УИД 22RS0015-01-2022-006185-83
Дело № 2а-634/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 15.03.2023 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Барышникова Е.Н.,
при секретаре Кауль Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воробьев К.В. к Администрации города Новоалтайска Алтайского края, комитету по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска Алтайского края о признании незаконным решения и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Воробьев К.В. обратился в Новоалтайский городской суд Алтайского края с административным исковым заявлением к Администрации города Новоалтайска Алтайского края, в котором (с учетом уточнения от 02.02.2023 года) просит признать незаконным отказ комитета по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска от 09.11.2022 года в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером НОМЕР и возложить на Администрацию города Новоалтайска обязанность заключить с ним договор аренды указанного земельного участка. В качестве основания административного иска Воробьев К.В. указывает на принадлежность ему двух объектов недвижимости (части здания овощехранилища, здания типографии, находящихся по адресам: П. Корчагина, дом 1, помещение 1 и по той же улице, здание ?, корпус 1 в городе Новоалтайске), расположение на испрашиваемом в аренду земельном участке принадлежащих ему инженерных сетей (коммуникаций), ведущих к упомянутым объектам недвижимости. Как следствие, принятие оспариваемого решения в связи с отсутствием зарегистрированных за ним объектов на испрашиваемом в аренду земельном участке противоречит закону, нарушает его исключительные права.
К участию в административном деле привлечены: в качестве административного соответчика - комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска Алтайского края; в качестве заинтересованных лиц – ООО «РТИ-Агро», Ярных Е.С. (являющиеся действующими арендаторами испрашиваемого земельного участка).
В судебном заседании Воробьев К.В. , представитель административного истца Пуганова Л.С. на удовлетворении административного иска настаивали по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель комитета по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска Алтайского края Шуткина В.В., представитель ООО «РТИ-Агро» Антошина Е.А. полагали административный иск не подлежащим удовлетворению.
Иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.
Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотрение административного дела при данной явке.
Выслушав Воробьев К.В. , Пуганова Л.С., Шуткину В.В., Антошину Е.А., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, по общему правилу, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Оспариваемое решение принято 09.11.2022 года. Административное исковое заявление подано в суд 27.12.2022 года, т.е. в пределах установленного законом срока.
Как следует из материалов административного дела и установлено в судебном заседании, 17.10.2022 года Воробьев К.В. обратился в комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: Алтайский край, город Новоалтайск, улица П.Корчагина, 1/1. В заявлении акцентировал внимание на принадлежность ему части здания овощехранилища, здания типографии (находящихся по адресам: П. Корчагина, дом 1, помещение 1 и по той же улице, здание ?, корпус 1 в городе Новоалтайске), расположение на испрашиваемом в аренду земельном участке принадлежащих ему инженерных сетей (коммуникаций), ведущих к упомянутым объектам недвижимости. Необходимость использования земельного участка на праве аренды Воробьев К.В. увязал с задачами обслуживания и ремонта принадлежащих ему объектов недвижимости, в связи с чем нужен и доступ к коммуникациям.
Решением комитета по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска от 09.11.2022 года НОМЕР в предоставлении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: Алтайский край, город Новоалтайск, улица П.Корчагина, 1/1, Воробьев К.В. отказано. При этом в основу принятого решения положен пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено общее правило применительно к рассмотрению административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в соответствии с которым суд выясняет, в том числе, следующие позиции:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ (в редакции от 04.11.2022 года) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 1 статьи 5 того же Федерального закона).
Постановлением Администрации города Новоалтайска Алтайского края от 07.04.2017 года НОМЕР (в редакции от 13.05.2022 года) утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов».
В силу пункта 2.2 административного регламента предоставление муниципальной услуги отнесено к компетенции Администрации города Новоалтайска. При этом пунктом 2.4 административного регламента определены форматы результатов предоставления муниципальной услуги. Исходя из сопоставления пунктов 2.2, 2.4 административного регламента, следует, что результатом предоставления муниципальной услуги в виде принятия управленческого решения по существу вопроса является постановление Администрации города Новоалтайска, в том числе, об отказе в предоставлении земельного участка. В случае положительного решения вопроса принимается постановление Администрации города о предоставлении земельного участка, в развитие которого комитет по управлению имуществом подписывает с потребителем муниципальной услуги (контрагентом) и выдает ему, в частности, договор аренды земельного участка.
Таким образом, в рамках спорного правоотношения решение по существу вопроса не имеет форму муниципального правового акта – постановления Администрации города Новоалтайска Алтайского края (данное обстоятельство суд склонен оценивать в качестве формального нарушения), и данное решение принято неуполномоченным должностным лицом (данное нарушение суд рассматривает в качестве существенного нарушения, в результате чего нарушено право потребителя на надлежащее предоставлением муниципальной услуги). В контексте заложенного в административном регламенте алгоритма действий муниципальная услуга как таковая не предоставлена.
Помимо изложенного суд отмечает отсутствие в оспариваемом решении основания к отказу в предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о признании оспариваемого решения незаконным. В качестве способа восстановления нарушенного права суд полагает необходимым возложить на комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска Алтайского края обязанность повторно рассмотреть заявление Воробьев К.В. от 13.10.2022 года по вопросу предоставления земельного участка на праве аренды в установленном порядке в целях обеспечения надлежащего результата предоставления муниципальной услуги.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 09.11.2022 ░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 13.10.2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 17.10.2022 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 458).
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.03.2023 ░░░░