Именем Российской Федерации
г. Вилюйск 15 августа 2022 года
Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Даниловой А.М., при помощнике судьи Андреевой У.Н., с участием административного истца Максимова В.Ю., представителя административного ответчика Николаевой В.В., заинтересованного лица Мишанина С.В., его представителя Баевой В.В.,, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Максимова В. Ю. к Участковой избирательной комиссии №152 Муниципального образования «Поселок Кысыл-Сыр» Вилюйского района Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения о регистрации кандидата,
установил:
Максимов В.Ю. обратился в суд с административным иском к административному ответчику об оспаривании решения о регистрации кандидата Мишанина С.В. В обоснование указано, что истец является кандидатом на должность главы МО «Поселок Кысыл-Сыр» Вилюйского района. Решением участковой избирательной комиссии №***** от ДД.ММ.ГГГГ кандидатом зарегистрирован Мишанин С.В. в порядке самовыдвижения. Считает, что решение является незаконным, не соответствующим требованиям Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указывает на недостаточное количество действительных и достоверных подписей, необходимых для регистрации кандидата, сбор подписей на рабочих местах, а также указание лицом, осуществляющим сбор подписей, сведений о себе, не соответствующих действительности. Считает, что подписи некоторых избирателей являются недействительными, а оставшихся подписей недостаточно для регистрации кандидата. Регистрация Мишанина С.В. при допущенных нарушениях создает ему преимущественные условия для участия в избирательной кампании и приводит к ущемлению прав иных кандидатов. Просит признать незаконным решение участковой избирательной комиссии №152 МО «Поселок Кысыл-Сыр» Вилюйского района №***** от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата Мишанина С.В.
В судебном заседании административный истец Максимов В.Ю. исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил, что выдвижение кандидатов должно проводиться при строгом соблюдении законодательства. Сведения, изложенные в административном иске ему стали известны в ходе общения с избирателями. Выдвижение кандидата Мишанина С.В. нарушает равные условия кандидатов, и его в том числе.
Представитель административного ответчика Николаева В.В. с иском не согласилась. Суду пояснила, что нарушений при регистрации кандидата не допущено. Доводы административного истца являются необоснованными. Представленные подписные листы были проверены комиссией в соответствии с требованиями законодательства. Некоторые избиратели, указанные истцом как работники ПАО «ЯТЭК», там не работают. Каким образом персональные данные избирателей попали административному истцу, непонятно.
Заинтересованное лицо Мишанин С.В. с иском не согласился.
Представитель заинтересованного лица Баева В.В. просила отказать в удовлетворении административного иска ввиду необоснованности. Суду пояснила, что возможность сокращения дат прямо предусмотрено законом. Избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства, имеют право участвовать в выборах, это предусмотрено законом. Сбор подписей на рабочих местах не осуществлялся. Лицо, собирающее подписи, ездила к избирателям по домам. Комиссия, проверив документы Мишанина С.В., нарушений не выявила, в связи с чем зарегистрировала его кандидатом.
Заместитель прокурора <*****> Республики Саха (Якутия) Готовцев А.Г. по итогам рассмотрения дела пришел к заключению, что административное исковое заявление является незаконным, необоснованным. Доводы административного истца ничем не подтверждаются, основаны на его предположениях. Нарушений избирательной комиссии при регистрации кандидата Мишанина С.В. не допущено.
Суд, заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч.11 ст.239 КАС РФ кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, может обратиться в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ).
В силу ст.34 Федерального закона №67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, составляет 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ч.1 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, перечень которых приведен в законе, а также иных предусмотренных законом документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата (ч.1.1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ).
Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях предусмотрена законом (ч.3 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ).
Судом установлено, что по решению Поселкового Совета депутатов МО «Поселок Кысыл-Сыр» Вилюйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ №***** назначены выборы главы МО «Поселок Кысыл-Сыр» Вилюйского района, которые состоятся ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец Максимов В.Ю. является кандидатом на должность главы МО «Поселок Кысыл-Сыр» Вилюйского района Республики Саха (Якутия), что подтверждается решением председателя избирательной комиссии Николаевой В.В. №***** от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленных по запросу суда материалов Центральной участковой избирательной комиссии №***** следует, что ДД.ММ.ГГГГ Мишанин С.В. обратился к ним с заявлением в порядке самовыдвижения, представил документы: паспорт гражданина Российской Федерации, диплом о высшем образовании, справку с места работы, иные документы, в том числе прошитые и пронумерованные подписные листы с подписями избирателей.
Как следует из подписных листов, в поддержку кандидата Мишанина С.В. осуществлен сбор подписей 14 избирателей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по окончании проверки подписных листов, на основании ч.7 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, уполномоченным членом комиссии Шубиной Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ составлен итоговый протокол, в котором указано количество заявленных подписей - 14, количество представленных подписей - 14, количество проверенных подписей избирателей - 14. Количество подписей, признанных недостоверными (недействительными) - 0.
Согласно ведомости проверки подписных листов №*****, недостоверных и недействительных подписей не установлено.
При проведении проверки подписных листов присутствовало доверенное лицо кандидата Баева В.В. Копия итогового протокола кандидатом получена.
Решением председателя избирательной комиссии Николаевой В.В. №***** от ДД.ММ.ГГГГ Мишанин С.В. зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы МО «Поселок Кысыл-Сыр» Вилюйского района Республики Саха (Якутия).
Оспаривая решение участковой избирательной комиссии о регистрации кандидата Мишанина С.В. административный истец указывает, что сбор осуществлен вне периода сбора подписей. Так, не менее 4-х избирателей проставили год сбора подписей «22» вместо «2022». Избиратели Лешок В.В., Лешок Ю.С. указали адреса места жительства, не соответствующие адресам регистрации, при этом Лешок Ю.С. регистрации по месту жительства не имеет. Сбор подписей избирателей Мокина Н.И., Мокиной А.И., Лешок В.В., Секретовой Л.С., Лялина Ю.Н., Грицык И.С., Полыбенко С.В., Ходюковой О.Б., Лешок Ю.С. и самого Мишанина С.В. осуществлен на рабочих местах в ПАО «ЯТЭК» поскольку датой подписей указано ДД.ММ.ГГГГ, являющийся рабочим днем. Сбор подписей осуществляла Лешок Ю.С., которая указала адрес места жительства, хотя снята с регистрационного учета и на территории поселка не зарегистрирована.
Между тем, указанные доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Так, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ кандидат Мишанин С.В. уведомил избирательную комиссию о самовыдвижении, ДД.ММ.ГГГГ представил в комиссию подписные листы, согласно которым сбор подписей осуществлен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период сбора подписей.
В силу ч.5 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ имеющиеся в подписных листах сокращения слов и дат, не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, в случае, если такие сокращения не препятствуют однозначному восприятию указанных сведений.
В данном случае сокращение текущей даты - 22 год вместо 2022 года - не вызывает сомнения, что подписи собраны ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы административного истца о том, что избиратели Лешок В.В., Лешок Ю.С. указали адреса места жительства, не соответствующие адресам регистрации, при этом Лешок Ю.С. не имеет регистрации по месту жительства, суд находит несостоятельными.
Установленная форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку кандидата содержит в себе сведения об адресе места жительства избирателя.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что каждый имеет право выбирать место пребывания и жительства.
В силу п.1 ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом законодатель позволяет реализовать гражданам Российской Федерации конституционное право на участие в выборах, в том числе формированием сведений об избирателях, не имеющих регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, но фактически проживающих по месту нахождения участковой избирательной комиссии.
Согласно подписным листам, местом жительства Лешок Ю.С. указан адрес: <*****>, местом жительства Лешок В.В, указан адрес: <*****>, т.е. данные граждане фактически проживают на территории избирательной комиссии №*****.
Из представленных суду адресных справок по сведениям МП ОМВД России по <*****> следует, что Лешок Ю.С. ранее имела регистрацию по месту жительства в <*****>, Лешок В.В. зарегистрирован на территории <*****>.
Установленные обстоятельства не являются основанием для признания их подписей недействительными или недостоверными.
По указанным обстоятельствам суд также не может согласиться с доводами административного истца о том, что Лешок Ю.С., которая осуществляла сбор подписей избирателей, указала сведения о себе, которые не соответствуют действительности.
В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений возложена на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Административный истец по такой категории дел не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений, но обязан подтверждать факты, на которые он ссылается как на основание своих требований.
Административный истец, указывая, что сбор подписей в поддержку кандидата Мишанина С.В. происходил на рабочих местах, в нарушение ст.62 КАС РФ доказательств тому не представил.
Из представленных суду заявлений Лешок Ю.С., Полыбенко С.В., Лешок В.В., Мокиной А.И., Мокина Н.И., Лялина Ю.Н., Ходюковой О.Б., Секретовой Л.С., а также показаний заинтересованного лица Мишанина С.В. следует, что подписи собраны во вне рабочее время.
Обстоятельств, объективно указывающих на то, что подписи собраны на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, либо, что подписи собраны с использованием преимуществ должностного положения Мишанина С.В., с принуждением избирателей или их вознаграждением судом не установлено.
Таким образом, предусмотренных ч.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ оснований для признания подписей избирателей недействительными или недостоверными, судом не установлено. Нарушений порядка сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата Мишанина С.В., регистрации кандидата после соответствующей проверки членами избирательной комиссии не выявлено.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, учитывая, что доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, при этом сведений о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №152 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░-░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.