЗО– 1 УФСИН России по Республике Мордовия оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции для циркуляции воздуха в камерных помещениях в необходимом объеме. Также имеется естественная вентиляция, которая осуществляется путем проветривания камер через окна, которые снабжены поворотным механизмом для открывания.
В камерах имеется естественное освещение: окна, размером 113х84 см. с двойным остеклением; искусственное освещение: основное (100 Вт) и дежурное освещение (40 Вт) со светодиодными лампами в плафонах закрытого типа; на окнах имеются 2 отсекающие решетки, не препятствующие проникновению в помещение дневного света.
Фотографии камер № 17, 34, 40 подтверждают наличие в каждой из камер двух окон, а также искусственного освещения, что свидетельствует о надлежащем освещении указанных помещений.
При этом суд учитывает и тот факт, что распорядком дня для подозреваемых, обвиняемых и лиц, заключенных под стражу в ФКУ СИЗО– 1 УФСИН России по Республике Мордовия, утв. приказами № 100-ОС от 11.09.2019 и № 35 от 15.01.2020 (далее – Распорядок дня), предусмотрено проветривание камеры с 06.00 -06.15.
Также отклонены утвержденияПиксаева В.Н.об антисанитарии и отсутствии дезинфекции в камерах, в которых он содержался.
Согласно приложению № 1 «Правила поведения подозреваемых и обвиняемых» к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах, обязаны: соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать одежду и постельные принадлежности в чистоте и порядке, содержать в чистоте камеру; проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности, установленной администрацией учреждения. Дежурный по камере обязан подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки.
Из справки начальника ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Мордовия № 14/ТО/63/8-11 от 23.11.2023, следует, что во исполнение указанных правил, уборка камер (в том числе влажная с применением дезинфицирующих средств) и имеющегося там санитарного узла, ежедневно проводится лицами, содержащимися под стражей в порядке очередности. Для подержания санитарного состояния в камеры выдается уборочный инвентарь (совок, щетка, ведро) и дезинфицирующие средства. Контроль проведения уборки осуществляется также ежедневно сотрудниками ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Мордовия.
Из справки, выданной главным бухгалтером ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Мордовия от 30.11.2023 следует, что на балансе учреждения числится уборочный инвентарь: савок, щетка, ведро, дезинфицирующие средства (Аминоцид, кожный антисептик, Люир Хлор Люкс).
При этом распорядком дня предусмотрена ежедневная уборка камеры (влажная ) с 07.00-08.00, а также санитарная обработка камер.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике ежегодно заключались (заключаются) договора по оказанию дератизационных, дезинсекционных услуг на объектах учреждения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Так, в 2019, 2020 годы между ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике (заказчиком) и ООО СЭС «Дезрум» (исполнителем) заключались государственные контракты №0309100009319000013 от 15.04.2019, № 9 от 22.01.2020 по оказанию дератизационных, дезинсекционных услуг. В соответствии с актами выполненных работ, услуги по указанным государственным контрактам выполнены в полном объеме, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Доказательств неоказания услуг по вышеуказанным контрактам или оказания услуг ненадлежащего качества не представлено.
Материалами дела не подтверждается довод административного истца о том, что камеры находились в антисанитарном состоянии ввиду обитания в ней грызунов, в частности, крыс и мышей.
Соответственно, возможная грязь в камерах вызвана не бездействием должностных лиц административного ответчика, а ненадлежащим выполнением своих обязанностей по уборке содержащимися в камерах лицами, в том числе и самим Пиксаевым В.Н.
Пунктом 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 предусмотрено, что по заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин); средства личной гигиены (для женщин).
Согласно ведомостям на получение мужских гигиенических наборов за декабрь 2019 г. – февраль 2020 г., представленным в материалы дела, следует, что Пиксаеву В.Н. выдавались гигиенические наборы 17.12.2019, 18.01.2020, 21.02.2020, о чем в указанных ведомостях имеются его подписи, в связи с чем, доводы истца в данной части не могут быть признаны обоснованными.
Что касается доводов административного истца об отсутствии горячей воды суд приходит к следующему.
Согласно п. 20.1 Инструкции по проектированию исправительных специализированных учреждений уголовно-исполнительной систем Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года № 130-ДС (далее - Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следу предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Исходя из пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.20 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной систем Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
В соответствии с п. 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов в следственных изоляторах, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Согласно справке заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия от 23.11.2023 горячее водоснабжение в учреждение осуществляется за счет теплообменника, расположенного в здании теплопункта, из которого идет подача горячей воды в режимные корпуса, где расположены камеры, столовую, душевые для помывки осужденных.
Учреждение подключено к центральной системе отопления г. Саранска, через которую подается тепловая энергия в горячей сетевой воде. Тепловую энергию в горячей сетевой воде обеспечивает ПАО «Т Плюс» с которым ежегодно заключались (заключаются) договоры. Отопительная система находилась в исправном состоянии. Температурный режим поддерживался в пределах 20-22 градусов по шкале Цельсия.
Согласно заключенными между ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике (заказчиком) с ПАО «Т Плюс» (исполнителем) государственным контрактам №15/470 от 26.03.2019 (сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2019), № 470/24 от 19.02.2020 (сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020), а также актом выполненных работ, услуги по указанным государственным контрактам выполнены в полном объеме, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
Доказательств неоказания услуг по вышеуказанным договорам или оказания услуг ненадлежащего качества не представлено.
Кроме того, в соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы предусмотрено, что не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
Такая возможность Пиксаеву В.Н. предоставлялась не реже одного раза в неделю продолжительностью не менее 15 минут, что подтверждается справкой начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия» № 14/ТО/63/8-6 от 23.11.2023, а также копией выдержки из журнала санитарной обработки № 1047 «Учета подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия», начатого 25.05.2019 за период с 19.12.2019 по 27.02.2020.
На основании вышеизложенного ни один довод административного истца о ненадлежащих условиях содержания не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. При этом в основу такого вывода суд положил не только пояснения представителя административных ответчиков, но и достаточную, по убеждению суда, совокупность имеющихся в деле доказательств.
Доказательств, подтверждающих более высокий уровень страданий, чем уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, нарушения здоровья и благополучия административного истца (учитывая практические требования режима содержания), при содержании Пиксаева В.Н.в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, не представлено.
При этом, судом установлено, чтоПиксаев В.Н.в период содержания в указанном учреждении с 27.12.2019 по 27.02.2020 не обращался ни с устными, ни с письменными жалобами на ненадлежащие условия его содержания и нарушение его прав, приведенных выше, ни в адрес ответчика, ни с жалобами в вышестоящий орган, в том числе и в надзирающий орган – прокуратуру республики.
В судебном заседании истец подтвердил отсутствие жалоб на условия содержания в период нахождения в следственном изоляторе, не мотивированно ссылаясь на то, что не знал о нарушении своих прав.
Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Между тем по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, не имеется.
Кроме того, административными ответчиками заявлено о применении срока давности в связи с его пропуском при обращении в суд с административным иском.
Разрешая указанное ходатайство, суд приходит к следующему.
Как уже отмечалось выше, имеющими юридическое значение обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении данной категории административных дел, являются обстоятельства, перечисленные в ч. 9 ст.226 КАС РФ, в том числе, соблюдение срока обращения в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
Исходя из разъяснений, приведенных в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018г. № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» следует, что проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 27 июля 2020 г.) лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Согласно разъяснениям правовой позиции, изложенной в абз. 2 п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока. В случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 1, часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180, часть 5 статьи 219 КАС РФ, пункт 3 части 2 статьи 136 АПК РФ).
Исходя из приведенных положений ст. 219 КАС РФ, а также разъяснений по их применению, по требованиямПиксаева В.Н.о признании незаконными действий (бездействия) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия, выразившиеся в нарушении условий содержания, присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе в период сноября 2019 года по март 2023 года (как заявлено в иске), а фактически в период с17.12.2019 по 27.02.2020 (что подтверждается представленными административным ответчиком документами и не оспаривается административным истцом), обязанность администрации ФКУ СИЗО-1 совершить в отношении административного истца определенные действия и обеспечить ему надлежащие условия содержания прекратилась28.02.2020 соответственно. Таким образом, с учетом вышеназванных положений, норм и разъяснений КАС РФ, а также разъяснений по их применению по требованиям Пиксаева В.Н. сохранялось право на судебную защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов ненадлежащими, по его мнению, условиями содержания в течение трех месяцев со дня выбытия из учреждений (до 28.05.2020).
Административный истец в судебном заседании пояснил суду, что с жалобой в Европейский Суд по правам человека на ненадлежащие условия его содержания не обращался.
Вместе с тем административный истец с настоящим административным исковым заявлением обратился в суд лишь06.11.2023 (сдан на почтовое отделение связи), спустя более 3 лет 8 месяцев со дня убытия из учреждения административного ответчика, т.е. со значительным пропуском срока обращения в суд за защитой нарушенного права. При этом довод Пиксаева В.Н. о том, что он освободился из мест лишения свободы, где отбывал наказание по приговору суда только в октябре 2023 года, а поэтому не знал ранее о нарушении своих прав, суд признает несостоятельным и надуманным.
Суд приходит к выводу, что о нарушении условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республики Мордовияи о ненадлежащих, по мнению административного истца, условиях содержания емуне могло не быть достоверно известно в период его содержания в указанном учреждении, поскольку приведенные Пиксаевым В.Н. нарушения, носят явный и очевидный характер и не требуют какого-либо правового обоснования.
Между тем, в административном искепоследний не указал причин, по которым он не имел объективной возможности оспорить неправомерные, по его мнению, действия администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России Республике Мордовия и требовать взыскания компенсации за нарушение условий содержания, в сроки и порядке, установленные ч.ч. 1 и 1.1 ст. 219 КАС РФ.
Обстоятельств, объективно препятствовавших в течение столь длительного времени обратиться в суд с административным иском, административный истец не привел и при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный истец обратился с настоящим административным иском с нарушением срока обращения в суд без уважительной причины, оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд не имеется.
На основании изложенного, применительно к положениям ст. 219 КАС РФ и разъяснениям, содержащимся в вышеприведенных постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в отсутствии доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение суд, на что указывалось стороной административных ответчиков, и заинтересованным лицом, заявленные административным истцом требования о признании ненадлежащими условий отбывания наказания, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, не подлежат удовлетворению, в том числе, и в силу ч. 8 ст.219КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2023 ░.