РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2023 г. г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Орлова Р.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гусляковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0034-01-2023-004604-40 (2а-4447/2023) по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Иркутской области к Коновалову Александру Викторовичу о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей, пени
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 22 по Иркутской области обратилась в суд с иском к Коновалову А.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 7232,32 руб., пени в размере 71,72 руб., на обязательное пенсионное страхование в размере 27851,20 руб., пени в размере 276,19 руб. за 2020 год, земельному налогу в размере 1161,00 руб., пени в размере 2,63 руб. за 2019 год, налогу на имущество физических лиц в размере 276 руб., пени в размере 12,99 руб. за 2017, 2018 годы.
В обоснование заявленных требований указано о том, что административный ответчик состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя и обязан был уплачивать страховые взносы, в период осуществления предпринимательской деятельности допустил несвоевременную уплату налогов. Административному ответчику были направлены требования от 28.06.2019 № 43020, от 30.06.2020 № 61317, от 18.12.2020 № 382766787, от 03.02.2021 № 381002316.Срок для обращения в суд истек 23.09.2021, инспекция с заявлением о вынесении судебного приказа не обращалась, просит восстановить пропущенный срок.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 22 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
Административный ответчик Коновалов Александр Викторович в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны.
Суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие сторон в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), поскольку их явка в суд не является и не признана судом обязательной.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 8 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом.
При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (части 2 и 5 статьи 15 КАС РФ).
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (п. 2 и 3 ст. 44 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 названного Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Судом установлено, что Коновалов А.В. состоял на учете в Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области в качестве индивидуального предпринимателя в период с ****год по ****год, что подтверждается сведениями из ЕГРИП (ИНН №).
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов не была исполнена ответчиком в установленные законом сроки, налоговым органом, согласно содержанию иска, в адрес ответчика было направлено требование № 381002316 по состоянию на 03.02.2021 со сроком уплаты до 23.03.2021.
Доказательств направления указанного требования в адрес налогоплательщика налоговым органом не представлено.
В силу ч. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 1 ст. 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно ст. 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу ч. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно ответу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.11.2023 № КУВИ-001/2023-247046370 в период с 29.12.2015 по 19.03.2023 у Коновалова А.В. в собственности был земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в районе садоводческого некоммерческого товарищества <...>, дачное некоммерческое товарищество <...>, участок № (кадастровый №).
Сведений о направлении в адрес Коновалова А.В. налогового уведомления о необходимости оплаты земельного налога за 2019 год материалы дела не содержат, налоговым органом таких сведений не представлено.
Как указывает истец Коноваловым А.В. земельный налог за 2019 год не оплачен, в связи с чем налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование № 382766787 об уплате земельного налога за 2019 год, срок исполнения требования до 03.02.2021.
Доказательств направления данных требований налоговым органом суду не представлено.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Порядок и сроки уплаты налога на имущество физического лица установлены ст. 409 НК РФ, в связи с чем налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиком – физическими лицами не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговом периодом.
В силу ч. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Сведений о направлении в адрес Коновалова А.В. налогового уведомления о необходимости оплаты налога на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы материалы дела не содержат, налоговым органом таких сведений не представлено. Согласно пояснениям запрашиваемые судом доказательства и документы в налоговом органе отсутствуют.
Как указывает истец Коноваловым А.В. налог на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы не оплачен, в связи с чем налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование № 61317 об уплате налога на имущество физических лиц, срок исполнения требования до 18.11.2020.
Доказательств направления указанного требования налоговым органом суду не представлено.
До настоящего времени, как указывает истец, страховые взносы, земельный налог, налог на имущество физических лиц не уплачены.
Проверяя соблюдение срока обращения истца в суд с предъявленными требованиями, суд приходит к следующему.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 286 КАС РФ).
В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Частью 3 ст. 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Срок исполнения требования № 381002316 истек 23.03.2021, следовательно, к мировому судье налоговая инспекция обязана была обратиться в срок до 23.09.2021, поскольку сумма общей задолженности превышает 10 000 рублей.
К мировому судье, в связи с пропуском срока, налоговая инспекция не обращалась.
В суд с настоящим иском административный истец обратился 18.10.2023, то есть с пропуском установленного законом срока обращения в суд с данными требованиями.
Согласно п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков высокая нагрузка на каждого сотрудника инспекции, недостаточное техническое оснащение, отсутствие автоматизированных процессов, а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли лица, которые объективно препятствовали или исключили возможность своевременного обращения к мировому судье.
Такие обстоятельства по настоящему делу отсутствуют.
В определении суда от 23.10.2023 налоговому органу было предложено представить в суд доказательства, обосновывающие ходатайство о восстановлении срока для обращения с административным иском в суд. Доказательств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не представлено. Негативные последствия нарушения сроков обращения в суд не могут быть возложены на налогоплательщика и повлечь взыскание налога с нарушением установленных законом сроков.
Учитывая, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд, не представлены доказательства направления в адрес налогоплательщика требований об уплате задолженности по налогам, взносам, что свидетельствует о нарушении со стороны налогового органа процедуры взыскания недоимки, суд отказывает административному истцу в восстановлении пропущенного процессуального срока и на этом основании отказывает в удовлетворении административных требований к Коновалову А.В. в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 22 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7232,32 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 71,72 ░░░., ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 27851,20 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 276,19 ░░░. ░░ 2020 ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1161,00 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2,63 ░░░. ░░ 2019 ░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 276 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12,99 ░░░. ░░ 2017, 2018 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░