Дело № 2а-1558/2023
УИД 39RS0010-01-2022-001260-67
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 сентября 2023 г. г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Чулковой И.В.,
с участием старшего помощника прокурора Гурьевского района Калининградской области Иванцова Е.И.,
при помощнике судьи Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Гурьевского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к Кузнецову ФИО6 о прекращении действия права на управление транспортными средствами, с участием заинтересованных лиц: ГБУЗ «Наркологический диспансер Калининградской области, УГИБДД УМВД России по Калининградской области,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гурьевского района Калининградской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Кузнецову ФИО7 о прекращении действия права на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения № №, выданного 27.12.2016. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Гурьевского района Калининградской области проведена проверка исполнения территориальными органами федеральных органов государственной власти требований Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в ходе которой установлено, что административный ответчик с 06.04.2022 состоит на учете в ГБУЗ «Наркологический диспансер Калининградской области» с диагнозом F10.2 (код заболевания по МКБ-10).
Согласно сведениям ОГИБДД ОМВД России «Гурьевский», Кузнецову ФИО8. 27.12.2016 было выдано водительское удостоверение № № на право управления транспортными средствами.
Учитывая, что в соответствии с Международной классификацией болезней МКБ-10 имеющееся у Кузнецова ФИО9 заболевание с кодом F10 «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ», является препятствием к управлению транспортными средствами и в силу действующего законодательства запрещает ему допуск к управлению транспортными средствами, прокурор просил суд прекратить действие права на управление транспортными средствами, предоставленного административному ответчику на основании выданного водительского удостоверения.
В судебном заседании заместитель прокурора Гурьевского района Калининградской области Иванцов Е.И. иск поддержал по изложенный в нём основаниям.
Административный ответчик Кузнецов ФИО10 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Заслушав доводы заместителя прокурора Гурьевского района Калининградской области Иванцова Е.И., исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Пункт 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене 8 ноября 1968 году и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 году, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано устанавливать определенные требования, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности. Это согласуется со статьей 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определения от 8 июля 1999 года № 118-О, от 25 сентября 2014 года № 2158-О, от 29 марта 2016 года № 464-О и др.).
В силу положений части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Пунктом 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения).
В силу статьи 23 Закона о безопасности дорожного движения, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в частности, обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу пункта 2 статьи 24 Закона о безопасности дорожного движения реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно статье 28 Закона о безопасности дорожного движения, основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 23.1 Закона о безопасности дорожного движения медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604), в силу пункта 7 раздела II которого к числу таких противопоказаний относятся заболевания «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ», код заболевания по Международной статистической классификации болезней: F10.
При этом наличие у водителя медицинского противопоказания к управлению транспортными средствами само по себе является достаточным основанием для прекращения его права на управление транспортными средствами.
Согласно карточке операции ВУ, Кузнецов ФИО11., ДД.ММ.ГГ года рождения, имеет водительское удостоверение № №, выданное ему МРЭО ГИБДД УМВД Калининградской области 27.12. 2016 года, категории «В, В1(AS).
Из ответа ГБУЗ «Наркологический диспансер Калининградской области» исх. № 4584-з от 20.04.2023 следует, что Кузнецов ФИО12., 17.02.1978 года рождения, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Наркологический диспансер Калининградской области» с диагнозом F10.2 (код заболевания по МКБ – 10).
Административный ответчик Кузнецов ФИО13 не был ограничен судом в осуществлении своих процессуальных прав, однако доказательств, опровергающих сведения, предоставленные медицинским учреждением, в материалы дела не представил.
Заключение врачебной комиссии медицинской организации о снятии с учета при наличии подтвержденной стойкой ремиссии Зыбина ФИО14 в суд не представлено.
Учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь нормами Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604, оценив обстоятельства, установленные по делу, суд приходит к выводу, что имеющееся у Кузнецова ФИО15. заболевание исключает возможность его допуска к управлению транспортными средствами.
Таким образом, административные исковые требования прокурора Гурьевского района Калининградской области, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, о прекращении действия права на управление транспортными средствами, предоставленного административному ответчику на основании выданного водительского удостоверения, суд находит законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░16 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░17, ░░.░░.░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ > <░░░░░ >, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░, ░1 (AS)» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № № ░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░18, ░░.░░.░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ > ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░