Решение
Именем Российской Федерации
02 ноября 2020 года Г.Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лосевой Н.В.
при секретаре Дубицкой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-7187\2020 по административному исковому заявлению Администрации Одинцовского городского округа Московской области к межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств №2 ГУФССП по Московской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств №2 ГУФССП по Московской области Семешину Сергею Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Московской области об оспаривании бездействия
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Администрация Одинцовского городского округа Московской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований, к межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств №2 ГУФССП по Московской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств №2 ГУФССП по Московской области Семешину Сергею Сергеевичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Московской области об оспаривании бездействия, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившиеся в неисполнении требований исполнительных документов об обязании ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО1, ФИО9. ФИО8, ФИО2, ФИО3, ФИО7. ФИО4 снести самовольное строение (многоквартирный дом), расположенное на земельном участке по адресуАДРЕС, АДРЕС.
В обоснование требований указал, что решением ФИО5 городского суда АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворены исковые требования Администрации городского поселения Одинцово о сносе самовольной постройки, расположенной по адресу: АДРЕС, АДРЕС на земельном участке с К№.
На основании указанного судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского поселения Одинцово получены исполнительные листы ВС №, ВС №, ВС №, ВС №, ВС №, ВС №, ВС №, ВС №, ВС №. ВС №, об обязании ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО1, ФИО9. ФИО8, ФИО2, ФИО3, ФИО7. ФИО4 снести самовольное строение (многоквартирный дом), расположенное на земельном участке по адресу: АДРЕС, д. Вырубово, АДРЕС, которые ДД.ММ.ГГГГ были направлены в УФССП России по АДРЕС.
Согласно информации на официальном сайте ФССП России, в отношении ответчиков ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО1, ФИО15, ФИО8, ФИО2. ФИО19, ФИО7, ФИО4 судебным приставом-исполнителем ФИО5 В.Д.:
- по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО4 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
- по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО7 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
- по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО19 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
- по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО2 возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ;
- по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО8р. возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО9 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО1 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО10 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО11 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
по исполнительному листу в отношении ФИО12 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
До настоящего времени решение суда не исполнено, никаких мер по исполнению судебного акта не принимается, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд с данным иском.
Административный истец: представитель Администрация Одинцовского городского округа Московской области по доверенности Конькова А.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Административный ответчик: представитель межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств №2 ГУФССП по Московской области, судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств №2 ГУФССП по Московской области Семешин Сергей Сергеевич, Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области в судебное заседание не явились.
Заинтересованное лицо: ФИО4 явилась, оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.
Заинтересованные лица ФИО7. ФИО19, ФИО9. ФИО10, ФИО11,ФИО12 в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Закон возлагает функцию принудительного исполнения требований исполнительных документов в Российской Федерации на службу судебных приставов и непосредственно на судебных приставов-исполнителей, определяя порядок и процедуру совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" и Федеральном законе "О судебных приставах".
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Под бездействием понимается неисполнение должностным лицом, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) - пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".
В силу ст. 4 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Частью 1 ст. 12, статьей 13 Закона N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Меры принудительного исполнения определены в ч. 3 ст. 68 Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 64 Закона об исполнительном производстве, исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
На основании ч. 1 ст. 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как усматривается из материалов дела, решением Одинцовского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № удовлетворены исковые требования Администрации городского поселения Одинцово о сносе самовольной постройки, расположенной по адресу: АДРЕС, АДРЕС на земельном участке с К№.
На основании указанного судебного акта от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского поселения Одинцово получены исполнительные листы ВС №, ВС №, ВС №, ВС №, ВС №, ВС №, ВС №, ВС №, ВС №. ВС №, об обязании ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО1, ФИО9. ФИО8, ФИО2, ФИО3, ФИО7. ФИО4 снести самовольное строение (многоквартирный дом), расположенное на земельном участке по адресу: АДРЕС АДРЕС, которые ДД.ММ.ГГГГ были направлены в Одинцовский отдел УФССП России по АДРЕС.
Согласно информации на официальном сайте ФССП России, в отношении ответчиков ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО1, ФИО15, ФИО8, ФИО2. ФИО19, ФИО7, ФИО4 судебным приставом-исполнителем ФИО5 В.Д.:
- по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО4 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
- по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО7 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
- по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО19 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
- по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО2 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
- по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО8р. возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО9 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО1 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО10 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
по исполнительному листу серии ВС № в отношении ФИО11 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
по исполнительному листу в отношении ФИО12 возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ;
На основании акта об изменении места совершения исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные исполнительные документы переданы для исполнения в СМО по ИОВИП Московской области.
На исполнении в МО по ИОВИП № по Московской области находятся исполнительные производства № в отношении ФИО8 № № в отношении ФИО10, № в отношении ФИО19, № в отношении ФИО7., № в отношении ФИО10, № в отношении ФИО9. № в отношении ФИО11., № в отношении ФИО12 об обязании снести самовольную постройку.
Статьей 107 Закона об исполнительном производстве определены особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций.
Частью 4 статьи 107 Закона об исполнительном производстве установлено, что снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора.
Порядок исполнения судебных актов о сносе самовольно возведенных строений определяют Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений, утвержденные Федеральной службой судебных приставов 31 марта 2014 года N 8.
Как следует из пунктов 3.4, 3.5 Методических рекомендаций по истечении срока для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель осуществляет выход по месту совершения исполнительных действий для установления факта исполнения либо неисполнения должником требований исполнительного документа.
В случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в соответствии с положениями ст. 112 Закона об исполнительном производстве и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с положениями КоАП РФ, устанавливает новый срок для исполнения и предупреждает должника о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 105 указанного Закона исполнение требований исполнительного документа будет организовано судебным приставом-исполнителем в соответствии с правами, предоставленными ему Законом.
Согласно пункту 3.10 Методических рекомендаций в целях принудительного сноса строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций судебный пристав-исполнитель вправе привлечь соответствующую специализированную организацию в соответствии с положениями Закона.
В случае необходимости организации дальнейшего исполнения за счет средств федерального бюджета судебный пристав-исполнитель информирует об этом старшего судебного пристава, который после проверки материалов исполнительного производства и установления факта применения в полном объеме мер принудительного характера в соответствии с положениями статьи 105 Закона об исполнительном производстве обращается с докладной запиской на имя руководителя соответствующего территориального органа, в которой излагает суть требований исполнительного документа неимущественного характера, а также в хронологическом порядке описывает действия, предпринятые для исполнения требований исполнительного документа. Привлечение соответствующей специализированной организации для исполнения указанных требований за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и указанием ФССП от 31.01.2011 N 12/08-1872-ВМ.
Принудительное исполнение перечисленных выше категорий исполнительных документов производится с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением соответствующего акта.
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Суд предлагал неоднократно ответчику представить материалы вышеуказанных исполнительных производств, судебный пристав-исполнитель уклонился от их предоставления.
Как установлено судом, исполнительные производства № в отношении ФИО8 № № в отношении ФИО10, № в отношении ФИО19, № в отношении ФИО7., № в отношении ФИО10, № в отношении ФИО9. № в отношении ФИО11, № в отношении ФИО17 возбуждены в 2014 года, до настоящего времени решение суда не исполнено, сведений, подтверждающих, что судебный пристав-исполнитель применил весь комплекс необходимых мер, предусмотренных приведенным положениями Закона N 229-ФЗ и Методических рекомендаций, в целях исполнения требований исполнительного документа, а действия, предпринятые судебным приставом-исполнителем, не привели к исполнению решения суда в течение длительного срока, не имеется.
Вышеприведенные положения Закона об исполнительном производстве, которые во взаимосвязи с иными положениями данного Федерального закона, содержат условия, порядок и особенности применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения и направлены на правильное и своевременное исполнение вступивших в законную силу судебных постановлений, должностным лицами службы судебных приставов должным образом не реализуются.
Определением Одинцовского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Одинцовского района Московской области предоставлено право сноса самовольной постройки-многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС с последующем взыскание судебных расходов с ответчиков.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Между тем, МО ПО ВИП №2 ГУ ФССП по Московской области таких доказательств в подтверждение указанных обстоятельств не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, об удовлетворении требований в части признания бездействия должностных лиц межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств № ГУФССП по АДРЕС незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ № ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░