Дело №2а-1611/2024
УИД 24RS0016-01-2023-000906-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Железногорск 1 августа 2024 года
Красноярского края
Железногорский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Лапиной Ю.С.,
при секретаре Зековой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Красноярскому краю к Леонтьевой Елене Валерьевне о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №1 по Красноярскому краю обратилась с административным иском к Леонтьевой Е.В., в котором просила взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 68 рублей, за 2020 год в размере 901 рубль, за 2020 год в размере 27 669 рублей, недоимку по земельному налогу за 2019 год в размере 50 рублей, за 2020 год в размере 660,02 рублей, пени на налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 4,81 рубля, за 2020 год в размере 4,05 рубля, за 2015 год в размере 792,37 рубля, за 2016 год в размере 1 115,41 рублей, за 2017 год в размере 3 598,75 рублей, за 2018 год в размере 2 511,76 рублей, за 2019 год в размере 1 584,85 рубля, за 2020 год в размере 124,51 рубля; пени на земельный налог за 2019 году в размере 3,53 рубля, а всего 39 088,06 рублей.
Впоследствии административным истцом заявленные требования уточнены в проведенными уплатами и Межрайонная ИФНС России №1 по Красноярскому краю просит взыскать с административного ответчика пени на налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 4,81 рубль, за 2020 год в размере 4,05 рублей, за 2015 год в размере 792,37 рубля, за 2016 год в размере 1 115,41 рублей, за 2017 год в размере 3 598,75 рублей, за 2018 год в размере 2 511,76 рублей, за 2019 год в размере 1 584,85 рубля, за 2020 год в размере 124,51 рубля; пени на земельный налог за 2019 году в размере 3,53 рубля, а всего задолженность в размере 9 740,04 рублей.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, в связи с чем ему были начислены данные налоги за 2015-2020 года и в ее адрес были направлены налоговые уведомления №8500133, №57698086, №2805882, №22366737, №10085705. В установленный срок административный ответчик не исполнил свою обязанность по уплате налогов и ей были выставлены требования №12033, №47524, №51163. В связи с неисполнением требования в установленный срок, мировым судьёй судебного участка №27 в ЗАТО г. Железногорске Красноярского края был вынесен судебный приказ, который был отменен 12.01.2023 г., в связи с поступившими возражениями.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №1 по Красноярскому краю ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Леонтьева Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно, об уважительной причине неявки суд не уведомила. Ранее в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указав на то, что собственником недвижимого имущества, за которое произведен расчет налогов, он не являлась и не является, налоговые уведомления и требования об уплате налогов она не получала и ей не было известно об имеющейся у нее задолженности. Кроме того, административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящими требованиями, спорная задолженность ею полностью погашения при исполнении решения суда по данному административному делу, вынесенному в упрощенном порядке. Также просит снизить сумму пени, применив ст. 333 ГК РФ.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца в соответствии со ст. 289 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу положений ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 401 НК РФ объектами налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 390 НК РФ, п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за при наличии установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 данного Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в собственности Леонтьевой Е.В. находилось следующее недвижимое имущество:
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ЖСТ «Сосновый бор», уч. 40 с кадастровым номером № (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время);
- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ЖСТ «Сосновый бор» уч. № с кадастровым номером № (в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время);
- нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровым номером № (с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени);
- квартира, расположенная по адресу: <адрес> кадастровым номером №с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время);
- квартира, расположенная по адресу: <адрес> кадастровым номером № (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выписками с ЕГРН (л.д. 144-153).
Налогоплательщику Леонтьевой Е.В. за 2015-2016 года был начислен налог на жилой дом по адресу: <адрес> за 2016 года был начислен налог за квартиру по адресу: <адрес>, о чем административному ответчику было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29, 30).
Кроме того, за 2017 год Леонтьевой Е.В. был начислен налог на объекты недвижимости по адресу: <адрес>; <адрес>, о чем административному ответчику было направлено налоговое уведомление №57698086 от 10.09.2018 г. (л.д. 31, 32).
За 2018 год Леонтьевой Е.В. был начислен налог на здание по адресу: Красноярский край, г. Железногорск, ул. Южная, д. 37/2, о чем административному ответчику было направлено налоговое уведомление №57698086 от 10.09.2018 г. (л.д. 33, 34).
За 2019-2020 году Леонтьеовй Е.В. был начислен налог на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, о чем административному ответчику было направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35, 36, 37, 38).
Таким образом, поскольку судом установлено, что в собственности административного ответчика находилось вышеуказанное недвижимое имущество, Леонтьевой Е.В. обоснованно начислены налоги на него и направлены указанные налоговые уведомления.
В связи с неуплатой в установленный срок налогов, ответчику начислены пени и были направлены требования об оплате налогов и пени №12033 от 10.06.2021 г. со сроком уплаты до 22.07.2021 г., №47524 от 15.12.2021 г. со сроком уплаты до 01.02.2022 г., №51163 от 20.12.2021 г. со сроком уплаты до 07.02.2022 г. (л.д. 12-13, 16-17, 20-21).
Данные требования направлены в адрес налогоплательщика Леонтьевой Е.В. в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 14, 18, 22).
Доводы административного ответчика Леонтьевой Е.В. о недоказанности факта надлежащего направления в ее адрес налоговых требований, подлежат отклонению.
В соответствии с п. 4 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом.
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абзац 4 части 4 статьи 31).
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2023 г.) требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическом) лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года №977 "О Федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", Минкомсвязи России является государственным заказчиком создания и эксплуатации единой системы идентификации и аутентификации, а также оператором указанной системы.
Во исполнение пункта 4 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации Минкомсвязи России приказом от 13 апреля 2012 года N 107 утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - Положение).
Из представленных материалов дела следует, что Леонтьева Е.В. зарегистрирована пользователем личного кабинета налогоплательщика 30.04.2019 г. (л.д. 157), в связи с чем административный ответчик, имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имела возможность ознакомиться с направленными в ее адрес уведомлениями и требованиями.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац 5 п. 2 ст. 11.2 НК РФ).
Сведений о том, что Леонтьева Е.В. обращалась в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, либо отказывалась от получения информации через личный кабинет, материалы дела не содержат.
13.05.2022 г. Межрайонная ИФНС России №26 по Красноярскому краю обратилась с мировому судьей судебного участка №27 в ЗАТО г. Железногорск с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Леонтьевой Е.В. недоимки по налогу и пени по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017, 2019-2020 годы, земельному налогу за 2019-2020 годы, на общую сумму 39 088,06 рублей (л.д. 139).
13.05.2022 г. мировым судьей судебного участка №27 в ЗАТО г. Железногорск на основании указанного заявления был выдан судебный приказ №02а-0379/27/2022, на основании которого 05.10.2022 г. в ОСП по г. Железногорску было возбуждено исполнительное производство №273595/22/24089-ИП (л.д. 99-101). По данному исполнительному производству принудительное взыскание денежных средств с административного ответчика не осуществлялось, 12.01.2023 г. в связи с поступившими возражениями от Леонтьевой Е.В. судебный приказ был отменен (л.д. 45).
С настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России №1 по Красноярскому краю обратилась в Железногорский городской суд Красноярского края 17.04.2023 г., направив его заказным почтовым отправлением, что подтверждается конвертом (л.д. 48).
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2023 г.) заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Таким образом, обращаясь к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности Леонтьевой Е.В. по уплате налогов и пени превысила 10 000 рублей (по требованию №47524 от 15.12.2021 г.) и в течение 6 месяцев с момента отмены судебного приказа, налоговым органов сроки, установленные законом для обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки и пени, не пропущены.
При таком положении, суд приходит к выводу, что налоговым органом сумма земельного налога и налога на имущество физических лиц исчислена правильно, налоги своевременно не уплачены, пени начислены обоснованно.
Оснований для уменьшения размера пени в соответствии со ст. 333 ГК РФ суд не усматривает, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, порядок начисления пени за несвоевременную уплату налогов регулируется положениями Налогового кодекса Российской Федерации и в данном случае нормы ст. 333 ГК РФ применению не подлежат.
Решением Железногорского городского суда от 11.08.2023 г., вынесенным в порядке упрощенного (письменного) производства, вступившим в законную силу 12.09.2023 года по административному делу 2а-1637/2023 с Леонтьевой Е.В. взысканы недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 68 рублей, за 2020 год в размере 901 рубль, за 2020 год в размере 27 669 рублей, недоимка по земельному налогу за 2019 год в размере 50 рублей, за 2020 год в размере 660 рублей 02 копейки, пени на налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 4 рубля 81 копейка, за 2020 год в размере 4 рубля 05 копеек, за 2015 год в размере 792 рубля 37 копеек, за 2016 год в размере 1 115 рублей 41 копеек, за 2017 год в размере 3 598 рублей 75 копеек, за 2018 год в размере 2 511 рублей 76 копеек, за 2019 год в размере 1 584 рубля 85 копеек, за 2020 год в размере 124 рубля 51 копейка; пени на земельный налог за 2019 году в размере 3 рубля 53 копейки, а всего 39 088 рублей 06 копеек.
26 января 2024 года на основании исполнительного документа № по административному делу № возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Леонтьевой Елены Валерьевны, в рамках которого должником погашена задолженность по налогам в размере 39088 рублей 06 копеек (л.д. 106-108).
09.02.2024 г. Леонтьевой Е.В. задолженность, взысканная указанным решением суда в размере 39 088,06 рублей уплачена в полном объеме путем внесения денежных средств на депозитный счет ОСП по г. Железногорску и 20.02.2024 г. постановлением судебного пристава исполнителя ОСП по г. Железногорску ГУФССП России по Красноярскому краю исполнительное производство окончено в связи с тем, что требования исполнительного документа исполнены (л.д. 109, 111).
Таким образом, административным ответчиком внесены денежные средства в соответствии с требованиями настоящего административного иска в полном объеме, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований при повторном рассмотрении дела в общем порядке суд не усматривает.
При этом, суд не соглашается с расчетом задолженности, произведённым административным истцом в уточненном административном иске, полагает, что налоговая инспекция не вправе изменить назначение платежа и направить перечисленные налогоплательщиком суммы на погашение имеющихся у него иных недоимок в порядке ст.45 НК РФ, поскольку это будет нарушать конституционное право административного ответчика на судебную защиту.
Применение налоговым органом положений ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» возможно лишь при отсутствии судебного спора в период осуществления такого налогового платежа.
В случае если же в производстве суда имеется дело о взыскании обязательных платежей и санкций, то уплата задолженности по предъявленному административному иску должна приводить к окончанию производства по административному делу, а не вести к множественности судебных споров.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от которой истец освобожден, в размере 1 372 рубля 64 копейки (при подаче искового заявления имущественного характера), поскольку административным ответчиком требования административного истца исполнены после обращения в суд с настоящим административным иском.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 1372 ░░░░░ 64 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░