Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-68/2021 (3а-330/2020;) ~ М-247/2020 от 22.12.2020

Дело № 3а- 68- 2021 г. УИД 21ОS0000- 01- 2020- 000258- 53

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 мая 2021 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Нестеровой Л. В.,

при секретаре Филиппове К. С.,

с участием представителя административных ответчиков Кабинета Министров Чувашской Республики, Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики- Марковой Е. В.,

представителя административного ответчика бюджетного учреждения Чувашской Республики « Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики- Артемьевой А. В.,

представителя заинтересованного лица администрации города Чебоксары Чувашской Республики- Ахрамеева А. А.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью « СУОР» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, бюджетному учреждению Чувашской Республики « Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости земельного участка и

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью « СУОР» ( далее также- Общество) обратилось в суд с административным иском к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ( далее также- Министерство), бюджетному учреждению Чувашской Республики « Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ( далее- Учреждение), в котором просило установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером ..., площадью ... кв. метра +/ - 48 кв. метра, расположенного по адресу: ..., в размере 7168787 рублей.

Требование мотивировало тем, что спорный земельный участок принадлежит ему ( Обществу) на праве собственности, однако его кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2019 года в размере 25493160 рублей 96 коп., не соответствует рыночной стоимости участка, установленной оценщиком.

Между тем в случае определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной.

Поскольку рыночная стоимость спорного земельного участка значительно меньше его кадастровой стоимости, то результаты определения кадастровой стоимости напрямую затрагивают его ( административного истца) права и обязанности, т. к. влияют на исчисление земельного налога.

В судебном заседании представитель Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства- Маркова Е. В. представитель Учреждения- Артемьева А. В., представитель заинтересованного лица администрации города Чебоксары Чувашской Республики ( далее также- Администрация)- Ахрамеев А. А. требования не признали, ссылаясь на то, что кадастровая оценка спорного земельного участка проведена в соответствии с положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем для ее пересмотра оснований не имеется. При этом заключение эксперта, составленное по результатам проведения судебной строительно- технической экспертизы, они ( указанные представители) не оспаривают.

Представитель Общества, представитель заинтересованного лица- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, включая письменные объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, признав возможным рассмотрение дела при данной явке, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из ч. 1- 3 ст. Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237- ФЗ « О государственной кадастровой оценке» ( далее- Федеральный закон № 237- ФЗ) к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года переходный период применения Федерального закона № 237- ФЗ ( далее- переходный период), вступившего в силу с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237- ФЗ или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135- ФЗ " Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.

Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом № 237- ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В Чувашской Республике такое решение принято постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 № 512, из п. 1 которого следует, что проведение государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом " О государственной кадастровой оценке" на территории Чувашской Республики осуществляется с 1 января 2017 года.

Вместе с тем Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269- ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( далее также- Федеральный закон № 269- ФЗ) в Федеральный закон № 237- ФЗ внесены соответствующие изменения.

Из них усматривается, что ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ утрачивает силу с 1 января 2023 года ( ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 269- ФЗ), а в соответствии с ч. 1 ст. ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ ( введенной в действие Федеральным законом № 269- ФЗ) кадастровая стоимость, в том числе земельного участка, в размере его рыночной стоимости по заявлению заинтересованных лиц, включая юридических, может быть установлена бюджетным учреждением, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности ( за исключением случаев, установленных ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ).

В связи с этими изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный закон № 237- ФЗ, до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. 22, 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:

1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости ( далее- решение);

2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении ( в случае отсутствия принятого решения- до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ не применяются;

3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ, а также не осуществляется рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24. 18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135- ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ ( п. 1, подп. « а» п. 2, подп. « а- в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269- ФЗ).

Соответственно, по смыслу ч. 1 ст. 245,п. 2 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее- КАС РФ), п. 5 ст. 65, п. 1- 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее- ЗК РФ), п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 3, ч. 1, 3, 4, 7 ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ под кадастровой стоимостью объекта недвижимости понимается результат оценки объекта недвижимости, полученный на определенную дату, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Федеральным законом № 237- ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В частности для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель.

Но установление в отношении такого объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, в том числе юридическими лицами, если эти результаты затрагивают их права или обязанности, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости обязательным не является.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст. 22. 1 Федерального закона № 237- ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.

Как видно из настоящего дела, земельный участок ( категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для сельскохозяйственного производства) площадью ...+/ - 48 кв. метров с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., по поводу кадастровой стоимости которого возник спор, принадлежит Обществу на праве собственности с 3 мая 2017 года.

Согласно распоряжению Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 26 февраля 2018 года № 130- р, принятому исходя из положений ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 237- ФЗ, в 2019 году на территории Чувашской Республики с применением норм, содержащихся в Федеральном законе № 237- ФЗ, Методических указаниях о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226, проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов.

При этом полномочиями по определению кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 наделено Учреждение, в то время имевшее наименование бюджетное учреждение « Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2019 года № 485, вступающим в силу с 1 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики, в том числе утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., по состоянию на 1 января 2019 года составляющая 25493160 рублей 96 коп.

Сведения об этой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 января 2020 года, а с вышеуказанным административным исковым заявлением Общество обратилось в суд 21 декабря 2020 года.

В соответствии с п. 2 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 388, п. 1, 2 ст. 389, п. 1 ст. 390, п. 1, 1. 1, 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее- НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются, в том числе организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, в том числе на праве собственности, если иное не установлено п. 1 ст. 388 НК РФ.

Налоговая база указанного налога определяется в отношении каждого земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 391 НК РФ. При этом налогоплательщики- организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им, в том числе на праве собственности.

По общему правилу изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим данные правоотношения.

Вместе с тем в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости, в том числе по решению суда, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Таким образом, из данных норм следует, что кадастровая стоимость земельного участка, являющегося объектом налогообложения, принадлежащего организации на праве собственности, применяется при расчете земельного налога, уплачиваемого указанным юридическим лицом.

Соответственно, результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка напрямую затрагивают права и обязанности Общества, являющегося собственником земельного участка с кадастровым номером ..., равно как и налогоплательщиком земельного налога, исчисленного из его кадастровой стоимости.

В подтверждение того, что рыночная стоимость указанного земельного участка меньше его кадастровой, административный истец представил отчет № О- 0680/ 2020 от 21 сентября 2020 года, изготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью « ...», из которого следует, что стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2019 года составляет 7168787 рублей.

Поскольку между лицами, участвующими в деле, возникли разногласия по поводу возможности принятия указанного отчета в качестве надлежащего доказательства и определения исходя из сведений, содержащихся в нем, рыночной стоимости упомянутого земельного участка, то по ходатайству представителя Администрации по настоящему делу назначена судебная строительно- техническая экспертиза на предмет определения его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года.

Из заключения № 072Ш/ 04- 21 от 5 апреля 2021 года, изготовленного экспертом общества с ограниченной ответственностью « ...» по результатам ее проведения, следует, что по результатам проведенного анализа рынка объекта экспертизы, сопоставления объекта исследования с результатами предложений подобных объектов на рынке недвижимости, проведения необходимых расчетов с использованием в рамках сравнительного подхода метода сравнимых продаж эксперт пришел к выводу, что по состоянию на 1 января 2019 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет 11042700 рублей.

Данный эксперт прошел профессиональную переподготовку, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, в том числе по специальности « Оценка недвижимости», стаж работы в этой области 9 лет.

При этом эксперт об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения предупрежден; лицам, участвующим в деле, возможность выбора экспертного учреждения или конкретного эксперта, представления вопросов, подлежащих разрешению при проведении экспертизы, заявления отвода эксперту, ознакомления с определением о назначении экспертизы и заключением эксперта предоставлена. Само заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате этого выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Оценив заключение № 072Ш/ 04- 21 от 5 апреля 2021 года в совокупности с другими доказательствами, в том числе с объяснениями лиц, участвующих в деле, которые выводы, изложенные в нем, не оспаривают,в соответствии с правилами их оценки, предусмотренными ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости составляет 11042700 рублей.

При изложенных обстоятельствах заявление Общества об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка суд удовлетворяет и принимает решение об определении его кадастровой стоимости в размере рыночной, т. е. в размере 11042700 рублей.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 269- ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ, применяются с 1 января года, в котором, в том числе в суд, подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом данные сведения применяются до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики земельного участка будут изменены до указанного момента,- до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.

Поскольку с исковым заявлением об определении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости Общество обратилось в суд 21 декабря 2020 года, то сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., установленные по настоящему делу, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 года до момента вступления в силу результатов очередной кадастровой оценки, либо, если характеристики участка будут изменены до указанного момента,- до даты внесения соответствующих измененных характеристик в Единый государственный реестр недвижимости.

Руководствуясь ст. 175- 180, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ... ░░░░░░░░ ...+/ - 48 ░░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ░ ░░░░░░░ 11042700 ░░░░░░ ( ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░).

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ « ░░░░» ░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░ 2021 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-68/2021 (3а-330/2020;) ~ М-247/2020

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Суор"
Ответчики
Министерство экономического развития и имущественных отношений ЧР
Кабинет Министров ЧР
БУ Чуваштехинвентаризация" ЧР
Другие
Администрация г. Чебоксары
Карымов П.А.
Управление Росреестра ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Нестерова Л.В.
Дело на сайте суда
vs--chv.sudrf.ru
22.12.2020Регистрация административного искового заявления
22.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2021Судебное заседание
20.05.2021Производство по делу возобновлено
20.05.2021Судебное заседание
03.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2021Дело оформлено
07.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее