Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-300/2024 ~ М-225/2024 от 01.03.2024

УИД № 27RS0020-01-2024-000356-43

        Административное дело № 2а-300/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2024 года                     г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Киселевой И.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым П.В.,

с участием помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Хабаровского края Симаковой М.Ю., действующей на основании письменного поручения от 11.03.2024 года,

рассмотрев единолично в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Село Тором» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к Администрации сельского поселения «Село Тором» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Тугуро-Чумиканского района в феврале 2023 года был проведен мониторинг интернет-сайтов органов местного самоуправления, в ходе которого выявлены следующие нарушения закона. В соответствии с ч. 1.1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления создают официальные страницы для размещения информации о своей деятельности в сети «Интернет». Информация об официальных страницах с указателями данных страниц в сети «Интернет» размещается на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления. Согласно п.п. «з», п. 1, ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и opганов местного самоуправления», размещаемая указанными органами на официальных сайтах, в зависимости от зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления, должна содержать информацию об официальных страницах органа местного самоуправления (при наличии) с указателями данных страниц в сети «Интернет». Часть 5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации определяет, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики, а лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Распоряжением Правительства РФ от 02.09.2022 № 2523-р ВКонтакте и Одноклассники, в соответствии с вышеуказанными требованиями, определены в качестве информационных систем для создания официальных страниц.

Между тем, как показала проверка, официальный сайт муниципального образования информацию об официальной странице не содержит (например «Мы в Одноклассниках» или «Мы в ВКонтакте»).

Несоблюдение вышеприведенных норм законодательства нарушало право граждан не только на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, но и на обращение в эти органы посредством перехода по тематическим ссылкам социальных сетей.

По данному факту прокурором района главе сельского поселения «Село Тором» Тугуро-Чумиканского муниципального района 28.02.2023 вносилось представление об устранении нарушений закона.

Однако до настоящего времени требования прокурора не исполнены, при том, что у администрации с. Тором в сети интернет в социальной сети Вконтакте есть официальная страница (vk.com/public218186143).

Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о бездействии администрации с. Тором Тугуро-Чумиканского муниципального района, выразившемся в неисполнении обязанности по размещению открытой и доступной информации об официальных страницах в сети «Интернет» на официальном сайте органа местного самоуправления (torom.khabkrai.ru).

В результате бездействия администрации с. Тором муниципального района, выразившегося в не размещении открытой и доступной информации, нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц на открытость и доступность сведений, в том числе о деятельности органа местного самоуправления.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации с. Тором Тугуро-Чумиканского муниципального района, выразившееся в невыполнении, обязанности по размещению открытой и доступной информации об официальных страницах в сети «Интернет» и возложить обязанность на администрацию с. Тором Тугуро-Чумиканского муниципального района разместить на официальном сайте администрации с. Тором (torom.khabkrai.ru) информацию об официальной странице в сети «Интернет» ВКонтакте в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца прокурор Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Хабаровского Симакова М.Ю. в ходе судебного заседания заявленные исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить, по доводам изложенным в иске, также пояснила, что до настоящего времени нарушение не устранено.

Административный истец прокурор Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлял, согласно телефонограммы просил рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика Администрации сельского поселения «Село Тором» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявляли, согласно телефонограммы, полученной от Главы городского поселения Сафронова В.С. просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, с административными исковыми требованиями согласны в полном объеме.

В соответствии со ст. 96 КАС РФ информация о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края - nikolaevsky.hbr.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).

Согласно ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Суд, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного истца и представителя административного ответчика исходит из того, что данные лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, ранее высказывали в письменном виде свою позицию по существу заявленных административных исковых требований, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя, об уважительности причин неявки суд не известили, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявляли, явка представителя обязательной не признавалась, в связи с чем протокольным определением принято решение о возможности рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Огласив административное исковое заявление, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно статье 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Пунктами 1, 5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ) для целей указанного закона используются следующие основные понятия: пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом; официальный сайт - сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого в сети «Интернет» включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона, являются открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации.

Статьей 6 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, предусмотрено, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Частью 2.1 ст. 7 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, предусмотрено, что общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения на официальных сайтах в форме открытых данных.

Согласно ст. 8 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, пользователь информацией имеет право: получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Частью 1 статьи 9 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ предусмотрено, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Согласно статьи 11 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информацией.

Статьей 13 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, предусмотрен перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 13 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ, государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 № 2523-р ВКонтакте и Одноклассники определены в качестве информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, используемых государственными органами, в том числе судами, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, включая управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, организациями, подведомственными государственным органам и органам местного самоуправления, для создания официальных страниц.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Тугуро-Чумиканского района проведен мониторинг официального сайта Администрации сельского поселения «Село Тором» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края, в ходе которого выявлены нарушения закона об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

В ходе проверки Интернет-ресурса установлено, что для пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» находится свободном доступе Интернет-сайт https://torom.khabkrai.ru/ на указанном Интернет-сайте отсутствуют сведения об официальной странице администрации во Вконтакте.

При переходе к результатам поиска установлено, что в нарушение действующего законодательства должностными лицами администрации с. Тором на данном интернет-ресурсе не размещена информация об официальной странице администрации во Вконтакте.

Отсутствие вышеуказанной информации на официальном сайте администрации зафиксировано в составленном по результатам проверки акте от 28.02.2024 и приложенным к нему скриншотах страниц официального сайта, а также проверена судом в ходе рассмотрения дела.

28.02.2024 прокуратурой Тугуро-Чумиканского района главе Администрации сельского поселения «Село Тором» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о доступе к информации.

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, руководствуясь вышеизложенными нормами права, установив, что Администрацией сельского поселения «Село Тором» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края, допущены нарушения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, что влечет нарушение конституционных прав граждан, неопределенного круга лиц на открытость, доступность сведений, в том числе о деятельности органов местного самоуправления, суд приходит к выводу о необходимости признать бездействие административного ответчика незаконным и возложить обязанность на административного ответчика устранить нарушения.

Заявленный прокурором срок для устранения выявленных нарушений суд признает, разумным и достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░» ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░» ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░» ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ (torom.khabkrai.ru) ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                            ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.03.2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-300/2024 ~ М-225/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Тугуро-Чумиканского района
Ответчики
Администрация сельского поселения "СелоТором"Туруго-Чумиканского муниципального района
Другие
Николаевский-на-Амуре городской прокурор
Суд
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края
Судья
Киселева Инна Фёдоровна
Дело на сайте суда
nikolaevsky--hbr.sudrf.ru
01.03.2024Регистрация административного искового заявления
01.03.2024Передача материалов судье
01.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2024Подготовка дела (собеседование)
11.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2024Судебное заседание
14.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее