Дело №а-2013/2023
УИД 61RS0023-01-2023-001414-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2023 года
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шевыревой О.Б.,
при секретаре Важинской В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации <адрес> к Судебному приставу-исполнителю ГУ ФИО1 Николаевичу об оспаривании постановления от 15.02.2023 г. судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 4192/23/61018-ИП от 31.01.2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Администрации г.Шахты Ростовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что 15.02.2023 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Ростовской области Колпаковым В.Н, по итогам рассмотрения материалов исполнительного производства №4192/23/61018-ИП. было вынесено Постановление о взыскании с Администрации г.Шахты исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 рублей.
Вышеуказанное постановление судебного пристава-исполнителя получено нарочно представителем Администрации г.Шахты 13.03.2023, и зарегистрировано в канцелярии 13.03.2023 (вх.№61/1887), что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Администрация города Шахты не согласна с действиями судебного пристава-исполнителя, а также с вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора в силу следующего.
Решением Шахтинского городского суда по делу №2-278/2022, Администрация г.Шахты обязана обеспечить земельный участок по адресу: г.Шахты, пер. Серикова, 3, инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализации), электроснабжения, газоснабжения.
Поэтому считают, что оснований для вынесения 23.11.2020г. постановления о взыскании исполнительского сбора не имелось.
Просит суд признать постановление от 15.02.2023 судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Ростовской области Колпакова В.Н о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №4192/23/61018-ИП от 31.01.2023 - незаконным;
Освободить Администрацию г.Шахты от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №4192/23/61018-ИП от 31.01.2023.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административные ответчики в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив письменные доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.
Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что для признания постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 указанного Закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из содержания ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника - организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Судом установлено, что Решением Шахтинского городского суда, постановлено: Обязать Администрацию г. Шахты Ростовской области в течение девяти месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером: 61:59:0030103:1998, общей площадью 637 кв. м, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Шахты, пер. Серикова,3, инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения.
15.02.2023 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам ГУФССП России по Ростовской области Колпаковым В.Н. по итогам рассмотрения материалов исполнительного производства №4192/23/61018-ИП. было вынесено Постановление о взыскании с Администрации г.Шахты исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 рублей.
Вышеуказанное постановление судебного пристава-исполнителя получено нарочно представителем Администрации г.Шахты 13.03.2023, и зарегистрировано в канцелярии 13.03.2023 (вх.№61/1887), что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Администрация города Шахты не согласна с действиями судебного пристава-исполнителя, а также с вынесенным постановлением о взыскании исполнительского сбора в силу следующего.
Решением Шахтинского городского суда по делу №2-278/2022, Администрация г.Шахты обязана обеспечить земельный участок по адресу: г.Шахты, пер. Серикова, 3, инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализации), электроснабжения, газоснабжения. Документооборот в Администрации г. Шахты осуществляется в электронном виде по системе межведомственного электронного документооборота и делопроизводства «Дело». Направленные в Администрацию г. Шахты письма (информация) от физических и юридических лиц по почте, факсимильной связи, электронной почте, учитываются общим отделом Администрации количественно и передаются для последующей регистрации.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 31.01.2023 получено Администрацией г.Шахты 21.02.2023. и зарегистрировано в канцелярии 21.02.2023 г., что подтверждено штампом входящей корреспонденции.
Постановление от 15.02.2023 о взыскании исполнительского сбора получено нарочно представителем Администрации г.Шахты 13.03.2023, и зарегистрировано в канцелярии 13.03.2023. что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
Решение судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора принято до момента получения Администрацией г.Шахты постановления о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, органу местного самоуправления не был предоставлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". О невозможности исполнить требования в установленный срок и о наличии обстоятельств, сходящихся вне контроля Администрации г.Шахты, судебный пристав-исполнитель был уведомлен, однако вопреки представленной информации принял решение о взыскании с Администрации г.Шахты исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Город Шахты выступает дотационной территорией, существует при финансовой поддержке средств областного и федерального бюджета. В связи с наличием сложной экономической обстановки, дефицит местного бюджета утвержден в предельно допустимом размере, уточниками финансирования выступают кредиты кредитных организаций и нецелевые остатки на 2023 год.
Согласно бюджетному законодательству в целях софинансирования расходных обязательств, шикающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам лестного значения, из областного бюджета бюджетам муниципальных образований могут предоставляться субсидии в соответствии с установленным уровнем софинансирования.
В настоящее время Администрацией г.Шахты принимаются все возможные меры с целью исполнения требований исполнительного документа по вышеуказанному исполнительному производству.
В рамках мероприятий по инфраструктурному обустройству территорий города Шахты, в том числе земельных участков, предусмотренных для предоставления гражданам, имеющим трех более детей, Администрацией г.Шахты выполнены работы по разработке смет и проверке достоверности сметной стоимости проектных и изыскательских работ по строительству инфраструктуры к земельным участкам, предназначенным для жилого строительства семьям имеющим трех и более детей, по 10-ти территориям.
Получены положительные заключения экспертизы проверки достоверности сметной стоимости проектных и изыскательских работ по объектам. В рамках проектно-изыскательских бот предусмотрено проектирование сетями водоснабжения, водоотведения, уличное электроосвещение, проектирование дорог. Стоимость проектно-изыскательских работ составляет 9 099,9 тыс. руб.
В связи с невозможностью исполнить требования во исполнение вступивших в законную силу судебных актов за счет средств местного бюджета, в адрес Губернатора Ростовской области подготовлен проект обращения о рассмотрении возможности выделения в 2023 году средств областного бюджета на проектно-изыскательские работы.
Министерство строительства Ростовской области направило в адрес Администрации Шахты заключение к проекту обращения, в котором на основании Областного закона от. 10.2022 №756-ЗС «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области» полномочия органов местного самоуправления по проектированию. Строительству и реконструкции объектов капитального строительства местного значения (за исключением объектов транспортной инфраструктуры) с 1 января 2023 года переданы Министерству строительства Ростовской области и источником финансового обеспечения указанных полномочий являются средства областного бюджета.
Проект обращения в данной редакции, учитывая изложенное, не был поддержан. В соответствии с п.3 Областного закона от 16.12.2022 №800-ЗС, город Шахты не попал в перечень муниципальных образований, в рамках которых полномочия органов местного самоуправления по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства местного назначения (за исключением объектов транспортной инфраструктуры) с 1 января 2023 года должны быть переданы министерству строительства Ростовской области.
Администрация города Шахты продолжила работу в направлении решения вопроса. Была направлена новая редакция проекта обращения в адрес Губернатора РО.
На инициативу Администрации города Шахты, Министерство строительства РО рекомендовало в целях сокращения нагрузки на областной и местный бюджеты рассмотреть возможность реализации проектов по созданию инженерно-транспортной инфраструктуры поэтапно, путем обращения в профильные министерства области по принадлежности соответствующих инженерных систем.
Администрация г. Шахты повторно направила обращение в адрес Губернатора Ростовской области. 16.01.2023 получена информация от Министерства строительства Ростовской области о том, что согласовать данное обращение не представляется возможным по причине того, что Министерство строительства Ростовской области не осуществляет полномочия по обеспечению земельных участков муниципальной собственности инженерной инфраструктурой. А также, предоставлены следующие рекомендации:
- необходимо определить перечень первоочередных территорий с высокой социальной значимостью и начать проектные работы за счет средств местного бюджета гарантируемых к выделению на софинансирование. После получения положительных заключений экспертизы по определенным администрацией города территориям, и начале строительно-монтажных работ министерство готово поддержать обращение администрации города о выделении средств на проектно- изыскательские работы следующих земельных участков.
По предложению Администрации г. Шахты, в целях снижения нагрузки на областной и местный бюджеты, строительно-монтажные работы возможно выполнить поэтапно с разбивкой по годам, с учетом развития инженерной инфраструктуры выделенных территорий.
Также дальнейшая реализация комплексных проектных решений позволит выполнить благоустройство прилегающих к земельным участкам территорий, в части строительства дорог с асфальтобетонным покрытием с отсутствием риска его нарушения, в том случае если [ строительство инженерных коммуникаций будет производиться поэтапно.
В настоящее время подготавливается новый пакет документов для обращения в адрес Губернатора Ростовской области.
Орган местного самоуправления не бездействует, а принимает все возможные допустимые меры с целью исполнения вступившего в законную силу судебного решения и требований судебного пристава-исполнителя.
Исполнительным документом установлена обязанность Администрации г.Шахты обеспечить земельный участок сетями газоснабжения. Строительство газопроводов на территориях города Шахты, предусмотренных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется филиалом в г. Шахты ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в соответствии с утверждённой программой газификации Ростовской области.
Исполнительным документом установлена обязанность Администрации г.Шахты обеспечить земельный участок сетями электроснабжения. Ресурсоснабжающая организация АО «Донэнерго» осуществляет техническое присоединение к сетям электроснабжения по обращениям собственников участков (территорий).
В связи с не поступлением от МКУ «Департамент ГХ» г. Шахты сведений об исполнении решения суда, судебным приставом-исполнителем Колпаковым В.Н. 15.02.2023 вынесены постановления о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа и взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. в связи с невыполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Учитывая, что требования исполнительного документа должником в срок, предоставленный для добровольного исполнения, не исполнены, а доказательства наличия чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, вследствие которых исполнение требований исполнительного документа было невозможно в материалах дела отсутствуют, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №4192/23/61018-░░ ░░ 31.01.2023.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░ 2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░