Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2024 года
Мотивированное решение составлено 06 марта 2024 года
УИД 32RS0027-01-2023-005011-19
Дело №2а-1057/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2024 года |
город Брянск |
Советский районный суд г.Брянска в составе председательствующего судьи Куприна В.С., при секретаре судебного заседания Петраковой А.Д., с участием административного истца Садикова Г.М., представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Брянской области Щербаковой Е.В., переводчика Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Садикова Гайрата Мавляновича к ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, заместителю начальника УФСИН России по Брянской области Фадееву Евгению Васильевичу, помощнику начальника УФСИН России по Брянской области Коновалову Сергею Сергеевичу, ФКУ «СИЗО-1» ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании действий по непредставлению ответов на языке обращения незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Садиков Г.М. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в период с 2021 года по 01.09.2023 неоднократно подавал обращения на родном языке в адрес ответчика по вопросам, касающимся условий содержания под стражей в Брянской области, так как в 2013, 2014 годах содержался под стражей в СИЗО-1 г.Брянска. УФСИН России по Брянской области направляло ответы на русском языке, в связи с чем, непонятна суть ответов. 28.08.2023 истец направил в адрес ответчика все ответы с просьбой произвести перевод, до настоящего времени ответ не получен. Просил суд признать действия (бездействия) УФСИН России по Брянской области по непредставлению ответов на языке обращения незаконными.
Определением суда от 23.11.2023 к участию в деле в качестве соответчиков лиц привлечены ФСИН России, УФСИН России по Брянской области, заместитель начальника УФСИН России по Брянской области Фадеев Е.В., помощник начальника УФСИН России по Брянской области Коновалов С.С., ФКУ «СИЗО-1» ГУФСИН России по Красноярскому краю.
В судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференцсвязи, в порядке статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец Садиков Г.М. исковые требования поддержал, и пояснил, что не помнит, по каким именно ему даны ответы на его обращения не на языке обращения, так как их было большое количество. Просил удовлетворить административный иск.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Брянской области Щербакова Е.В. исковые требования не признала, и пояснила, что требования Садикова Г.М. о даче ему ответов не на языке обращений были предметами рассмотрения неоднократных административных исков Садикова Г.М., по которым приняты судебные решения. На какие именно обращения ему даны ответы не на языке обращения, административный истец пояснить не может. Просила отказать в удовлетворении административного иска.
В судебное заседание административные ответчик заместитель начальника УФСИН России по Брянской области Фадеев Е.В., помощник начальника УФСИН России по Брянской области Коновалов С.С., представитель ФКУ «СИЗО-1» ГУФСИН России по Красноярскому краю, не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки не известил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если он нарушен без уважительных причин или является пресекательным (части 5, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из административного искового заявления следует, что административный истец оспаривает действия УФСИН России по Брянской области по непредставлению ответов на языке обращения за период с 2021 по 01.09.2023.
Административный иск направлен административным истцом посредством услуг почтовой связи 17.09.2023, который поступил в суд 27.10.2023.
Оспариваемые действия ответчиков, выраженные в непредставлении ответов на языке обращения, не являются длящимся, в связи с чем, суд приходит к выводу о пропуске истцом трехмесячного срока обращения за судебной защитой за периоды с 2021 по 17.06.2023.
Одновременно, разрешая требования Садикова Г.М. о признании действий ответчика незаконными за период с 17.06.2023 по 01.09.2023, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации».
Согласно названному Закону, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Согласно статье 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что в период с 2021 года по 01.09.2023 Садиковым Г.М. в адрес ответчиков поданы обращения на родном языке по вопросам, касающимся условий его содержания под стражей в Брянской области.
В силу части 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.
В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации, статей 1, 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию, в том числе, в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства; в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации; во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений.
В соответствии с пунктом 16 Приказа ФСИН России от 10.08.2011 №463 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы», официальное делопроизводство в учреждениях и органах УИС ведется на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения.
При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания (часть 5 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Также судом установлено, что штатное расписание УФСИН России по Брянской области и подведомственных учреждений не предусматривает должности переводчика с узбекского на русский язык. Денежные средства на оказание услуг по переводу ответов (обращений) с русского на иностранный язык не выделялись.
Учитывая то, что УФСИН России по Брянской области рассмотрело обращение, в установленный срок, уполномоченными лицами даны ответы на государственном языке Российской Федерации, перевод ответов на обращения на узбекский язык должен обеспечиваться учреждением, исполняющим наказание, в котором административный истец содержится, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны административных ответчиков нарушений прав и законных интересов Садикова Г.М. при даче ему ответа на русском языке.
Кроме того, ответы на обращения Садикова Г.М. за период с 17.06.2023 по 01.09.2023 даны учреждением на языке его обращения, в связи с чем, суд приходит к выводу, что административные исковые требования незаконны и не обоснованы, а потому удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ «░░░░-1» ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ |
░.░. ░░░░░░ |