УИД: 61RS0019-01-2024-002858-82
Дело № 2а-2256/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2024 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Соколовой В.О.,
при секретаре Пятницковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации г. Новочеркасска к судебному приставу-исполнителю Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов СОСП по Ростовской области ГМУ ФССП России Лякишевой Юлии Васильевне, Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов СОСП по Ростовской области ГМУ ФССП России, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области заинтересованные лица: Прокуратура г. Новочеркасска, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска, Департамент строительства и городского развития Администрации г. Новочеркасска, о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя, о назначении нового срока,
установил:
Администрация г. Новочеркасска обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя, о назначении нового срока.
В обоснование исковых требований указала, что <дата> судебным приставом Лякишевой Ю.В. вынесено постановление об установлении должнику нового срока для исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству №-ИП от <дата>. Копия постановления получена Администрацией <адрес> <дата>.
Администрация г. Новочеркасска (далее Администрация города) считает, что данное постановление является незаконным, существенно нарушает права Администрации <адрес> и подлежит отмене по следующим основаниям.
Администрацией города в период с 2012 года по настоящее время было поставлено на учет 1082 граждан, имеющих трех и более детей, с целью получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства бесплатно.
Администрацией города было предоставлено 639 земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. Предоставленные земельные участки не обеспечены необходимой инфраструктурой. Еще 12 граждан были сняты с учета в связи с их заявлением.
На сегодняшний день на учете состоит 431 гражданин, имеющий право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В настоящее время, предоставление земельных участков в собственность приостановлено, в связи с отсутствием на территории города Новочеркасска участков, обеспеченных инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
С 1 января 2020 года вступил в силу Областной закон от 2 декабря 2019 года № 243-ЗС «О земельных сертификатах в целях улучшения жилищных условий», устанавливающий меру социальной поддержки граждан по обеспечению жилыми помещениями в виде предоставления земельного сертификата на приобретение (строительство) жилых помещений (далее - земельный сертификат) взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Администрацией города ведется работа по опросу многодетных семей как стоящих на учете граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «Город Новочеркасск», так и уже получивших в собственность земельные участки, не обеспеченные инженерно-транспортной инфраструктурой с целью выяснения мнения многодетных семей относительно замены земельных участков на земельные сертификаты.
Большинство опрошенных граждан согласны получить земельный сертификат на приобретение (строительство) жилых помещений.
В целях предоставления гражданам, стоящим на учете и не получившим в собственность земельный участок возможности воспользоваться мерой социальной поддержки в виде получения земельного сертификата, Администрацией города прорабатывается вопрос о включении муниципального образования «Город Новочеркасск» в перечень муниципальных образований, в которых отсутствуют свободные территории, из которых могут быть сформированы земельные участки для целей индивидуального жилищного строительства.
Также, для достижения целей социальной поддержки многодетных семей, Администрацией города Новочеркасска разработан законопроект по аналогии с Законом Мурманской области от <дата> №-ЗМО.
Данным законопроектом предлагается внести изменения в действующее законодательство Ростовской области в части, касающейся установления возможности для многодетных семей, имеющих трех и более детей, ранее получивших в собственность земельный участок, в случае отказа от своего права на земельный участок в соответствии со ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации, получить иную меру социальной поддержки в виде земельного сертификата на приобретение (строительство) жилых помещений.
Разработанный законопроект позволит гражданам, имеющим трех и более детей реализовать свое право на получение иной меры социальной поддержки в виде земельного сертификата взамен земельного участка, который был предоставлен им ранее и не используется по назначению в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.
Указанный законопроект направлялся в Законодательное Собрание Ростовской области для рассмотрения, однако был возвращен на доработку.
Администрацией города 22.09.2023 были направлены письма депутатам Законодательного Собрания Ростовской области от города Новочеркасска Теплинской Е.Е., Горцевскому А.А., Гуркину Б.Е., Андреевой А.С. (исх. от 22.09.2023 №№ 57/841, 57/842, 57/843, 57/844) с просьбой оказания содействия в рассмотрении проекта Областного закона «О внесении изменений в статью 2 Областного закона «О земельных сертификатах в целях улучшения жилищных условий» и его принятии.
02.11.2023 (исх. № 57/964) в Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области было направлено ходатайство о включении муниципального образования «Город Новочеркасск» в перечень муниципальных образований, в границах которых отсутствуют свободные территории, из которых могут быть сформированы земельные участки для целей индивидуального жилищного строительства.
17.11.2023 указанное ходатайство было рассмотрено на заседании комиссии по проведению оценки соответствия муниципальных образований критериям определения отсутствия свободных территорий, из которых могут быть сформированы земельные участки для целей индивидуального жилищного строительства и принято решение о включении муниципального образования «Город Новочеркасск» в указанный перечень.
28.11.2023 (исх. 57/1024) было направлено в Законодательное собрание РО письмо о рассмотрении вопроса о внесении изменений в статью 2 Областного закона «О земельных сертификатах в целях улучшения жилищных условий», а именно:
1. Часть 1 дополнить абзацем 2 следующего содержания:
«Право на получение земельного сертификата на приобретение (строительство) жилых помещений имеют граждане, получившие земельный участок в соответствии с пунктом 1 статьи 8.2 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» и отказавшиеся от права собственности на него в соответствии со статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации, подавшие заявление о предоставлении земельного сертификата и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства в уполномоченных органах муниципальных образований, в границах которых отсутствуют свободные территории, из которых могут быть сформированы земельные участки для целей индивидуального жилищного строительства.
Право на получение земельного сертификата на приобретение (строительство) жилых помещений может быть реализовано при соблюдении следующего условия:
земельный участок должен быть свободен от прав третьих лиц, в отношении земельного участка не должно быть спора о праве, земельный участок должен быть освобожден от какого-либо имущества, земельный участок не должен быть обеспечен объектами инженерной инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектом планировки территории, в границах которой находится земельный участок, а в случае отсутствия проекта планировки территории – объектами инженерной инфраструктуры, определенными Правительством Ростовской области.».
2. Часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Порядок подачи заявления о выдаче земельного сертификата, перечень прилагаемых к нему документов, срок рассмотрения заявления, форма земельного сертификата, порядок его выдачи, основания для отказа в выдаче земельного сертификата, порядок учета граждан, подавших заявление о предоставлении земельного сертификата устанавливаются Правительством Ростовской области.».
Принятие указанного проекта областного закона позволит гражданам, имеющим трех и более детей реализовать свое право на получение иной меры социальной поддержки в виде земельного сертификата взамен земельного участка, который был предоставлен им ранее и не используется в связи с отсутствием инженерных коммуникаций.
<дата> №.2-602 получен ответ из Законодательного Собрания РО о том, что предлагаемые изменения не соответствуют федеральному законодательству, поскольку:
- федеральное законодательство не предусматривает механизм возврата в государственную собственность ранее предоставленного земельного участка при отказе собственника от своего права,
- федеральное законодательство не устанавливает механизмов, а также не предоставляет право субъектам Российской Федерации на установление механизмов, определяющих порядок и случаи восстановления права многодетной семьи на приобретение земельного участка в собственность бесплатно в случае, если такое право многодетной семьей было реализовано.
<дата> в адрес Департамента строительства и городского развития Администрации города был направлен запрос о мерах, принятых в целях выделения денежных средств на исполнение решения суда. До настоящего времени ответ не получен.
<дата> в адрес заместителя Губернатора РО – министра финансов Федотовой Л.В. направлено обращение о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств из областного бюджета на реализацию шести этапов объекта: «Строительство инфраструктуры перспективной застройки Восточного жилого района г. Новочеркасска» в размере 2,65 миллиарда рублей.
<дата> в Новочеркасский городской суд Ростовской области подано заявление об отсрочке исполнения решения суда.
<дата> определением Новочеркасского городского суда Ростовской области Администрации города Новочеркасска предоставлена отсрочка до <дата>.
Установленный же судебным приставом-исполнителем срок до <дата> не соответствует приведенным нормам, т.е. не соответствует действующему законодательству, следовательно, незаконен и поэтому постановление, которым установлен данный срок, также незаконно и подлежит отмене.
Административный истец просил суд постановление судебного пристава-исполнителя Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов СОСП по Ростовской области ГМУ ФССП России Лякишевой Ю.В. о назначении нового срока исполнения от 07.05.2024 признать незаконным и отменить.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились. О месте, времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь требованиями ст. 150 КАС РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон Об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона Об исполнительном производстве, исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи (ч. 1 ст. 36 Закона Об исполнительном производстве).
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона Об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона Об исполнительном производстве).
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона Об исполнительном производстве, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от <дата> по административному делу №а-292/2019 по исковому заявлению прокурора г. Новочеркасска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Новочеркасска, заинтересованные лица: Департамент строительства и городского развития Администрации г. Новочеркасска, Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Новочеркасска, о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить земельные участки объектами инфраструктуры. удовлетворены.
Суд обязал Администрацию г. Новочеркасска в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить объектами инженерной инфраструктуры (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к земельным участкам) земельные участки, находящиеся в г. Новочеркасске в Восточном жилом районе в кадастровых кварталах №, в мкр. Молодежном в кадастровом квартале №, предоставленные многодетным семьям для целей индивидуального жилищного строительства.
На основании вступившего в законную силу вышеназванного решения суда был выдан исполнительный лист ФС №.
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава НГОСП ГУФССП России по РО Таибова С.У. <дата> возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа серии ФС № в отношении Администрации г. Новочеркасска.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от <дата> судебный пристав-исполнитель установил должнику срок для добровольного исполнения – пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного в личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст. 4 Закона Об исполнительном производстве.
Также должник был предупрежден о том, что, в соответствии со ст. 112 Закона Об исполнительном производстве, в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа и непредставлении доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В связи с неисполнением содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, постановлением судебного пристава-исполнителя Торцевой А.С. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от <дата>, с должника Администрации г. Новочеркасска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Должнику Администрации г. Новочеркасска установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа.
<дата> СПИ Торцевой А.С. вынесено постановление о передаче исполнительного производства №-ИП от <дата> в СОСП по Ростовской области.
<дата> начальником отдела – старшим судебным приставом СОСП по РО Мартыненко А.В. вынесено постановление о принятии исполнительного производства №-ИП от <дата>.
Исполнительному производству присвоен №-ИП от <дата>.
<дата> судебным приставом-исполнителем СОСП по РО Лякишевой Ю.В. вынесено постановление о назначении нового срока до <дата>, которое получено представителем Администрации г. Новочеркасска <дата>.
В силу ч. 1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 121 Закона Об исполнительном производстве, в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (п. 11 ст. 226 КАС РФ).
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действия (бездействие), решения незаконными.
Оценивая представленные административным истцом в обоснование своих требований доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, которые бы свидетельствовали о незаконности действий административного ответчика, совершенных при вынесении <дата> постановления о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа, а также того, что оспариваемым постановлением нарушены права и свободы административного истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Таких доказательств не имеется и в материалах настоящего административного дела, в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
Равно как административным истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих, что на момент вынесения оспариваемого постановления требования исполнительного документа Администрацией г. Новочеркасска исполнены, доказательств невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, наличие непреодолимых, чрезвычайных обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения, либо иных законных оснований для неисполнения требований исполнительного документа.
При этом суд отмечает, что должник осведомлен о возбужденном в отношении него исполнительном производстве, но должник на протяжении длительного времени судебный акт, вступивший в законную силу, не исполняет. Оспариваемое постановление направлено на своевременное исполнение решения суда.
Доводы административного истца о невозможности исполнения решения суда, ввиду необходимости выполнения ряда организационных мероприятий и финансирования, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку соответствующая обязанность возложена на Администрацию г. Новочеркасска вступившим в законную силу решением суда, имеющим обязательный характер и подлежащим исполнению.
Таким образом, принимая во внимание то, что на момент вынесения оспариваемого постановления, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали сведения об исполнении требований исполнительного документа, суд полагает, что постановление судебного пристава-исполнителя Лякишевой Ю.В. от 07.05.2024 о назначении нового срока исполнения исполнительного документа соответствует требованиям Закона Об исполнительном производстве, вынесено судебным приставом-исполнителем в пределах предоставленных ему полномочий, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
В нарушение процессуальной обязанности, предусмотренной ст. 226 КАС РФ, административный истец не представил доказательств в подтверждение своих доводов о нарушении оспариваемым постановлением своих прав и законных интересов, а также не обосновал, какие неблагоприятные последствия наступили вследствие вынесения административным ответчиком постановления о назначении нового срока исполнения исполнительного документа.
При таком положении, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в данном случае необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административного истца, отсутствует, соответственно правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 150, 175 – 180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 21 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░