2а-2809/2021
УИД: 43RS0001-01-2021-004820-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Киров 27 мая 2021 года
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
судьи Пантюхина А.Н.,
при секретаре Разумовой А.И.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Кирова Шульмина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Кировской области к Жамгуразову А. Б., {Дата изъята} года рождения, об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Кировской области обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Жамгуразова А.Б.
В административном исковом заявлении, на основании п.3 ч.2 ст.3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 № 64-ФЗ, административный истец просит установить административный надзор в отношении Жамгуразова А.Б., отбывающего наказание за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст.208 УК РФ, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания до {Дата изъята}, а также установить административные ограничения: обязать являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания, либо фактического нахождения для регистрации два раза в месяц по установленному графику; запретить выезд за пределы территории Кабардино-Балкарской Республики без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Представитель административного истца ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Кировской области, а также административный ответчик Жамгуразов А.Б. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель прокуроры Ленинского района г.Кирова Шульмин Е.А. полагал административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
На основании п.5 ч.3 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об установлении административного надзора. Рассмотрение и разрешение дела осуществляется по правилам, предусмотренным ст.ст.271, 272 КАС РФ.
Согласно представленным материалам, Жамгуразов А.Б. осужден приговором Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.07.2017 по ч.2 ст.208 УК РФ (в редакции Федерального Закона от 05.05.2014 №130-ФЗ), с учетом постановления Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области, к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с ограничением свободы на 1 год. В соответствии со ст.53 УК РФ в период отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы на Жамгуразова А.Б. возложены следующие ограничения: не уходить из места своего постоянного проживания с 22 часов до 06 часов утра; не выезжать за пределы муниципального образования по месту своего жительства; не изменять место жительства без согласования со специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказание в виде ограничения свободы по месту его жительства, куда Жамгуразову А.Б. являться один раз в месяц для регистрации.
{Дата изъята} Жамгуразов А.Б. освобождается по отбытию срока наказания из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Кировской области, куда был переведен на основании ч.1 ст.77.1 УИК РФ для участия в качестве свидетеля по уголовному делу, после этого намерен проживать по адресу: {Адрес изъят}
В соответствии с п.3 ч.2 ст.3 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 № 64-ФЗ (далее – Закон №64-ФЗ) административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного закрытым перечнем статей УК РФ, в том числе ст.208 УК РФ.
Согласно положениям ст.270 КАС РФ, административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд не только исправительным учреждением - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, но и органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
При этом ч.8 ст.270 КАС РФ предусматривает специальный субъект, срок и порядок для обращения в суд с целью установления административного надзора в отношении лица, которому приговором суда, вместе с основным наказанием в виде лишения свободы, назначено и дополнительное наказание в виде ограничения свободы, а именно - административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы подается органом внутренних дел не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы
Аналогичные положения содержатся и в п.6 ч.1 ст.12 Закона №64-ФЗ, а ч.4 ст.5 этого закона предусматривает, что в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее постановление Пленума ВС РФ №15) также разъяснил, что административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, подается органом внутренних дел по месту жительства или пребывания этого лица (ч.8 ст.270 КАС РФ, ст.53 УК РФ).
Таким образом, действующим законодательством, регулирующим порядок установления административного надзора, определен специальный субъект обращения с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного наказания назначено ограничение свободы, - орган внутренних дел, и срок обращения с таким заявлением - не позднее чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы.
Указанное законодательное положение обусловлено необходимостью выбора судом вида административных ограничений, подлежащих установлению поднадзорному лицу в момент установления административного надзора, поскольку согласно разъяснений, изложенных в абз.4 п.22 постановления Пленума ВС РФ №15, выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При этом Верховный Суд в указанных разъяснениях подчеркнул, что административные ограничения подлежат установлению с учетом образа жизни поднадзорного лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания, сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности данного лица, графика выполнения им трудовых обязанностей и (или) учебы и других имеющих значение обстоятельств.
С учетом изложенного установление административного надзора лицу в период его нахождения в местах лишения свободы без учета приведенных выше обстоятельств, которые в случае назначения такому лицу дополнительного наказания в виде ограничения свободы подлежат установлению в том числе за период отбытия им указанного дополнительного наказания, противоречит целям и задачам административного надзора.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения дела судом Жамгуразов А.Б. не приступил к отбыванию дополнительного наказания в виде ограничения свободы, отбывает основное наказание в виде лишения свободы, основания для установления в отношении него административного надзора по заявлению администрации ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Кировской области, отсутствуют. С таким заявлением может обратиться орган внутренних дел по месту жительства Жамгуразова А.Б. в порядке, установленном ст.270 КАС РФ.
При указанных обстоятельствах, требования ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Кировской области об установлении в отношении отбывающего лишение свободы Жамгуразова А.Б. административного надзора, содержащиеся в административном исковом заявлении, поступившем в суд 12.05.2021, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного выше, руководствуясь Федеральным законом от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст. 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░., {░░░░ ░░░░░░} ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: