Дело № 2а-909/2023
УИД 23RS0033-01-2023-001206-89
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пгт Мостовской 05.09.2023
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ткаченко В.Н.,
при секретаре Губиной С.В.,
с участием помощника прокурора Мостовского района Струнова Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мостовского района к администрации Махошевского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности,
установил:
прокурор Мостовского района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит признать бездействие администрации Махошевского сельского поселения по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, противодействии терроризму, незаконным и обязать устранить допущенные нарушения.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в рамках подготовки к пожароопасному периоду прокуратурой района установлено, что на территории Махошевского сельского поселения согласно акту ежегодного инвентаризационного осмотра источников наружного противопожарного водоснабжения от 20.04.2023 часть улиц населенных пунктов не обеспечены противопожарным водоснабжением, подъездные пути с информационными табличками о наличии естественного противопожарного водоема и подъезда к нему отсутствуют, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью, имуществу неопределенного круга лиц.
В частности, на пожарных гидрантах №1, №2, №4, №5, №6, 7 (далее - ПГ), расположенных в ст. Махошевской по ул. Бойцовская, 60, Бойцовская - Советская, Почтовая - Степная, Грушевая, 70, Иваненко, 61, Широкая, 34 отсутствуют крышки люков, на ПГ №7, а также отсутствует указатель пожарного гидранта установленного образца.
Ранее, в апреле 2022 года 5 Пожарно - спасательным отрядом ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю проводилась проверка на территории поселения, в ходе которой обращалось внимание на нарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории поселения, информировалась администрация поселения, однако, до настоящего времени нарушения не устранены.
Таким образом, вышеназванные положения предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Представитель административного истца помощник прокурора Мостовского района Струнов Н.И., заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации Махошевского сельского поселения в суд не явился, о причинах неявки суд не известил, своего отношения к иску не выразил.
Представитель заинтересованного лица - ФГКУ «5 отряд ФПС по Краснодарскому краю» Барановский А.А. заявлением подтвердил факты, изложенные прокурором в административном исковом заявлении, просил рассмотреть дело без его участия.
Изучив материалы дела, учитывая мнение сторон, суд пришел к выводу, что административный иск прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти,, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 3, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 этого же Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69 - ФЗ).
На основании ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 ФЗ от 22.07.2008 № 123 первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно - правового, финансового, материально - технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 ФЗ от 22.07.2008 № 123 установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В силу ст. 68 ФЗ от 22.07.2008 № 123 на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Поселения должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5 000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима (далее - ППР), согласно п. 16 которых на территории поселений обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123.
В соответствии с пунктом 80 ППР органами местного самоуправления поселений для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ.
Приказом МЧС РФ от 30.03.2020 № 225 утвержден «Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее - Свод правил).
Пунктом 5.1 Свода правил предусмотрено, что для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети населенного пункта расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров следует принимать по таблице 1. При этом принятое значение расхода воды на наружное пожаротушение должно быть не менее расхода воды для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети населенного пункта, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала в соответствии с пунктом 5.2 настоящего свода правил. Для населенных пунктов с числом жителей не более 5 тыс. человек расход воды на один пожар допускается принимать 5 л/с.
В соответствии с п. 5.9. Свода правил, если подача воды на наружное пожаротушение предусматривается стационарными установками пожаротушения, дополнительно к расходу воды на установки пожаротушения следует предусматривать расход воды из пожарных гидрантов в размере 25% от принятого в соответствии с пунктом 5.3 настоящего свода правил. При этом суммарный расход воды должен быть не менее расхода для здания, определенного по таблице 3 или 4.
В случаях, когда по условиям технологического процесса возможно использование производственной воды на пожаротушение, следует предусматривать установку гидрантов на сети производственного водопровода дополнительно к гидрантам, установленным на сети противопожарного водопровода, обеспечивающего требуемый расход воды на пожаротушение.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131 - ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с Уставом Махошевского сельского поселения к полномочиям администрации поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Мостовского района в рамках подготовки к пожароопасному периоду установлено, что на территории Махошевского сельского поселения часть улиц населенных пунктов не обеспечены противопожарным водоснабжением, подъездные пути с информационными табличками о наличии естественного противопожарного водоема и подъезда к нему отсутствуют, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью, имуществу
неопределенного круга лиц.
В частности, на пожарных гидрантах №1, №2, №4, №5, №6, 7 (далее - ПГ), расположенных в ст. Махошевской по ул. Бойцовская, 60, Бойцовская - Советская, Почтовая - Степная, Грушевая, 70, Иваненко, 61, Широкая, 34 отсутствуют крышки люков, на ПГ №7, а также отсутствует указатель пожарного гидранта установленного образца.
Таким образом, вышеназванные положения предусматривают возложение на органы местного самоуправления обязанностей по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе и путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения и поддержания их в исправном техническом и пригодном для использования состоянии.
Поддержание на территории поселения наружного противопожарного водоснабжения в исправном состоянии является публично - правовой обязанностью администрации сельского поселения.
Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в Российской Федерации противодействие терроризму основывается на ряде основных принципов, в том числе закрепивших обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина.
При таких обстоятельствах, суд считает административный иск прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и удовлетворяет его.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №1, №2, №4, №5, №6, 7 (░░░░░ - ░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░, 60, ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ - ░░░░░░░, ░░░░░░░░, 70, ░░░░░░░░, 61, ░░░░░░░, 34, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░ №7 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░