УИД 60RS0001-01-2023-011187-17 Дело № 2а-6200/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2023 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Новиковой М.В.,
секретаре Душевской К.П.,
с участием прокурора Валуевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области к гражданину Исламской Республики Афганистан Рахими Х. о помещении в ФКУ «Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или ремиссии, Министерства внутренних дел Российской Федерации» (дислокация г. Псков),
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (далее – УМВД России по Псковской области, Управление) обратилось в суд с административным иском о помещении гражданина Исламской Республики Афганистан Рахими Х. в ФКУ «Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или ремиссии, Министерства внутренних дел Российской Федерации» (дислокация г. Псков) (далее – Центр временного содержания иностранных граждан, специальное учреждение).
В обоснование указано, что 10.10.2023 приговором Пыталовского районного суда Псковской области гражданин Исламской Республики Афганистан Рахими Х. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.3 ст.322 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), и ему назначено наказание в виде 08 месяцев лишения свободы.
14.12.2023 УМВД России по Псковской области в соответствии с ч. 3 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон №114-ФЗ) вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Исламской Республики Афганистан Рахими Х., **.**.1994 г.р., в течение трех лет сроком до 14.12.2026. В тот же день (14.12.2023) УМВД России по Псковской области приняло решение о депортации Рахими Х.
14.12.2023 Рахими Х. освобожден из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области по отбытию срока наказания и решением УМВД России по Псковской области помещен на срок до 48 часов в Центр временного содержания иностранных граждан, специальное учреждение, так как постоянного места жительства на территории Российской Федерации отсутствует.
Законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы Рахими Х. не имеет.
В связи с указанным, УМВД России по Псковской области просит суд поместить Рахими Х. в данное специальное учреждение до завершения процедуры депортации на срок до 180 суток.
Административный ответчик Рахими Х. в судебном заседании заявленные требования в целом признал. Пояснил, что его семья – супруга и двое несовершеннолетних детей проживают в Исламской Республики Афганистан, родственников, жилья и легальных источников дохода на территории Российской Федерации он не имеет. Вместе с тем просил не депортировать его в страну гражданской принадлежности, поскольку там в связи с приходом к власти исламского радикального религиозно-политического движения «Талибан» (запрещено на территории Российской Федерации как террористическая организация) существует угроза его жизни. В апреле 2023 он (Рахими Х.), находясь в г. Москве, через адвоката обращался за предоставлением ему временного убежища на территории Российской Федерации, но ответ на обращение до сих пор не получил. Денежных средств для самостоятельного приобретения билета в страну гражданской принадлежности он не имеет.
Представитель административного истца Пушкина А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, дополнительно указав, что административный ответчик помещен в Центр с дислокацией в г. Пскове на срок 48 часов с момента составления акта приема-передачи. Указала, что сведений об обращении Рахими Х. за получением временного убежища в Российской Федерации, не имеется. Срок рассмотрения подобных заявлений составляет 3 месяца, поэтому полагала надуманными доводы Рахими Х. о его обращении за получением временного убежища. Отмечала, что у Рахими Х. отсутствует документ удостоверяющий личность, в связи с чем в настоящее время готовится запрос в консульское учреждение Исламской Республики Афганистан для подтверждения его личности и оформления нового документа для возвращения в страну гражданской принадлежности.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Валуевой Н.В., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция России предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст.55, ч. 3 ст.62).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации
В силу статьи 25.10 Федерального закона №114-ФЗ иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, является незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) депортация – это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Депортация иностранных граждан, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок депортации иностранных граждан определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 настоящего Федерального закона (п. 4-5 ст. 31 Федерального закона № 115-ФЗ).
Согласно п. 9 ст. 31 указанного Федерального закона №115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий 48 часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя (п.9.3 ст. 31 Федерального закона № 115-ФЗ).
Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок свыше сорока восьми часов может осуществляться только на основании решения суда (п. 9.4 ст. 31, п. 5 ст. 32.2 Федерального закона № 115-ФЗ). В обязательном порядке в специальное учреждение помещается иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии, в случае отсутствия документа, удостоверяющего его личность.
Установлено, что 10.10.2023 приговором Пыталовского районного суда Псковской области гражданин Исламской Республики Афганистан Рахими Х. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 322 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 08 месяцев лишения свободы (л.д. 7-11).
14.12.2023 УМВД России по Псковской области в соответствии с ч. 3 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Исламской Республики Афганистан Рахими Х., 30.04.1994 г.р., в течение трех лет сроком до 14.12.2026 (л.д. 14-15).
14.12.2023 УМВД России по Псковской области приняло решение о депортации Рахими Х. (л.д. 16-17).
14.12.2023 Рахими Х. освобожден из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области по отбытию срока наказания (л.д. 19) и решением УМВД России по Псковской области помещен на срок до 48 часов в Центр временного содержания иностранных граждан, специальное учреждение, так как постоянного места жительства на территории Российской Федерации отсутствует (л.д. 21).
Таким образом, законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы Рахими Х. не имеет.
Определением Псковского городского суда от 15.12.2023 срок пребывания гражданина Рахими Х. в Центре продлен до рассмотрения настоящего дела (л.д. 4).
Поскольку в отношении административного ответчика принято решение о его депортации, и он не имеет документа, удостоверяющего личность, то в силу прямого указания Федерального закона №115-ФЗ он подлежит помещению в специальное учреждение.
Поскольку в отношении административного ответчика имеется неисполненное решение о его депортации, то его помещение в специальное учреждение в данном случае является мерой, направленной на защиту правоотношений, перечисленных в части 3 статьи 55 Конституции РФ, и, по мнению суда, соразмерно цели защиты этих правоотношений.
С учетом требований ч.2 ст.269 КАС РФ испрашиваемый Управлением срок помещения ответчика в Центр временного содержания иностранных граждан суд находит обоснованным, поскольку в настоящее время требуется направить запрос в консульское учреждение для подтверждения личности Байдара Д.Н. и оформления ему нового документа. Кроме того, суд учитывает, что Байдар Д.Н. не располагает средствами для приобретения билета в страну гражданской принадлежности.
Доводы Рахими Х об угрозе жизни при возвращении в страну гражданской принадлежности объективно ничем не подтверждены, сведений о его обращении в компетентные органы за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, при знании его беженцем или вынужденным переселенцем в материалах дела не содержится.
Кроме того, суд учитывает, что в период якобы имевшего место обращения за предоставлением ему временного убежища на территории Российской Федерации Рахими Х. пытался незаконно пересечь государственную границу Российской Федерации с целью убытия в страны Евросоюза, то есть совершил уголовное преступление, за которое был приговорен к реальному лишению свободы, что свидетельствует о пренебрежительном отношении к законодательству страны, где он пытался получить убежище.
В этой связи суд полагает возможным пометить гражданина Рахими Х. в Центр временного содержания иностранных граждан на срок до 180 суток, то есть до 15.06.2024 включительно.
В связи с тем, что вследствие особых обстоятельств данного дела при замедлении исполнения решения суда указанное исполнение может нанести значительный ущерб публичным интересам, в силу статьи 188 КАС РФ решение подлежит обращению к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177-180, 188, 269 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░., **.** 1994 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░), ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░ 180 ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 15.06.2024 ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░